РАСПОРЯЖЕНИЕ
ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 3 мая 2011 г. № 305-р
Белгород
О КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО
СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА"
В целях формирования социальной инфраструктуры общества, активизации участия граждан в созидательном процессе в интересах области:
1. Утвердить Концепцию
программы "Формирование регионального солидарного общества" (прилагается).
2. Первому заместителю Губернатора области - руководителю Администрации Губернатора области О.Н.Полухину сформировать рабочую группу по разработке проекта областной программы "Формирование регионального солидарного общества" и в срок до 17 октября 2011 года представить проект программы на рассмотрение правительства области.
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Об исполнении распоряжения информировать к 30 ноября 2011 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
Утверждена
распоряжением
губернатора области
от 3 мая 2011 года № 305-р
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА"
I. Характеристика проблемы, подлежащей
решению на программной основе
Основным вектором стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию (2009 год) подчеркнул, что "это будет первый в истории опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям".
Модернизация, рассматриваемая как системное преобразование российского общества, обретение им нового качества, может быть успешной при условии мобилизации и эффективного использования имеющегося социального потенциала, развития созидательных человеческих духовно-нравственных основ.
Социальный потенциал - это реальные и потенциальные возможности людей, используемые ими для повышения качества собственной жизни и жизни всего общества и формирующиеся как следствие включения человека в прочные коллективистские связи, установления и выполнения взаимных обязательств между людьми, укрепления между ними отношений ответственности и солидарности. Размер социального потенциала общества прямо зависит от степени единства, взаимной поддержки, сотрудничества и доверия его граждан друг к другу, созидательности идеалов и мотиваций социального потенциала. Чем этот уровень выше, тем большими ресурсами обладают страна и государство.
Социальный потенциал не возникает стихийно, но целенаправленно формируется на основе позитивных национальных духовно-ценностных и культурно-исторических традиций, коллективного творчества и управления большими массами людей. Он выступает как сознательно созданный и постоянно развивающийся ресурс гармонизации человеческих отношений, ведущий к повышению уровня жизни, улучшению качества жизни людей, стабильности и процветанию страны и государства.
В любом социальном коллективе в той или иной мере присутствуют центробежные и центростремительные процессы. Устойчивое позитивное развитие общества, его солидарность зависят от соотношения, защищенности и притягательности идеалов, целей, мотиваций, направляющих указанные противоположные процессы и, тем самым, реально воздействующих на социальный потенциал.
Значительный опыт формирования социального потенциала накоплен к настоящему времени в Белгородской области. В регионе в течение семи лет реализуется Программа
улучшения качества жизни населения. В процессе ее осуществления заметно улучшились многие социальные характеристики населения региона. Увеличилась численность населения области - она достигла 1 млн. 532 тысячи 497 человек. По сравнению с годом, предшествующим утверждению Программы
(2002), в 1,7 раза увеличилось число детей, рожденных вторыми, в 1,9 раза - третьими и последующими. Продолжительность жизни на Белгородчине - 71,07 года, что выше среднероссийского значения на 2,4 года (68,67 года), и показателя в Центральном федеральном округе на 1,72 года (69,35 года). В 2010 году в Белгородской области коэффициент смертности составил 14,4 на 1000 населения, что практически сопоставимо с данными по России (14,3) и значительно ниже аналогичного показателя в Центральном федеральном округе (15,8).
В результате принимаемых мер по увеличению денежных доходов населения, социальных гарантий жителям региона с 2005 года в области отмечается снижение численности лиц со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума. Если в 2005 году их доля составляла 18,1 процента, то в 2010 году она составила 8,6 процента населения области.
Ускоренное развитие реального сектора способствовало увеличению в последние годы численности занятых в экономике. С 2007 года в области начата реализация мероприятий по созданию новых рабочих мест. В результате уровень регистрируемой безработицы в целом по области на конец 2010 года не превысил 1,4 процента экономически активного населения, что на 0,7 процента ниже общероссийского показателя (2,1 процента).
В области в 1993 - 2010 годах продолжалась реализация областных целевых программ социальной направленности в здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике, физкультуре и спорте, социальной защите населения. Особое внимание уделяется реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье". В 2010 году Белгородская область заняла первое место среди субъектов Российской Федерации по эффективности участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, опередив такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург. Повысился статус многих учебных заведений, продолжен курс на создание крупных специализированных медицинских центров, современных социальных учреждений, ведется активная работа по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и совершенствованию оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями. В 2010 году завершено строительство областного кардиологического центра на базе областной клинической больницы Святителя Иоасафа, открылся современный многопрофильный медицинский центр "Поколение". Особо можно выделить исполнение обязательств по обеспечению жильем детей-сирот. Впервые для этих целей в 2010 году построено более 330 квартир или индивидуальных домов.
Заметное положительное влияние оказывают мероприятия по обеспечению духовной безопасности, а также духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи на территории Белгородской области. По развитию волонтерского движения регион находится в числе лидеров.
Социально-экономическая ситуация, в которой принималась Программа
улучшения качества жизни населения, требовала ориентации ее, прежде всего, на материальную составляющую жизнедеятельности людей, на обеспечение их экономического благополучия. В то же время подчеркивалось, что по мере изменения экономических условий стратегия качества жизни может корректироваться и видоизменяться. Такие условия сложились к настоящему времени в виде глобального экономического кризиса, изначальная причина которого, как утверждают ученые, находится не в сфере финансовых и экономических отношений, а значительно глубже, определяясь духовно-нравственной, психической, эмоциональной и культурной деградацией общества. Выход из кризиса требует инновационных решений и эффективного использования ресурсов, обеспечивающих развитие региона, несмотря на многочисленные угрозы и риски, обусловленные глобальными процессами. В сложившейся обстановке наиболее востребованным становится ресурс позитивных человеческих отношений. Суть его заключается в создании между людьми атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности, которые объединяют граждан в единое целое, существенно улучшают ситуацию в обществе, снижают социальную напряженность, тем самым формируя благоприятную среду для экономической, социально-политической активности, а также для укрепления института семьи и морали граждан, мотивируя их к созидательной деятельности.
Данное обстоятельство потребовало подключения к экономическим механизмам влияния на качество жизни еще и целенаправленных усилий по гармонизации человеческих отношений. В свою очередь, качество человеческих отношений определяется степенью единства и уровнем солидарности граждан, достигнутыми в рамках существующего правового поля, при главном условии - наличии духовного здоровья и соблюдения позитивных традиционных нравственных норм. Перенос центра тяжести в региональной политике на улучшение человеческих отношений позволит скорректировать отношения между людьми, существенно деформированные в 1990-е годы из-за образовавшегося духовного и идеологического вакуума, который стал наполняться гедонистическими ценностями, культом наживы и насилия. Тогда в социальных отношениях начали активно утверждаться недоверие и повышенная агрессивность, усилились межличностные и межгрупповые конфликты, существенно вырос уровень преступности, в том числе связанной с обманом и спекуляцией на доверии. Многие из перечисленных тенденций сохраняются и в настоящее время, более или менее отчетливо проявляясь в Белгородской области.
В частности, в ходе мониторинга оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области в 2009 году выяснилось, что 22 процента белгородцев убеждены в том, что в обществе стало меньше доверия; 33 процента - меньше справедливости; 31 процент - больше жестокости; 45 процентов - больше безразличия. При этом 39 процентов постоянно сталкиваются с безразличием по отношению к себе, 33 процента - с проявлениями лжи.
Мониторинг, проведенный в 2010 году, фактически подтвердил это. В ходе его 37 процентов белгородцев заявили, что постоянно сталкиваются с проявлениями безразличия по отношению к себе. Результаты мониторинга дают основание утверждать: в последние годы в обществе резко обострилась проблема социальной справедливости. С проявлениями несправедливости в настоящее время постоянно сталкиваются 40 процентов белгородцев.
2. Укрепление института семьи и семейных отношений.
2.1. Утверждение семейных ценностей в массовом сознании.
2.2. Создание благоприятных социально-экономических условий для функционирования семьи.
2.3. Духовно-нравственная и психологическая поддержка семьи.
2.4. Защита и укрепление авторитета материнства, отцовства и детства.
3. Воспитание молодежи и развитие социальных сетей в молодежной среде.
3.1. Создание условий для функционирования детских и молодежных объединений.
3.2. Противодействие социальным отклонениям среди молодежи.
3.3. Создание системы поддержки талантливой молодежи.
3.4. Вовлечение в массовый спорт и организация досуга молодежи.
3.5. Восстановление и развитие воспитательных пространств образовательных учреждений, направленных на укрепление духовно-нравственного и психического здоровья молодежи.
3.6. Развитие общественного участия в управлении образовательными учреждениями и развитие школьного и студенческого самоуправления.
4. Развитие и консолидация институтов гражданского общества и обеспечение гражданского участия.
4.1. Стимулирование развития некоммерческих организаций.
4.2. Создание условий для участия населения в государственном и муниципальном управлении и общественном контроле эффективности управления.
4.3. Формирование механизма реализации общественных инициатив.
4.4. Возрождение и развитие системы просветительства, духовно-нравственного и морально-политического воспитания граждан.
5. Укрепление взаимного доверия между властью и населением.
5.1. Формирование и развитие единого информационно-коммуникационного пространства и обеспечение равного доступа к нему.
5.2. Обеспечение открытости, доступности и прозрачности деятельности органов управления.
5.3. Формирование институциональной и этической основы ответственности власти и честности в отношении взятых обязательств.
5.4. Повышение правовой и избирательной культуры населения.
5.5. Реализация антикоррупционных мер в системе государственного и муниципального управления.
6. Формирование и развитие социального капитала муниципальных образований и межмуниципального сотрудничества.
6.1. Совершенствование территориального общественного самоуправления и поддержка инициатив населения и местных сообществ.
6.2. Развитие сельского социального кластера.
6.3. Развитие межмуниципального сотрудничества.
7. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг населению.
7.1. Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
7.2. Разработка и закрепление этических правил оказания государственных и муниципальных услуг.
7.3. Привлечение к обслуживанию населения частных компаний и общественных объединений.
8. Социальная защита, поддержка и ответственность.
8.1. Развитие социальной ответственности бизнеса, формирование и пропаганда меценатства.
8.2. Стимулирование создания общественных организаций лиц с ограниченными возможностями.
8.3. Создание программ интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество.
8.4. Стимулирование занятости и самозанятости населения.
9. Развитие корпоративных отношений в трудовых коллективах.
9.1. Развитие социального партнерства и предупреждение трудовых конфликтов.
9.2. Формирование стандартов корпоративной этики.
9.3. Развитие кооперативного движения, создание кредитных союзов, обществ взаимопомощи и страхования.
10. Совершенствование экономической основы регионального солидарного сообщества.
10.1. Стимулирование и развитие инновационного и интеллектуального потенциала региона.
10.2. Развитие предпринимательской активности населения как экономической основы гражданского участия.
10.3. Стимулирование производства и потребления региональной продукции.
11. Формирование имиджа и распространение символики регионального солидарного общества.
11.1. Разработка и внедрение регионального бренда и брендов территорий.
11.2. Формирование и развитие системы наглядной агитации и социальной рекламы.