Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2010 г. по делу № А31-379/2010

Резолютивная часть решения объявлена 1 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 1 июля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Сизов Александр Вениаминович
Лицо, ведущее протокол, помощник судьи Панфилова О.Н.
рассмотрел дело по иску Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Костромской области
о признании незаконными действий,
заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Яковлев С.А, Администрация города Костромы, территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Костромской области, Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество),
при участии в заседании: от заявителя - Ильчевская М.Н. - ведущий специалист юридического отдела, доверенность от 30.12.2009 г. № 42; от ответчика - Шестерикова Ю.А. - специалист-эксперт правового отдела, доверенность от 21.05.2010 г. № 34; от заинтересованных лиц: Яковлева Ф.М.- представитель по доверенности от 07.10.2008 № 44АА 018089; от Администрации города Костромы - Котин А.Ю. - специалист судебно-правового отдела, доверенность от 09.02.2009 г. № 50-613/09, от АК СБ РФ - Балукова О.Н., доверенность от 19.01.2010 г. № 10-32/514,

установил:

комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Костромской области (далее - УФРС по Костромской области, Управление) о признании незаконными действий по регистрации права собственности Яковлева С.А. на земельный участок, расположенный по адресу: г. Кострома, бульвар Петерковский, 24, и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах собственности Яковлева С.А. на данный земельный участок.
По ходу судебных заседаний истец заявленные требования уточнил, просит признать незаконными действия по внесению изменений в запись ЕГРП № 44-01.27-45.2004-1246, по уточнению данных о зарегистрированном в 2004 году объекте недвижимого имущества земельного участка с кадастровым номером 44:27:040724:0019, площадью 3868,21 кв. м, расположенного по адресу: город Кострома, бул. Петрковский, 24; обязании УФРС по Костромской области привести указанную запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в первоначальное состояние.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнение требований принято судом.
Ответчик (УФРС по Костромской области) и третье лицо (собственник земельного участка) с требованиями не согласны по основаниям указанных в отзывах на заявление.
Ответчик ходатайствует также о применении судом срока давности на обжалование его действий истцом, полагает, что тому стало известно о их совершении еще в 2003 году при утверждении Акта установления и согласования границ земельного участка Яковлева С.А. руководителем Комитета.
Заявитель считает, что им срок на обжалование действий ответчика не пропущен, так как о перерегистрации земельного участка за Яковлевым С.А. УФРС по Костромской области ему стало известно после проверки заявления Яковлева С.А. поступившего к нему на рассмотрение в суд 30.11.2009 г. (т. 1, л.д. 149) заявление в суд подано им в пределах 3-месячного срока.
Поскольку заявителем обжалуются действия регистрационной службы совершенные в мае 2009 г., то утверждение ответчика о том, что о его действиях было известно еще в 2003 году являются не состоятельными. Других документов позволяющих суду с достоверностью установить пропуск сроков на обжалование действий УФРС по Костромской области суду не представлено.
Суд считает данный срок не пропущенным и рассматривает дело по существу.
Истец уточненные требования поддержал в полном объеме.
Третье лицо на его стороне, Администрация города Костромы, требования поддержало.
Ответчик с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо на его стороне, Яковлев С.А. и АК Сберегательный банк Российской Федерации, считают, что требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, третьих лиц, представителя Федерального агентства кадастра недвижимости по Костромской области, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 15.04.2004 г. в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым № 44:27:04 07 24:0019, общей площадью 3868,21 кв. м, категория земель: земли поселений, целевое назначение: для эксплуатации нежилых строений, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, бульвар Петрковский, д. 24 обратилась Яковлева Ф.М. на основании доверенности в интересах Яковлева С.А.
20.04.2004 г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (правопредшественник Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области) зарегистрировано право собственности Яковлева С.А. на указанный земельный участок на основании Постановления Администрации г. Костромы № 878 от 05.04.2004 г., о чем выдано свидетельство (т. 1, л.д. 120).
21.05.2009 г. по заявлению № 01/036/2009-257 Яковлевой Ф.М., действующей в интересах Яковлева С.А. на основании кадастрового паспорта от 28.04.2009 г. № 27/09-5676 на вышеуказанный земельный участок регистрирующим органом были внесены изменения в подраздел I ЕГРП в описание земельного участка: земельный участок с кадастровым № 44:27:040724:66, общей площадью 4296,06 кв. м, разрешенное использование земель: для эксплуатации нежилых строений, целевое назначение: для эксплуатации нежилых строений, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, бульвар Петрковский, д. 24, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации (т. 1, л.д. 12).
Заявитель просит признать данные действия незаконными и обосновывает свою позицию тем, что в сведениях государственного кадастра недвижимости имелись сведения о земельном участке с кадастровым номером 44:27:040724:0019, площадью 3868,21 кв. м, расположенном по адресу: город Кострома, бульвар Петрковский, 24. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 07.12.2009 № 427/207/09-1738-С на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 44:27:040724:66, площадью 4296,06 кв. м, расположенный по адресу: город Кострома, бульвар Петрковский, 24, сведения об объекте недвижимости внесены 27.04.2009 года. Данный земельный участок вновь образуемый, ему присвоен новый кадастровый номер, его площадь превышает более чем десять процентов площади сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Данный земельный участок требует регистрации права как на вновь созданный объект недвижимости (земельный участок), с представлением полного пакета документов и их правовой экспертизы со стороны Управления, в данном случае действия УФРС по Костромской области привели к незаконному возникновению права собственности Яковлева С.А. на земельный участок, в силу закона принадлежащий муниципальному образованию городской округ город Кострома.
Ответчик считает, что Государственная регистрация внесения изменений в подраздел I ЕГРП осуществлена в соответствии с п. 4 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. в редакции ФЗ от 08.05.2009 г. № 93-ФЗ. Уточненные данные об объекте недвижимого имущества вносятся в I ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимости и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимости.
Третье лицо (собственник земельного участка) позицию ответчика поддерживает.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм, суд должен установить несоответствие или соответствие ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение или отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 12 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП, содержащем информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, которые, в свою очередь, делятся на подразделы.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация.
В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись.
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество.
В подпункте 5 пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 122-ФЗ указано, что в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации также на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества или прилагаемой кадастровой выписки о таком объекте недвижимого имущества, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно пункту 67 раздела VII Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219, в ЕГРП подлежат внесению сведения, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям, в частности, относятся изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
Иных правил внесения изменений в ЕГРП законом не определено.
Из материалов дела следует, что в реестре прав на недвижимое имущество 20.04.2004 г. сделана запись о государственной регистрации за Яковлевым С.А. собственности на земельный участок общей площадью 3868,21 кв. м, по адресу: г. Кострома, Бульвар Петерковский, д. 24. Следовательно в УФРС по Костромской области имеется дело с правоустанавливающими документами на данный земельный участок (т. 1, л.д. 97-107).
При подаче заявления (т. 1, л.д. 88) Яковлевым С.А. вместе с ним был представлен кадастровый паспорт земельного участка от 28.04.2009 г. с кадастровым номером 44:27:040724:66, площадью 4296,06 кв. м (т. 1, л.д. 90-93).
При этом в паспорте отражено о снятии с кадастрового учета участка за номером 44:27:040724:19 из чего следует, что речь идет об одном и том же участке, но в измененных границах.
Из письменных пояснений территориального органа по г. Костроме Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области, представленных суду следует, что в государственном фонде данных имеется землеустроительное дело от 19.12.2003 по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, бульвар Петрковский, 24. Из пояснительной записки следует, что земельный участок ранее на кадастровом учете не состоял, а площадь объекта землеустройства составляет 4165,61 кв. м. На плане границ земельного участка, утвержденном руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Костроме 19.12.2003, землепользователю Яковлеву С.А. определена площадь 4165,61 кв. м.
Согласно статье 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" указанный земельный участок в 2004 году поставлен на декларированный кадастровый учет на основании правоустанавливающих документов площадью 3868,21 кв. м с кадастровым номером 44:27:040724:19. По материалам межевания земельный участок на кадастровый учет поставлен не был.
При внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в 2009 году по материалам межевания 2003 года был установлен факт, что смежные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 44:27:040724:60, площадью 6565,02, (внесено в ГКН 20.11.2008) и 44:27:040724:61, площадью 20080,42 кв. м (внесено в ГКН 24.11.2008) и являются полностью сформированными.
При постановке на уточненный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 44:27:040724:19 получилось несоответствие границ со смежными земельными участками. Площадь уточненного земельного участка не превышает 10% (пункт 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") от имеющейся в ГКН: 3868,21 кв. м + 386,82 кв. м = 4255,03 кв. м. В соответствии с письмом ВК/3361 от 22.10.2007 были получены актуальные сведения ГКН о прохождении границ смежных земельных участков для внесения соответствующих изменений в описание земельных участков и землеустроительные дела, поэтому площадь земельного участка с кадастровым номером 44:27:040724:19 увеличилась до 4296,06 кв. м, и ему присвоен кадастровый номер 44:27:040724:66. Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН 27.04.2009 на основании материалов межевания 2003 года.
При этом в материалах межевания в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" имеется акт (т. 1, л.д. 154) установления и согласования границ земельного участка по адресу г. Кострома, Бульвар Петрковского, д. 24 согласованный с лицами указанными в ч. 3 указанной статьи и утвержденный руководителем Комитета.
Учитывая изложенное, а также то, что УФРС по Костромской области ведет Единый государственный реестр прав на объекты недвижимого имущества, а не реестр объектов недвижимости, и юридическое значение для государственной регистрации права собственности имеет вопрос о наличии или об отсутствии прав на объект, а не его технические характеристики, суд приходит к выводу, что все возможные изменения (уточнения) в отношении объекта недвижимости права на который уже зарегистрированы в установленном порядке, должны вноситься без повторной регистрации.
Нарушений действующего законодательства со стороны ответчика при перерегистрации земельного участка судом не установлено.
Кроме того, требования заявителя о признании незаконными действий УФРС по Костромской области по внесению изменений в запись в ЕГРП по уточнению данных о зарегистрированном объекте недвижимого имущества и восстановлении записи в первоначальное состояние, по мнению суда направлены на частичное лишение правообладателя прав собственности на земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу требований ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Обратившись в арбитражный суд с избранным способом защиты, истец должен, в силу требований действующего законодательства, представить неопровержимые доказательства, подтверждающие наличие установленных законом оснований для признания за ним права собственности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании права собственности является способом восстановления и защиты нарушенного права собственности. В подтверждение наличия у истца прав собственности должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие юридических оснований возникновения данного права и нарушения его ответчиком.
Оспаривание зарегистрированного права является самостоятельным способом защиты гражданских прав, имеет гражданско-правовой характер и означает оспаривание правоустанавливающих документов и связанной с ними государственной регистрации права.
Зарегистрированное право может быть оспорено только путем предъявления соответствующих исковых требований к правообладателю, а не к регистрирующему органу, посредством обращения с требованием о признании его действий незаконными, и должно быть рассмотрено по правилам гражданского, а не административного судопроизводства, решение по которому должно послужить основанием к изменению записей в реестре прав на недвижимое имущество.
Истцом выбран не тот способ защиты своих прав.
В удовлетворении заявления должно быть отказано.
В соответствии с п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы о признании незаконными действий по внесению изменений в запись ЕГРП № 44-01.27-45.2004-1246, по уточнению данных о зарегистрированном в 2004 году объекте недвижимого имущества земельного участка с кадастровым номером 44:27:040724:0019, площадью 3868,21 кв. м, расположенного по адресу: город Кострома, бул. Петрковский, 24; обязании УФРС по Костромской области привести указанную запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в первоначальное состояние отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения, в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через Арбитражный суд Костромской области.

Судья
А.В.СИЗОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 01.07.2010 по делу № А31-379/2010
В удовлетворении заявления о признании незаконными действий по внесению в запись в Едином государственном реестре прав изменений в целях уточнения данных о зарегистрированном объекте недвижимого имущества (земельного участка) отказано правомерно, поскольку действия регистрационной службы соответствуют действующему законодательству, а истец избрал неверный способ защиты нарушенного права.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru