Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. по делу № А12-1296/2011

Резолютивная часть решения объявлена: 28 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен: 28 апреля 2011 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе: судьи Самсонова В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новицким Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокуратуры Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) к администрации Александровского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области (ИНН 343411004078, ОГРН 105345766057), обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ИНН 2310077857, ОГРН 1022301610870) о признании недействительным договора от 16.10.2010 № 6, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области;
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Волгоградской области (истец) - С., служебное удостоверение;
от администрации Александровского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области (ответчик) - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ответчик) - О., представитель по доверенности;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (третье лицо) - не явился, извещен;
от администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (третье лицо) - не явился, извещен;
Прокуратура Волгоградской области (далее по тексту - истец, прокуратура) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением в защиту публичных интересов к администрации Александровского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - ответчик 1, администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее по тексту - ответчик 2, общество) о признании недействительным договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 16.10.2010 № 6 и применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области и администрация Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования. Представитель общества заявленные требования не признал. Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, свою правовую позицию изложили в представленных суду отзывах.
В соответствие с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей администрации третьих лиц.

установил:

31 июля 2008 года между администрацией Александровского сельского поселения и администрацией Киквидзенского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение о проведении совместных торгов по выбору страховой организации для заключения контрактов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), которым администрацией Александровского сельского поселения переданы полномочия по организации и проведению такого конкурса.
По итогам открытого совместного конкурса на право заключения муниципальных контрактов, договоров на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд бюджетных организаций и учреждений Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, проведенного 08.09.2008 на основании распоряжения главы Киквидзенского муниципального района № 142-р от 04.08.2008, между, конкурс признан несостоявшимся.
25 сентября 2008 года между единственным участником конкурса - обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" и администрацией Киквидзенского муниципального района Волгоградской области был заключен муниципальный контракт № 1, согласно условиям которого в течение трех лет с момента его заключения все бюджетные организации и учреждения, расположенные на территории Киквидзенского муниципального района Волгоградской области заключают договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах".
В соответствие с названным муниципальным контрактом 16.10.2010 между администрацией Александровского сельского поселения и обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" был заключен договор № 6 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств сроком действия с 15.06.2010 по 14.06.2011. Администрацией Александровского сельского поселения на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Россгосстрах" в счет оплаты услуг по договору 24.06.2010 из бюджета сельского поселения были перечислены денежные средства в размере 2 616,30 рублей.
Решением Совета депутатов Александровского сельского поселения № 81/35 от 21.12.2007 бюджет Александровского сельского поселения утвержден на 2008 финансовый год, а также на период до 2010 года. Согласно справки финансового отдела администрации Киквидзенского муниципального района № 246 от 17.03.2011 в лимитах бюджетных обязательств Александровского сельского поселения по коду операций сектора государственного управления 226 "Прочие работы, услуги" утверждены расходы на 2008 - 2010 годы.
14 октября 2009 года между администрацией Александровского сельского поселения и администрацией Киквидзенского муниципального района вновь заключено соглашение об участии в объединенном совместном конкурсе по выбору страхователя на оказание услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Волгоградской области по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2010 год. Главой Александровского сельского поселения подана заявка на участие в этом конкурсе.
Согласно выписке из протокола № 1К по лоту № 20 (заказчик - администрация Киквидзенского муниципального района) заседания областной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Волгоградской области от 27.01.2010 победителем признано открытое акционерное общество "Военно-страховая компания" Волгоградский филиал. Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" принимало участие в указанном конкурсе, но заняло лишь четвертое место).
Посчитав, что договор № 6 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 16.10.2010 заключен ответчиками с нарушением требований действующего законодательства прокуратура на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением в защиту публичных интересов о признании названного договора недействительным и применении последствий недействительной сделки.
Заслушав объяснения представителей сторон, оценив их доводы в совокупности и взаимосвязи с представленными суду доказательствами, арбитражный суд находит, что заявленное требование подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в числе способов защиты гражданских прав признание сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют отбор финансовых организаций для страхования ответственности путем проведения открытого конкурса в соответствие с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствие с пунктом 1 части статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов.
Порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов".
Таким образом, организатор совместных торгов вправе осуществлять размещение заказа путем объединения в один лот потребности нескольких государственных, муниципальных заказчиков, а также заключать по результатам таких торгов несколько государственных, муниципальных контрактов, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных правовых актов.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ № 631 от 27.10.2006 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков" (далее - Положения), при проведении совместных торгов под организатором совместных торгов понимается один из заказчиков, уполномоченных органов, которому другие заказчики, уполномоченные органы передали на основании соглашения часть своих функций по организации и проведению совместных торгов.
При этом в силу п. 4 указанного Положения для проведения совместных торгов заказчики, уполномоченные органы между собой заключают соглашение о проведении совместных торгов (далее - соглашение) до утверждения конкурсной (аукционной) документации.
Как видно из содержания соглашения о проведении совместных торгов от 31.07.2008, заключенного между администрацией Киквидзенского муниципального района (именуемая "Администрация") и администрацией Александровского сельского поселения (именуемая "Стороны"), предметом его является определение основ взаимоотношений по организации и проведению совместных торгов по выбору страховой организации для заключения контрактов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) муниципальных учреждений Киквидзенского муниципального района.
Пунктом 1.2. соглашения администрация Александровского сельского поселения делегировала администрации Киквидзенского муниципального района полномочия по проведению совместных торгов по выбору страховой организации от имени заказчика для заключения контрактов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), представлять интересы заказчика, утверждать конкурсную документацию, подписывать протоколы конкурсной комиссии.
Пунктом 3.6. указанного соглашения проекты контрактов, составленные по результатам торгов, направляются администрацией для подписания каждой стороной соглашения после их подписания поставщиком.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (ч. 1 ст. 431 ГК РФ).
По мнению суда, содержание положений п. 1.2., и п. 3.6. соглашения о проведении совместных торгов от 31.07.2008 позволяет сделать вывод о том, что администрацией Александровского сельского поселения полномочий по заключению от имени сельского поселения муниципального контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области не передавалось.
Пункт 3.6. соглашения о проведении совместных торгов предусматривает обязанность администрации Киквидзенского района направить проект контракта для подписания администрации Александровского сельского поселения после его подписания страховой компании.
Об этом же свидетельствует и положение пункта 1.1. муниципального контракта от 25.09.2008, согласно которых предметом его является обязанность общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" заключать договора на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств бюджетных организаций и учреждений Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
Как видно из материалов дела, Александровское сельское поселение является органом местного самоуправления и не относится к числу бюджетных организаций и учреждений Киквидзенского муниципального района.
В соответствии со ст. п. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом.
Следовательно, муниципальный контракт, заключенный 25.09.2008 администрацией Киквидзенского муниципального района со страховой компанией - обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" по итогам совместного конкурса, распространяется только на бюджетные организации и учреждения Киквидзенского муниципального района, к каковым Александровское сельское поселение не относится.
Таким образом, муниципальный контракт между обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" и Александровским сельским поселением по итогам совместного конкурса не заключался.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования).
Таким образом, совместный конкурс на право заключения муниципальных контрактов, договоров на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств, проведенный 08.09.2008 администрацией Киквидзенского муниципального района, признан несостоявшимся, муниципальный контракт между Александровским сельским поселением и единственным участником конкурса - обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" не заключен.
Следовательно, договор № 6 от 16.10.2010 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств между ответчикам заключен без проведения конкурса.
В силу п. 13 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с договором обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
В данном случае владельцем транспортных средств является Александровское сельское поселение, в связи с чем договор страхования должен быть заключен с владельцем транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
При этом в силу положений п. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков
В данном случае потребностью Александровского сельского поселения, подлежащей удовлетворению в рамках проводимого совместного конкурса являются услуги по страхованию его гражданской ответственности как владельца транспортных средств (ОСАГО).
Между тем, предметом муниципального контракта от 25.09.2008, заключенного между администрацией Киквидзенского муниципального района и обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", является не услуги страхования, а обязательство по заключению таких договоров в будущем.
В соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор по своей природе является предварительным. Предварительный договор представляет собой лишь соглашение о намерении в будущем заключить сделку, в связи с чем права и обязанности по предварительному договору в отношении предмета сделки у сторон не возникают.
Таким образом, заключение муниципального контракта от 25.09.2008 в том виде, в котором он подписан, противоречит основной цели, закрепленной ст. ст. 3, 9 Закона о размещении заказов, и не направлен на обеспечение муниципальных нужд, а лишь создает предпосылки для их удовлетворения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" № 40-ФЗ от 25.04.2002 срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.
По мнению суда, заключение администрацией Киквидзенского района муниципального контракта с обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" от 25.09.2008, предметом которого является обязанность страховщика заключать договора на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств бюджетных организаций и учреждений Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в течение трех лет, направлено на обход ограничения по сроку договора страхования, установленного ст. 10 Закона об ОСАГО (один год).
Кроме того, арбитражный суд учитывает, что в 2009 - 2010 годах администрация участвовала в качестве муниципального заказчика в конкурсах на размещение заказов на оказание услуг для муниципальных нужд, предметом которых также являлось заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
По итогам совместного конкурса, проведенного администрацией Волгоградской области в том числе и в интересах Александровского поселения, победителем признана иная страховая организация, чем ответчик, а именно: ОАО "Военно-страховая компания" Волгоградский филиал.
При таких обстоятельствах заявленные прокуратурой Волгоградской области требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах.
К требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке применимы правила главы 60 ГК РФ (ст. 1103 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что на момент обращения истца в суд с настоящим иском срок действия оспариваемого договора не окончен. Ссылку ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" на то, что в ходе исполнения оспариваемого договора им могли быть осуществлены страховые выплаты, судом не принимаются, поскольку ответчиком доказательств наступления каких-либо страховых случаев и произведения страховых выплат суду не представлено.
При таких обстоятельствах требования истца о возврате Александровскому сельскому поселению обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" денежных средств в виде страхового взноса в размере 2 616,30 рублей, являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Истцом было заявлено два требования неимущественного характера, которые оплачивается государственной пошлиной в размере 8 000 рублей. Истец, являясь органом государственной власти, а также ответчик - Александровское сельское поселение, являясь органом местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины. В этой связи государственная пошлина в размере 8000 рублей подлежит взысканию с ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1) Признать недействительным договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 16.10.2010 № 6, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ИНН 2310077857, ОГРН 1022301610870) и администрацией Александровского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области (ИНН 343411004078, ОГРН 105345766057).
2) Обязать общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ИНН 2310077857, ОГРН 1022301610870) возвратить администрации Александровского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области (ИНН 343411004078, ОГРН 105345766057) 2 616,30 рублей страховой премии, полученной по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 16.10.2010 № 6.
3) Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ИНН 2310077857, ОГРН 1022301610870) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
В.А.САМСОНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 28.04.2011 по делу № А12-1296/2011
<Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств во исполнение муниципального контракта, согласно условиям которого в течение трех лет с момента его заключения все бюджетные организации и учреждения, расположенные на территории определенного муниципального образования, заключают договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с конкретным страховым обществом, направлен на обход ограничения по сроку договора страхования, установленного ст. 10 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, признается заключенным с нарушением требований действующего законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru