Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. по делу № А38-268/2010

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Арбитражный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лабжания Л.Д.,
судьи Толмачева А.А., судьи Рогожиной Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бахтиной А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл
к ответчику Собранию депутатов муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял"
о признании нормативного правового акта недействующим
третье лицо МИФНС России № 5 по РМЭ с участием представителей:
от заявителя - старший помощник Прокурора РМЭ А.,
от ответчика - Ч., по доверенности,
от третьего лица - не явился, представил ходатайство о рассмотрении спора без участия представителя,

установил:

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Собранию депутатов муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" о признании противоречащим закону, имеющему большую юридическую силу, недействующим и не подлежащим применению пункта 11 решения Собрания депутатов муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" от 02.11.2009 № 8 в части установления налоговых льгот по земельному налогу.
В заявлении указано, что ответчик пунктом 11 решения необоснованно ограничил круг лиц, которым могут быть предоставлены льготы по уплате земельного налога. По мнению прокурора, пункт 11 решения не соответствует статьям 388, 395 НК РФ, так как предоставляет право на льготу по уплате земельного налога исключительно организациям, имеющим в собственности земельные участки (л. д. 10 - 14).
В судебном заседании прокурор письменно отказался от требования, просил прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку 05.02.2010 Собранием депутатов муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" принято решение, которым обжалуемый пункт нормативного акта изменен (л. д. 21).
Ответчик в отзыве признал правомерность требования заявителя и подтвердил, что на момент рассмотрения спора представительным органом муниципального образования принято решение № 30 "О внесении изменений в решение от 02.11.2009 № 8 "Об установлении земельного налога". Редакция пункта 11 решения изменена. По мнению представителя ответчика в связи с отсутствием предмета спора производство по делу подлежит прекращению (л. д. 22).
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный по правилам статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства по зарегистрированному в едином государственном реестре адресу, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В представленном в материалы дела отзыве на заявление налоговый орган поддержал доводы заявителя о необоснованном ограничении в оспариваемом решении круга лиц, имеющих право на льготы по уплате земельного налога. Однако указал, что в связи со своевременным внесением изменений в спорный пункт решения, он не применялся при расчете налоговых обязательств, поскольку срок сдачи расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 и срок уплаты налога определен не позднее 30.04.2010 (л. д. 29 - 31).
С учетом мнения сторон на основании части 5 статьи 156 АПК РФ спор разрешен без участия представителя третьего лица.
По правилам статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается по специальным правилам главы 23 АПК РФ коллегиальным составом арбитражного суда.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым прекратить производство по делу по следующим правовым и процессуальным основаниям.
В силу статьи 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам. Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Из материалов дела следует, что 02.11.2009 Собранием депутатов муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" принято решение № 8 "Об установлении земельного налога". В решении определены налоговые ставки, порядок расчета налоговой базы, правила и сроки исчисления и уплаты налога, установлены налоговые льготы (л. д. 16).
Решение было опубликовано в газете "Сельская новь" 20.11.2009 и по правилам статьи 5 НК РФ вступило в силу с 01.01.2010.
Согласно пункту 11 решения "для организаций, имеющих в собственности земельные участки, являющиеся объектом налогообложения на территории муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" льготы, установленные статьей 395 НК РФ, действуют в полном объеме".
Между тем оспариваемый пункт нормативного правового акта противоречит Налоговому кодексу РФ.
Статья 395 НК РФ определяет перечень юридических и физических лиц, являющихся налогоплательщиками по правилам статьи 388 НК РФ, но имеющих право на использование налоговых льгот. Часть 1 статьи 388 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По смыслу указанных норм правом на льготы, предусмотренные статьей 395 НК РФ, пользуются не только организации, имеющие в собственности земельные участки, но и налогоплательщики (юридические и физические лица), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При таких обстоятельствах пункт 11 решения, закрепляя исключительное право на льготы по уплате земельного налога за организациями, имеющими в собственности земельные участки, необоснованно сужает определенный Налоговым кодексом РФ круг лиц, которым такая льгота предоставляется налоговым законодательством, и устанавливает право на льготы по земельному налогу в зависимости от вида пользования земельным участком, что прямо запрещено статьей 3 НК РФ.
Однако в ходе судебного разбирательства Собрание депутатов муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" приняло решение № 30 "О внесении изменений в решение от 02.11.2009 № 8 "Об установлении земельного налога". Представительный орган муниципального образования изменил формулировку оспариваемого пункта. Новая редакция 11 пункта решения № 8 снимает ограничение в предоставлении льгот по земельному налогу. Установленные статьей 395 НК РФ льготы по земельному налогу могут быть использованы всеми плательщиками земельного налога вне зависимости от права пользования земельными участками. Решение от 05.02.2010 № 30 опубликовано в газете "Сельская новь" 12.03.2010 (л. д. 43).
Представитель прокуратуры в связи с принятием ответчиком решения № 30 "О внесении изменений в решение от 02.11.2009 № 8 "Об установлении земельного налога" просил прекратить производство по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, так как предмета спора отсутствует.
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).
Статьей 393 НК РФ определены налоговый и отчетный периоды по земельному налогу. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года.
Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 3 статьи 398 НК РФ).
По смыслу указанных статей налогоплательщики могут воспользоваться правом на льготы по уплате земельного налога только при представлении налогового расчета по авансовым платежам. Срок сдачи налоговой отчетности по земельному налогу за 1 квартал 2010 истекает 30.04.2010.
Следовательно, пункт 11 решения Собрания депутатов муниципального образования "Городское поселение" налогоплательщиками не применялся, так как срок представления расчета по авансовому платежу еще не наступил, права и законные интересы налогоплательщиков не могли быть нарушены применением указанного пункта решения. Данное обстоятельство подтверждено представителем налогового органа.
Оценив материалы дела и доводы сторон, арбитражный суд приходит к итоговому выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора на момент судебного разбирательства перестал существовать.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установлено, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Таким образом, производство по делу А38-268/2010 подлежит прекращению.
В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 АПК РФ).
Вопрос о государственной пошлине арбитражным судом не рассматривался, так как согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса РФ прокуроры, обращающиеся в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд

определил:

Прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу № А38-268/2010 об оспаривании пункта 11 решения Собрания депутатов муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" от 02.11.2009 № 8 в части установления налоговых льгот по земельному налогу.
Направить копии настоящего определения о прекращении производства по делу всем лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить его под расписку уполномоченным представителям.
Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий
Л.Д.ЛАБЖАНИЯ

Судья
А.А.ТОЛМАЧЕВ

Судья
Л.В.РОГОЖИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.04.2010 по делу № А38-268/2010
О прекращении производства по делу

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru