Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
№ 04-01/920

27 января 2011 г.г. Кострома
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 04-01/920 по признакам нарушения администрацией Антроповского муниципального района (ул. Октябрьская, 12, п. Антропово, Костромская область, 157230) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Костромское УФАС России) в соответствии с приказом Костромского УФАС России от 07.10.2010 № 118 с 11.10.2010 по 28.10.2010 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований статей 15-21 Закона о защите конкуренции при принятии нормативных правовых актов и осуществлении действий администрацией Антроповского муниципального района (далее - администрация Антроповского МР).
При проверке был выявлен факт принятия администрацией Антроповского МР распоряжений: от 28.11.2008 № 263-р "О сдаче в аренду нежилого помещения ИП М.Л.А.", от 30.12.2008 № 324-р "О сдаче в аренду нежилого помещения ИП М.Л.А.", от 13.04.2009 № 117-р "О продлении договоров аренды нежилых помещений ИП М.Л.А.", от 13.04.2009 № 141-р "О предоставлении в аренду нежилого помещения М.Л.А.".
На основании указанных выше распоряжений главы администрации Антроповского МР договоры аренды муниципального имущества (нежилое помещение площадью 31,6 кв. м, 6.72 кв.м., 19,6 кв. м, 4,16 кв. м на 1 этаже в здании по адресу: п. Антропово, ул. Свободы д. 1) № 39 от 01.12.2008, № 21 от 15.01.200 № 24 от 13.04.2009 с ИП М.Л.А. были заключены без проведения предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции конкурсов или аукционов.
Согласно объяснениям администрации Антроповского МР в связи со сложным финансовым положением в октябре 2008 г. муниципальное унитарное предприятие по бытовому обслуживанию населения прекратило свою деятельность. Все работники парикмахерской, в том числе и М.Л.А., сокращены. Район остался без данного вида услуг. М.Л.А. согласилась оказывать эти услуги населению в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с этим администрацией района были даны объявления в районной газете "Сельская новь" № 125 от 28.10.2008 и № 138 от 29.11.2009 о передаче в аренду помещений, которые ранее использовались для предоставления парикмахерских услуг. Заявление поступило только от М.Л.А. В связи с этим данные помещения были предоставлены ей в аренду по договорам № 39 от 01.12.2008 и № 21 от 15.01.2009, которые распоряжением главы администрации района 141-р от 13.04.2009 были объединены в один договор. Распоряжение главы администрации района № 141-р от 13.04.2009 "О предоставлении в аренду нежилого помещения ИП М.А." отменено.
Комиссией Костромского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/920 о нарушении антимонопольного законодательства на основании имеющихся в деле материалов, полученных при проведении 11.10-28.10.2010 плановой поверки, а также представленных администрацией Антроповского МР и ИП М.Л.А. установлено следующее.
28.10.2008 в газете "Сельская новь" № 125 (10181) администрацией Антроповского МР было размещено объявление о предоставлении муниципального имущества (нежилое помещение площадью 38.32 кв. м на 1 этаже в здании по адресу: <...> 1) для осуществления деятельности по оказанию парикмахерских услуг.
28.11.2008 администрацией Антроповского МР было принято распоряжение № 263-р "О сдаче в аренду нежилого помещения ИП М.Л.А." по ее заявлению в связи с отсутствием иных заявлений. На основании распоряжения главы администрации Антроповского МР от 28.11.2008 № 263-р с ИП М.Л.А., являющейся в силу статей 3, 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектом малого и среднего предпринимательства, 01.12.2008 был заключен договор аренды № 39 нежилого помещения площадью 31.6 кв.м. и 6.72 кв. м на 1 этаже в здании по адресу: п. Антропово, ул. Свободы д. 1 без проведения конкурса или аукциона.
29.11.2008 в газете "Сельская новь" № 138 (10194) администрацией Антроповского МР было размещено объявление о предоставлении муниципального имущества (нежилое помещение площадью 19.6 кв. м и 4.16 кв. м в здании по адресу: п. Антропово, ул. Свободы д. 1) для осуществления деятельности по оказанию парикмахерских услуг.
30.12.2008 администрацией Антроповского МР было принято распоряжение № 324-р "О сдаче в аренду нежилого помещения ИП М.Л.А." по ее заявлению в отсутствии иных заявлений. На основании распоряжения администрации Антроповского МР от 30.12.2008 № 324-р с ИП М.Л.А. 15.01.2009 был заключен договор аренды № 21 нежилого помещения площадью 19.6 кв.м. и 4.16 кв. м на 1 этаже в здании по адресу <...> без проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с распоряжением главы администрации Антроповского МР от 13.04.2009 г. № 117-р "О продлении договоров в аренду нежилых помещений ИП М.Л.А." срок действия договоров аренды нежилых помещений № 39 от 01.12.2008 г. и № 21 от 15.01.2009 г. с ИП М.Л.А. был продлен до 01.01.2019 г.
В соответствии с п. 1 распоряжения главы администрации Антроповского МР от 13.04.2009 № 141-р "О предоставлении в аренду нежилого помещения М.Л.А." договоры аренды № 39 от 01.12.2008 и № 21 от 15.01.2009 по согласию сторон признаны утратившими юридическую силу с 13.04.2009.
Во исполнение п. 2 распоряжения главы администрации Антроповского МР от 13.04.2009 № 141-р "О предоставлении в аренду нежилого помещения Монастырской Л.А." с ИП М.Л.А. заключен договор аренды нежилого помещения номер 3 литер А площадью 44.1 кв. м на 1 этаже в здании по адресу <...> 1 № 24 от 13.04.2009.
В соответствии с распоряжением администрации Антроповского МР от 13.04.2009 № 141-р "О предоставлении в аренду нежилого помещения М.Л.А." ИП М.Л.А. предоставлено в аренду муниципальное имущество (нежилое помещение номер 3 литер А площадью 44.1 кв. м на 1 этаже в здании по адресу: п. Антропово, ул. Свободы, д. 1) без проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Устава муниципального образования Антроповский муниципальный район Костромской области (в редакции решений Собрания депутатов Антроповского муниципального района Костромской области № 101 от 28.07.2006, № 169 от 16.03.2007, № 244 от 10.12.2007, № 369 от 27.02.2009, № 411 от 30.09.2009, № 465 от 23.04.2010) (далее - Устав) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального района по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Костромской области, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом муниципального района в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального района, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные права или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Устава муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный акт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Устава вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 20 Устава глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района исполняет полномочия главы администрации муниципального района. По вопросам, отнесенным к его компетенции, глава муниципального района издает постановления и распоряжения.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Устава глава муниципального района представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (п. 1). Издает в пределах своих полномочий правовые акты (п. 3). Осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий (п. 5). Заключает от имени муниципального района и администрации муниципального района договоры и соглашения в пределах своей компетенции (п. 11). Отменяет акты руководителей структурных подразделений администрации, противоречащие действующему законодательству (п. 13).
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 21 Устава глава муниципального района несет ответственность за деятельность структурных подразделений администрации муниципального района.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 29 Устава администрация муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделяемый настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия администрации муниципального района, организация и порядок ее деятельности регламентируются положением об администрации муниципального района. Администрация муниципального района является юридическим лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Устава полномочия главы администрации муниципального района исполняет глава муниципального района, который руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия, издает (в пределах своих полномочий, установленных Уставом) постановления администрации района по вопросам местного значения, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации ее работы.
Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы серия <...> № <...> М.Л.А. 08.10.2008 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН <...>). В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, Комиссией Костромского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/920 о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт заключения администрацией Антроповского муниципального района в лице главы администрации Н.Е.В. на основании распоряжения от 13.04.2009 № 141-р договора аренды № 24 от 13.04.2009 с хозяйствующим субъектом ИП М.Л.А. в отношении муниципального недвижимого имущества (нежилое помещение номер 3 литер А площадью 44.1 кв. м на 1 этаже в здании по адресу: п. Антропово, ул. Свободы д. 1) на срок до 01.01.2019 без проведения конкурса или аукциона.
Заключение договора аренды в отношении муниципального имущества после 01.07.2008 г. и заключение на новый срок договора аренды, заключенного после 01.07.2008 г. без проведения конкурса или аукциона не предусмотрено частью 1 статьи 17.1 и частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции и является нарушением антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: - средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2):
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции. В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход. В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведенных конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в пунктах 1-13 части 1 настоящей статьи. В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Таким образом, администрация Антроповского МР в лице главы администрации Н.Е.В. заключила 13.04.2009 (после 01.07.2008) договор аренды № 24 с ИП М.Л.А. в отношении недвижимого муниципального имущества (нежилое помещение номер 3 литер А площадью 44.1 кв. м на 1 этаже в здании по адресу <...>
1) без проведения конкурса или аукциона являются, что не допустимо в соответствии с частью 1 статьи 17.1 и частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, и является нарушением антимонопольного законодательства.
24.01.2011 в соответствии с ч. 1 распоряжения главы администрации Антроповского МР от № 6-р "Об отмене распоряжения № 141-р от 13.04.2009" распоряжение № 141-р от 13.04.2009 "О предоставлении в аренду нежилого помещения М.Л.А." отменено. В соответствии с ч. 2 настоящего распоряжения отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами района совместно с юридическим сектором поручено проработать вопрос о предоставлении в аренду помещения площадью 44,1 кв. м на первом этаже в здании по адресу: п. Антропово, ул. Свободы, д. 1 в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
Комиссия, рассмотрев и исследовав материалы дела, проанализировав фактические обстоятельства дела, нормы действующего законодательств, приходит к следующим выводам. Администрацией Антроповского муниципального района в лице главы администрации Н.Е.В. на основании принятого им распоряжения от 13.04.2009 № 141-р с ИП М.Л.А. - с хозяйствующим субъектом, субъектом малого и среднего предпринимательства 13.04.2009 (после 01.07.2008) заключен договор аренды в отношении недвижимого муниципального имущества (нежилое помещение номер 3 литер А площадью 44,1 кв. м на 1 этаже в здании по адресу<...> № 24 без проведения конкурса или аукциона.
Действия главы администрации Антроповского муниципального района Н.Е.В. по заключению договора аренды недвижимого имущества № 24 от 13.04.2009 с ИП М.Л.А. в отношении недвижимого муниципального имущества (нежилое помещение площадью 44.1 кв.м. на 1 этаже в здании по адресу <...> без проведения конкурса или аукциона являются недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 17.1 и частью 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Такие действия главы администрации Антроповского муниципального района вследствие отсутствия публичности предоставления данного муниципального имущества в аренду могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов имеющих намерение претендовать на получение права аренды данного муниципального имущества, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, были совершены администрацией Антроповского муниципального района в лице главы администрации Новикова Е.В. 13.04.2009.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения главы администрации Антроповского муниципального района Н.Е.В. к административной ответственности за совершение действий по заключению договора аренды муниципального имущества № 24 от 13.04.2009 с ИП М.Л.А., которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, истек.
В соответствии с распоряжением главы администрации Антроповского МР от 24.01.2011 № 6-р распоряжение главы администрации Антроповского МР от 13.04.2009 № 141-р "О предоставлении в аренду нежилого помещения М.Л.А." отменено. Главой администрации в соответствии с ч. 2 настоящего распоряжения дано поручение управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами района и юридическому сектору проработать вопрос о предоставлении в аренду муниципального имущества (нежилое помещение площадью 44,1 кв. м на первом этаже в здании по адресу <...> в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48<1>, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
--------------------------------
<1> Указывается в случае прекращения рассмотрения дела

решила

1. Признать факт нарушения администрацией Антроповского муниципального района в лице главы администрации Н.Е.В. части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, могущих привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции действий, путем заключении 13.04.2009 договора аренды № 24 с ИП М.Л.А. в отношении муниципального имущества (нежилое помещение площадью 44.1 кв. м на 1 этаже в здании по адресу <...> без проведения конкурса или аукциона.
2. Выдать администрации Антроповского муниципального района предписание о прекращении в срок до 26 апреля 2011 г. нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции при предоставлении в аренду муниципального имущества (нежилое помещение площадью 44.1 кв. м по адресу: п. Антропово, ул. Свободы, д. 1).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Костромского УФАС РФ от 27.01.2011 по делу № 04-01/920
<О нарушении антимонопольного законодательства в части непроведения конкурса (аукциона) при заключении договора аренды в отношении муниципального имущества>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru