Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


УПРАВЛЕНИЕ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
№ 04-65/911
(извлечение)

1 февраля 2011 г.г. Кострома
Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия, Костромское УФАС России) в составе <...> в присутствии Департамента здравоохранения Костромской области <...>, рассмотрев дело № 04-65/909 по признакам нарушения Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) (далее - Департамент) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

в 2010 году, согласно поручению Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2010 № АК/12384, Костромским УФАС России проведен анализ практики лицензирования медицинской деятельности с целью выявления признаков нарушения запрета на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов.
В ходе проведенного анализа управлением был выявлен факт установления Департаментом необоснованных требований к ИП <...> при проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. Департаментом было отказано ИП <...> в предоставлении лицензии в связи с нарушением ею как соискателем лицензии подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение). В частности, ИП <...> не были представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности врачебной комиссии по вопросам осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий (далее - Врачебная комиссия).
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Положения, требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, распространяется на лицензиатов, а не на соискателей лицензии (лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении лицензии впервые). Указанные действия со стороны Департамента, в числе прочих обстоятельств, явились основанием для отказа в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <...>.
Усмотрев в действиях Департамента признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции управление возбудило в отношении Департамента дело № 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пояснениям Департамента, проверка возможности выполнения соискателем лицензии ИП <...> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности оформлялась в соответствии с приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07 "О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 05.03.2007 № 469-Пр/07 "Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности". Пунктом 11 приложения № 1 к данному приказу (Акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности) предусматривалась проверка возможности обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам (проверка пп. "з" п. 5 Положения). Соискателем лицензии ИП <...> документов по данному пункту представлено не было.
Осуществление оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств определено в Порядке организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2007 № 170 и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513н.
По ИП <...> отказ в предоставлении лицензии основывался на невыполнении большинства основных лицензионных требований и условий. Данный пункт акта не был основной причиной отказа, а рассматривался в совокупности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Департамента, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).
В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о лицензировании, под лицензиатом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Соискатель лицензии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Положения, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
Пунктом 7 Положения, устанавливающим требования к соискателям лицензии, не предусмотрено вышеуказанное требование.
Таким образом, требование подпункта "з" пункта 5 Положения применимо исключительно к лицензиатам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно представленным Департаментом материалам (в том числе Реестру выданных лицензий на осуществление медицинской деятельности), на момент обращения в Департамент за предоставлением лицензии ИП <...> не имел действующей лицензии (то есть являлся соискателем лицензии).
По результатам проведенной комиссией Департамента проверки возможности выполнения соискателем лицензии ИП <...> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности составлен акт от 23.07.2009. Согласно пункту 11 указанного акта, ИП <...> не выполнено требование подпункта "з" пункта 5 Положения, а именно, не представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности Врачебной комиссии.
Указанное нарушение ИП <...> подпункта "з" пункта 5 Положения явилось, в числе прочих, основанием для отказа в предоставлении ему лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем был издан приказ директора Департамента от 24.07.2009 № 576.
Таким образом, Департамент неправомерно установил для соискателя лицензии ИП <...> при проведении проверки возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии. Указанные действия Департамента в совокупности с другими обстоятельствами привели к отказу ИП <...> в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Доводы Департамента о необходимости проведения проверки соискателя лицензии на предмет соблюдения им подпункта "з" пункта 5 Положения (согласно форме акта проверки, утвержденной Приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07) Комиссией отклоняются, поскольку указанный приказ не устанавливает требования к соискателям лицензии, в отличие от Положения. Поскольку Положением запрещено предъявлять к соискателям лицензии иные требования, кроме лицензионных требований, установленных Положением, Департамент имел возможность в пункте 11 акта проверки указать, что проведение проверки ИП <...> на предмет соблюдения подпункта "з" пункта 5 Положения не требуется, поскольку он является соискателем лицензии.
Таким образом, действия Департамента по установлению не предусмотренного законодательством вышеуказанного требования к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <...> могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг частными организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку у ИП <...> отсутствовала бы возможность законно осуществлять медицинскую деятельность при отсутствии лицензии.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <...> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <...> лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать факт нарушения Департаментом пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <...> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <...> лицензии на осуществление медицинской деятельности.
2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения данного предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом "з" пункта 5 Положения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Костромского УФАС РФ от 01.02.2011 по делу № 04-65/911
<О нарушении антимонопольного законодательства в части непредусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru