Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2011 г. № 3-1/2011

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
судьи Волковой О.В.,
при секретаре Конышеве К.Е.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А., представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Поповой Е.П., представителя Президента Республики Марий Эл Ковиной Н.В., представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Привалова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим с момента вынесения решения судом пункта 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл",

установил:

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим с момента вынесения решения судом пункта 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл".
В обоснование заявления указал на то, что 26 июля 2007 года Государственным Собранием Республики Марий Эл принят и 30 июля 2007 года подписан Президентом Республики Марий Эл Закон Республики Марий Эл № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл". Текст закона опубликован в газете "Марийская правда" от 3 августа 2007 года № 143, "Собрании законодательства Республики Марий Эл" от 26 августа 2007 года № 8.
21 октября 2010 года Государственным Собранием Республики Марий Эл принят и 26 октября 2010 года подписан Президентом Республике Марий Эл Закон Республики Марий Эл № 56-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых правоотношений". Текст закона опубликован в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 29 октября 2010 года № 42.
Статья 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" дополнена пунктом 5 следующего содержания:
5. Определить органом, уполномоченным принимать решение об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в республиканский бюджет Республики Марий Эл, и региональных налогов в части изменения сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Заместитель прокурора полагает, что возложение пунктом 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" полномочий на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл является превышением полномочий, предоставленных Республике Марий Эл федеральным законодательством. Также ссылается на то, что оспариваемая норма противоречит пункту 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктам 3 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506. Указывает на то, что налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ, однако, подконтрольны лишь федеральным органам исполнительной власти.
Определением судьи от 23 марта 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Президент Республики Марий Эл.
Определением судьи от 7 апреля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
В судебном заседании старший помощник прокурора Республики Марий Эл Назаров А.А. поддержал требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель Государственного Собрания Республики Марий Эл Попова Е.П. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что полномочие Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональных налогов в части изменения сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита установлено Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, полагает, что установленный налоговым законодательством порядок предоставления отсрочки, рассрочки инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, в соответствии с которым решения по этим вопросам принимаются налоговыми органами, в том числе по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, согласуется также с требованиями бюджетного законодательства.
Представитель Президента Республики Марий Эл Ковина Н.В. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что Налоговый кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют право вмешиваться в налоговые правоотношения путем принятия решений и совершения действий, направленных на изменение обязанности конкретного налогоплательщика по уплате конкретного налога. Принять решение об изменении срока уплаты налога в бюджет вправе только администратор соответствующих доходов. Полномочиями главных администраторов доходов региональных бюджетов, в том числе и доходов от уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации наделены Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Полагает, что законами субъектов Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации могут быть наделены полномочиями вне пределов, установленных федеральным законодательством, если эти полномочия соответствуют их юридической природе и касаются вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Привалов А.Ю. с заявлением не согласился, суду пояснил, что принятые изменения в Закон Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" в части определения уполномоченного органа не изменили правового положения и функций территориального органа Федеральной налоговой службы России по Республике Марий Эл. Принятие решений об изменении сроков уплаты одним уполномоченным органом по всем видам налогов (федеральным, региональным, местным), зачисляемым в консолидированный бюджет Республики Марий Эл, отвечает требованиям эффективности налогового администрирования, оптимизации деятельности государственных органов, исключения дублирования, выполняющих ими функций.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 указанной статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктами "г", "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ статья 63 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 7 следующего содержания:
7) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно новой редакции статьи субъектам Российской Федерации дано право законодательно устанавливать уполномоченный орган по принятию решений об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам.
Во исполнение подпункта 7 пункта 1 статьи 63 Налогового кодекса Российской Федерации 21 октября 2010 года Государственным Собранием Республики Марий Эл принят и 26 октября 2010 года подписан Президентом Республике Марий Эл Закон Республики Марий Эл № 56-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых правоотношений". Текст закона опубликован в газете "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 29 октября 2010 года № 42, в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 ноября 2010 года № 11 (191).
Статья 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" дополнена пунктом 5 следующего содержания:
5. Определить органом, уполномоченным принимать решение об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в республиканский бюджет Республики Марий Эл, и региональных налогов в части изменения сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Закон Республики Марий Эл от 26 октября 2010 года № 56-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых правоотношений" принят уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка, вступил в законную силу.
Согласно статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогично определен правовой статус налоговых органов в статьях 1 - 4 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и пунктами 2 - 4 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года.
Согласно статье 1 Примерного Положения об Управлении федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы России и ей подконтрольно.
Пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной налоговой службе по Республике Марий Эл закреплено аналогичное положение.
В силу статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы несут обязанности, предусмотренные кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.22 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 410 от 12 августа 2004 года (с последующими изменениями) "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов", взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
Из содержания вышеназванных нормативных актов следует, что полномочия налоговых органов в Российской Федерации могут определяться только нормативными правовыми актами федеральных органов.
Территориальный орган федеральной налоговой службы, в данном случае - Управление федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, входит в единую систему налоговых органов Российской Федерации, взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, однако подконтрольны только Федеральной налоговой службе России.
Таким образом, возложение пунктом 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" вышеуказанных полномочий на Управление федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, является превышением полномочий, предоставленных Республике Марий Эл федеральным законодательством.
Доводы о том, что действующим законодательством только налоговым органам предоставлены полномочия по принятию решений об изменении срока уплаты налога в бюджет, основаны на неправильном толковании норм материального права. Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ внесены дополнения в статью 63 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми федеральный законодатель разделил отдельные функции уполномоченных органов по принятию решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, возложив полномочия по принятию решения об изменения срока уплаты налога в том числе на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, помимо Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.
Доводы о том, что Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в своей деятельности руководствуется в том числе законами субъекта Российской Федерации, не дают возможности субъекту Российской Федерации возлагать дополнительные полномочия на федеральный орган и его территориальные органы и принимать законы с превышением своих полномочий.
Суд находит несостоятельной позицию Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о несогласии с заявлением заместителя прокурора. Поскольку в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 03-02-07/1-614 следует, что законом субъекта Российской Федерации не могут быть переданы полномочия по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам налоговым органам.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2011 года № 03-02-07/1-3 разъяснено, что законом субъекта Российской Федерации соответствующим уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита, может быть определен финансовый орган.
Таким образом, положения пункта 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В данном деле оспариваемые положения нормативного правового акта, противоречащие федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку имеет место проверка законности нормативного правового акта по заявлению прокурора в порядке абстрактного нормоконтроля, а не в связи с рассмотрением спора между конкретными субъектами.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Марий Эл.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать пункт 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья
О.В.ВОЛКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Марий Эл от 20.04.2011 № 3-1/2011
О признании недействующим пункта 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru