Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. № 6-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
А.А.БЕЛЕНЬКОГО НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПРАВИЛАМИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НА ГОРОДСКОМ
ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ Г. КАЗАНИ, УТВЕРЖДЕННЫМИ
РАСПОРЯЖЕНИЕМ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КАЗАНИ
ОТ 13 ИЮЛЯ 2001 ГОДА № 950Р

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А.Хамматовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина А.А.Беленького,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 31 января 2011 года обратился гражданин А.А.Беленький с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод Правилами организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани, утвержденными распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани от 13 июля 2001 года № 950р.
Оспариваемым нормативным правовым актом в целях совершенствования системы контроля за полнотой оплаты проезда на городском транспорте, повышения качества и культуры обслуживания пассажиров регламентировалась деятельность контролеров на городском пассажирском транспорте г. Казани и организация их работы.
По мнению заявителя, данные Правила не были официально опубликованы и, следовательно, не соответствуют статье 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан.
Кроме того, в своей жалобе гражданин А.А.Беленький указывает, что в пункте 3.9 Правил организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани предусмотрено взыскание штрафа с пассажира, нарушившего Правила пользования автобусом, трамваем и троллейбусом в г. Казани, после чего ему выдается штрафная квитанция. Данной нормой, по мнению заявителя, фактически устанавливается состав административного правонарушения, что не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушает гарантированные Конституцией Республики Татарстан права и свободы заявителя.
На основании изложенного гражданин А.А.Беленький просит Конституционный суд Республики Татарстан признать Правила организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани, утвержденные распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани от 13 июля 2001 года № 950р, в том числе пункт 3.9 указанных Правил, не соответствующими статьям 24, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 60 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с частью пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет в том числе нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Статьей 101 указанного Закона установлено, что жалоба на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.
Гражданин А.А.Беленький заявляет о нарушении его конституционных прав и свобод Правилами организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани, утвержденными распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани от 13 июля 2001 года № 950р, однако из жалобы и приложенных к ней документов следует, что заявитель фактически ссылается на применение в отношении него статьи 11.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 26 декабря 2002 года № 36-ЗРТ (утратил силу в связи с принятием Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 года № 80-ЗРТ).
Статьей 11.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 26 декабря 2002 года устанавливалась административная ответственность в виде штрафа за безбилетный проезд на пассажирском городском и пригородном автомобильном транспорте и городском электротранспорте. Данная санкция была применена к заявителю за безбилетный проезд в городском электротранспорте г. Казани.
Доводы заявителя о том, что основанием для применения к нему указанной меры административной ответственности стало нарушение им Правил организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани, утвержденных распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани от 13 июля 2001 года № 950р, не состоятельны и не могут приниматься во внимание ввиду того, что оспариваемые гражданином А.А.Беленьким правовые положения не содержали какие-либо составы административных правонарушений и меры административной ответственности. Пункт 3.9 указанных Правил предусматривал, что с пассажира, нарушившего Правила пользования автобусом, трамваем и троллейбусом, взыскивается штраф в порядке, установленном законодательством. В части, касающейся административной ответственности, данные Правила являлись производными от Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, и по своей правовой природе указанный пункт 3.9 представлял собой отсылочную норму. Сами по себе Правила организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани не могли регулировать и не регулировали сферу административных правонарушений. Предметом их регулирования являлась организация работы контролеров на городском пассажирском транспорте г. Казани.
Утверждение заявителя о том, что применение оспариваемых Правил в его деле подтверждается письмами муниципального унитарного предприятия "Казгорэлектротранс" администрации г. Казани от 15 января 2004 года № 85 и Казанского коммунального унитарного предприятия "Казгорэлектротранс" администрации г. Казани от 9 февраля 2005 года № 242, также необоснованно, поскольку правовая квалификация действий гражданина А.А.Беленького, привлеченного к административной ответственности за безбилетный проезд на городском электротранспорте, была осуществлена на основании статьи 11.1 действовавшего в тот период Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 26 декабря 2002 года № 36-ЗРТ. Следовательно, оспариваемые Правила организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани сами по себе не затрагивали конституционные права и свободы граждан, не могли применяться и не применялись в отношении гражданина А.А.Беленького. Исходя из этого данные Правила не могли стать правовым основанием нарушения конституционных прав и свобод заявителя.
Таким образом, жалоба гражданина А.А.Беленького не отвечает установленному статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" критерию допустимости и, следовательно, не может быть принята к рассмотрению Конституционного суда Республики Татарстан.
Кроме того, в соответствии с распоряжением первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 марта 2011 года № 331р "О признании утратившим силу распоряжения заместителя главы Администрации г. Казани от 13.07.2001 № 950р" оспариваемые Правила утратили силу.
Согласно части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
По смыслу данной нормы Конституционный суд Республики Татарстан в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных правовых актов. В том случае, если в обращении оспаривается утративший силу к началу рассмотрения в Конституционном суде Республики Татарстан нормативный правовой акт, Конституционный суд Республики Татарстан отказывает в принятии обращения к рассмотрению. Исключение могут составлять случаи, когда действием оспариваемого нормативного правового акта были нарушены конституционные права и свободы граждан и их объединений. Между тем, как уже отмечалось, оспариваемые гражданином А.А.Беленьким Правила не затрагивали его конституционных прав и свобод, не применялись и не могли применяться в его конкретном деле и, следовательно, не могли быть правовым основанием нарушения его конституционных прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части первой и частью второй статьи 46, частями первой и пятой статьи 66, статьями 69 и 72, частью первой статьи 73 и статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А.Беленького на нарушение его конституционных прав и свобод Правилами организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани, утвержденными распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани от 13 июля 2001 года № 950р, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину А.А.Беленькому, а также Мэру города Казани.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 29.04.2011 № 6-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А.Беленького на нарушение его конституционных прав и свобод Правилами организации контроля на городском пассажирском транспорте г. Казани, утвержденными распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани от 13 июля 2001 года № 950р"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru