АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. № 224
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЗАТО СВЕТЛЫЙ НА 2011 - 2012 ГОДЫ"
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу
"Повышение эффективности расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый на 2011 - 2012 годы" согласно приложению.
2. Постановление опубликовать в муниципальной газете "Светлые вести".
3. Постановление вступает в силу с даты опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации городского округа ЗАТО Светлый - начальника управления финансов Л.Н. Ходаненок.
Глава
городского округа ЗАТО Светлый
А.П.ЛУНЕВ
Приложение
к постановлению
администрации городского округа ЗАТО Светлый
от 8 декабря 2010 г. № 224
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЗАТО СВЕТЛЫЙ НА 2011 - 2012 ГОДЫ"
1. Паспорт программы
Наименование Программы: Муниципальная программа "Повышение эффективности расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый на 2011 - 2012 годы"
Основные разработчики и исполнители Программы: Управление финансов администрации городского округа ЗАТО Светлый
Цель Программы: Создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений городского округа ЗАТО Светлый по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей городского округа ЗАТО Светлый в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития городского округа ЗАТО Светлый
Основные задачи Программы:
1. обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
2. создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений городского округа ЗАТО Светлый по обеспечению муниципальных услуг;
3. создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
4. повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый.
Сроки реализации Программы: 2011 - 2012 годы
Объемы и источники финансирования Программы: не требуется
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: переход к программному бюджету; формирование муниципальных заданий; оптимизация бюджетной сферы городского округа ЗАТО Светлый.
Контроль за исполнением Программы: осуществляет администрация городского округа ЗАТО Светлый, первый заместитель главы администрации городского округа ЗАТО Светлый - начальник управления финансов.
I. Необходимость разработки и реализации Программы
В 2000-х годах Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003 - 2004 годы.
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
установления механизма сбережения нефтегазовых доходов и ограничений дефицита федерального бюджета, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и снижение влияния на бюджетную систему Российской Федерации внешних экономических рисков;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных (муниципальных) заданий, проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года);
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.
В городском округе ЗАТО Светлый постановлением главы муниципального образования ЗАТО Светлый от 5 мая 2006 г. № 32 была утверждена Программа оптимизации бюджетных расходов и увеличения доходов бюджета ЗАТО Светлый.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа ЗАТО Светлый в условиях замедления темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами городского округа ЗАТО Светлый.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений городского округа ЗАТО Светлый по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей городского округа ЗАТО Светлый в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа ЗАТО Светлый.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
1. Обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей.
2. Создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений городского округа ЗАТО Светлый по обеспечению муниципальных услуг.
3. Создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.
4. Повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый.
Для решения указанных задач в 2011 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа ЗАТО Светлый;
развитие и внедрение программно-целевых принципов формирования бюджета, включая подготовку к переходу к программному бюджету;
повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, что предполагает как работу с муниципальными заданиями, так и оптимизацию бюджетной сети в соответствии с проводимой реформой муниципальных учреждений;
развитие информационной составляющей системы управления муниципальными финансами городского округа ЗАТО Светлый.
Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый.
III. Долгосрочная сбалансированность
и устойчивость бюджетной системы городского округа
ЗАТО Светлый
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа ЗАТО Светлый является необходимым условием решения задач Программы.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики городского округа ЗАТО Светлый;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития городского округа ЗАТО Светлый - роста уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, то есть к сокращению возможностей не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Таким образом, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета городского округа ЗАТО Светлый с учетом прогноза основных параметров бюджетной системы Саратовской области, основанных на реалистичных оценках;
ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на местном уровне планируется реализовать следующие основные меры:
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов исполнительной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
оптимизация числа налоговых льгот (в отношении местных налогов).
IV. Развитие и внедрение программно-целевых
принципов формирования бюджета, включая подготовку
к переходу к программному бюджету
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов городского округа ЗАТО Светлый как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый предлагается принять программно-целевой принцип формирования бюджета городского округа ЗАТО Светлый.
Внедрение программно-целевого принципа в бюджетный процесс предполагает, что в перспективе подавляющая часть расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый будет осуществляться в рамках целевых программ, имеющих четкие количественные показатели результата. Программная структура бюджета должна охватывать большую часть расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый.
С этой целью органу местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый необходимо утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных целевых программ.
Необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требует изменения порядка составления и утверждения бюджетов.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования - реестра расходных обязательств, обоснование бюджетных ассигнований.
V. Повышение эффективности предоставления
муниципальных услуг
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг предполагает работу с муниципальными заданиями, а также оптимизацию бюджетной сети в соответствии с проводимой реформой муниципальных учреждений.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений проводятся путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
При этом переходный период определен до 1 июля 2012 года.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
VI. Развитие информационной составляющей системы
управления муниципальными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления муниципальными финансами городского округа ЗАТО Светлый на базе автоматизированной информационной системы "Бюджет", ОТР "Система электронного документооборота".
Однако современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности городского округа ЗАТО Светлый, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами городского округа ЗАТО Светлый необходимо развивать единую информационную систему управления муниципальными финансами, которая обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности городского округа ЗАТО Светлый.
Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть вопрос об обеспечении подведомственных учреждений удаленными рабочими местами на базе автоматизированной информационной системы "Бюджет".
Внедрение системы электронного документооборота позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.