Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2010 г. по делу № А73-4305/2010

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 10 июня 2010 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Степиной С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Семейной (родовой) общины малочисленных народов "Уссура"
к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании незаконным распоряжения от 11.12.2009 г. в части
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - П. паспорт <...>, председатель общины, З. по доверенности от 16.12.2009;
от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - Б. по доверенности № 4285 от 31.05.2010 г., заместитель начальника отдела организации рыболовства

установил:

Семейная (родовая) община малочисленных народов "Уссура" обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным отказа руководителя управления от 26.01.2010 г. № 707 и обязании управления удовлетворить заявку общины.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил предъявленные требования и просит суд признать незаконным распоряжение Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 214 от 11.12.2009 г. в части отказа СРОМН "Уссура" в предоставлении водных биологических ресурсов на 2010 г. и обязании управления удовлетворить заявку общины.
Просит восстановить срок на оспаривание распоряжения, поскольку он пропущен по уважительной причине.
Уточнения приняты судом.
В судебном заседании представители заявителя, предъявленные требования полностью поддержали, настаивают на их удовлетворении, по тем основаниям, что отказ в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (приложение № 5 к распоряжению) является незаконным, поскольку представленная для рассмотрения заявка содержала в себе все необходимые сведения, а в случае неясности Управление могло указать на предоставление дополнительных сведений.
В отзыве на предъявленные требования и в судебном заседании представитель Управления их не признал и полагает оспариваемое в части распоряжение законным, поскольку заявитель в заявке указал неполные сведения об описании рыбопромыслового участка, о владельцах указанных в заявке судов и орудиях лова.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит установленным следующее.
28.08.2009 г. Семейная (родовая) община малочисленных народов "Уссура" подала Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству заявку о предоставлении в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ водных биологических ресурсов.
Распоряжением от 11.12.2009 г. № 214 Амурское территориальное управление (пункт 3, приложение № 5) со ссылкой на пункт 11 приложения № 3 приказа Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009 г. № 166, заявителю в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства отказало.
Распоряжение № 214 заявителю не отправлялось.
Копия распоряжения № 214 от 11.12.2009 г. Управлением была передана представителям заявителя в судебном заседании.
25.01.2010 г. заявитель повторно обратился с заявлением о рассмотрении заявки на 2010 год.
Управлением письмом от 26.01.2010 г. № 707 сообщило заявителю о результатах рассмотрения заявки и указало, что в предоставлении водных биологических ресурсов отказано в связи с представлением заявки не по установленной форме и непредоставлении в полном объеме сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к приказу от 04.03.2009 г.
Между тем, статьей 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимых для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что законодательство о рыболовстве должно учитывать интересы населения, для которых рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вышеуказанным лицам должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности этого населения.
Статьями 33.2, п. 4 ст. 36 вышеуказанного закона предусмотрено, что порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование устанавливается Правительством РФ.
Рыболовство осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов (п. 2 ст. 16 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 г. № 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов.
Пунктом 13 Правил установлено, что заявители (п. 3 Правил) обращаются с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству.
Пунктом 14 предусмотрено, что форма и порядок заполнения заявок, предусмотренных пунктом 13 Правил, срок и порядок их рассмотрения утверждаются соответственно Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Заявки, предусмотренные пунктом 13 Правил принимаются до 1 сентября года предшествующему году осуществления соответствующего вида рыболовства.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009 г. № 166 "Об утверждении формы и порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сроках и порядке их рассмотрения" утверждены формы заявок, порядок их заполнения, сроки и порядок рассмотрения.
При этом пункт 11 Порядка предусматривает, что основанием для отказа в принятии решения о предоставлении водных биологических ресурсов являются:
- предоставление заявки не по установленной форме согласно приложению 2 к настоящему Приказу;
- непредставление заявителем в полном объеме сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к настоящему Приказу;
- предоставление в предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к настоящему Приказу сведениях недостоверной информации.
Между тем, в вышеуказанных Федеральных законах, Постановлении Правительства РФ и Правилах от 15.10.2008 г. не установлено оснований, позволяющих принять решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В связи с чем, предусмотренные в Приказе агентства от 04.03.2009 г. с приложениями основания, позволяющие принять решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов коренным малочисленным народам и их объединениям, не соответствуют Федеральным законам и в силу ст. 13 АПК РФ не подлежат в этой части применению.
Пунктом 9 Порядка заполнения заявок (Приказ № 166 от 04.03.2009 г.) установлено, что территориальные управления Росрыболовства рассматривают заявки в срок не более 30 дней с даты их получения и уведомляют заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней.
Управлением заявка принята 26.08.2009 г.
Решение принято 11.12.2009 г., а копия распоряжения передана заявителю в период рассмотрения спора в суде.
Отказ в предоставлении водных биологических ресурсов мотивирован п. 11 приложения 3 приказа Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009 г. № 166 с приложениями № 4 и № 5 к распоряжению.
В приложении № 5 подпунктом 1 указана Семейная (родовая) община малочисленных народов "Уссура" с мотивировкой отказа на п. 11 приложения № 3 приказа от 04.03.2009 г.
Пункт 11 приложения № 3 к приказу Росрыболовства от 4 марта 2009 г. № 166 устанавливает основания для отказа в предоставлении водных биологических ресурсов.
В обжалуемом распоряжении нет указаний о конкретных нарушениях повлекших отказ.
На запрос заявителя Управление письмом от 25.12.2009 г. № 6753 указано, что в заявке неполно указаны сведения об описании рыбопромыслового участка (п. 3), отсутствуют сведения о судовладельцах (п. 4), об орудиях лова с указанием их технических характеристик.
Из содержания заявки заявителя от 26.08.2009 г. суд установил, что вышеуказанные сведения в заявке отражены.
Указано о наименовании принадлежащих ему судов, характеристики орудия лова.
Статьей 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами оспариваемых актов, решений, совершения действий, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В оспариваемом распоряжении не указано в чем именно заявка не соответствует Порядку.
В судебном заседании представителем Управления также не представлено надлежащих доказательств недостоверности сведений в заявке и правомерности, законности вынесенного и оспариваемого распоряжения.
Федеральным законодательством предусмотрены гарантии обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации на ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, сохранность и защиту их исконной среды обитания.
Оспариваемым распоряжением нарушены права заявителя на традиционные промыслы и хозяйственную деятельность в месте их традиционного проживания.
На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании незаконным распоряжения Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 214 от 11.12.2009 г. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования Семейной (родовой) общины малочисленных народов "Уссура" удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 11.12.2009 г. № 214 в части отказа СРОМН "Уссура" в предоставлении водных биологических ресурсов на 2010 г. в количестве 7 тонн.
Обязать Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству удовлетворить заявку СРОМН "Уссура" на 2010 год о предоставлении водных биологических ресурсов в количестве 7 тонн кеты.
Взыскать с Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в пользу Семейной (родовой) общины малочисленных народов "Уссура" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Судья
С.Д.СТЕПИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 03.12.2010 № Ф03-8440/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 № 06АП-3268/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.06.2010 по делу № А73-4305/2010
<Распоряжение территориального органа по рыболовству в части отказа в предоставлении водных биологических ресурсов общине малочисленных народов признано незаконным, поскольку не содержит указаний о конкретных нарушениях повлекших отказ, и в нем отсутствуют доказательства недостоверности сведений, указанных в заявке общины>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru