Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2011 г. по делу № 3-8-2011

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
при секретаре Л.М.,
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
заявителей Л.Т. и Л.Д.,
представителей указанных граждан Б.Е. и Л.Л.,
представителя Правительства Пермского края К.,
представителей Управления Федеральной службы ГРК и К Д., М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 21.01.2011 года гражданское дело по заявлению Л.Т., Л.Д. о признании недействующими отдельных положений нормативных правовых актов,

установил:

На основании свидетельств о государственной регистрации права, выданных 20 и 26 февраля 2007 года, Л.Т. на праве собственности принадлежат два земельных участка для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения находящиеся по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское с/п, № 59:18:363 01 01:0138 площадью 134 000 кв.м "У пасеки" и № 59:18:363 02 01:0183 площадью 134 000 кв.м "Елесина гора".
На основании свидетельств о государственной регистрации права, выданных 06 июня 2005 года; 20, 26 февраля 2007 года; 16.09.2008 года, Л.Д. на праве собственности принадлежат шесть земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, пять из которых для ведения садоводства:
- № 59:18:363 01 01:0151 площадью 14 944,9 кв.м "У пасеки";
- № 59:18:363 01 01:0153 площадью 6015, 8 кв.м "Королево";
- № 59:18:363 01 01:0154 площадью 7328, 3 кв.м "Королево";
- № 59:18:363 01 01:0155 площадью 15 014 кв.м "Королево";
- № 59:18:363 02 01:0184 площадью 14 562,9 кв.м "Елесина гора",
и один из них - № 59:18:363 02 01:0185 площадью 9 134 кв.м для сельскохозяйственного производства "Елесина гора", находящиеся по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское с/п.
Постановлением Правительства Пермского края от 26.08.2009 года № 572-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края" были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости (далее по тексту - УПКС) названных земельных участков, входящих в территорию края, в том числе принадлежащих Л-вым под номерами:
- 59:18:363 01 01:0138 (УПКС - 165, 88);
- 59:18:363 02 01:0183 (УПКС - 169,22);
- 59:18:363 01 01:0151 (УПКС - 165, 88);
- 59:18:363 02 01:0184 (УПКС - 169,22).
Данное Постановление опубликовано 31.08.2009 года в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 34 и является действующим с 01.01.2010 года (далее по тексту - Постановление ППК от 26.08.2009 г. № 572-п).
Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 года № 734-п внесены изменения в минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земель водного фонда, земель особо охраняемых территорий и их объектов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам Пермского края, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 г. № 110-п. В таблицу "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края" внесены УПКС названных земель в разрезе видов объединений, в том числе находящихся по адресу: Пермский край, Добрянский муниципальный район, Краснослудский с/с, ООО "Совхоз "Всходы", -
урочище "Королеве" - 168,54, позиция № 63; урочище "У пасеки" - 165,88, позиция № 72; урочище "Елесина гора" - 169,22, позиция № 95.
Данное Постановление опубликовано 26.10.2009 года в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 42 и является действующим с 01.01.2010 года (далее по тексту - Постановление ППК от 19.10.2009 г. № 734-п).
Граждане Л.Д. и Л.Т. обратились в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими:
- содержащихся в Постановлении ППК от 26.08.2009 г. № 572-п положений об утверждении показателей кадастровой стоимости - 165,88; 169,22; 165, 88 и 169, 22 для приведенных выше земельных участков: № 59:18:363 01 01:0138 (позиция 23065); № 59:18:363 02 01:0183 (позиция 23439); № 59:18:363 01 01:0151 (позиция 23067); № 59:18:363 02 01:0184 (позиция 23440) соответственно;
- содержащихся в Постановлении ППК от 19.10.2009 г. № 734-п положений об утверждении средних значений показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края, включающих земельные участки, расположенные по адресу: Пермский край, Добрянский муниципальный район, Краснослудский с/с, ООО "Совхоз "Всходы" (168,54 - урочище "Королево", 63-ая позиция; 165, 88 - урочище "У пасеки" 72-ая позиция; 169,22 - урочище "Елесина гора", 95-ая позиция).
Судом исключены из числа заинтересованных лиц, привлеченных заявителями к участию в рассмотрении дела, ИФНС России по городу Добрянке Пермского края и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", о чем указано в определениях от 20.12.2010 года и от 20.01.2011 года.
Согласно приведенным в заявлении доводам, в результате проведения по состоянию на 01.01.2008 года государственной кадастровой оценки земельных участков граждан, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края, Постановлением ППК от 26.08.2009 г. № 572-п были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Л-вым, значительно увеличивающие размер взимаемого с граждан земельного налога.
Через некоторое время Постановлением ППК от 19.10.2009 г. № 734-и утверждены средние значения показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края, включающих земельные участки, расположенные по адресу: Пермский край, Добрянский муниципальный район, Краснослудский с/с, ООО "Совхоз "Всходы" в урочищах "Королево", "У пасеки", "Елесина гора", в том числе находящиеся в собственности у Л-вых.
Изменение в 2009 году в сторону существенного увеличения УПКС земельных участков заявителей допущено с нарушением статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Не выдержан установленный пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, срок проведения оценочных мероприятий - не чаще, чем один раз в три года. При этом не приняты во внимание пункты 5 и 11 настоящих Правил, предписывающие:
- осуществление государственной кадастровой оценки земель на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;
- разработку и утверждение методических указаний по проведению государственной кадастровой оценки земель, а также нормативно-технических документов Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В ходе проведенных оценочных работ не использовались Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2005 г. № 145, в состав которых входят земельные участки заявителей в соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ.
Принадлежащие Л-вым как отдельным гражданам земли относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Они не входят в границы земель садоводческих объединений, предназначены и используются для сельскохозяйственного производства, в отношении которых указанный вид функционального использования изменен на другой "для садоводства" с нарушением требований п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ".
Кроме того, на день принятия оспариваемого акта действовали Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222. В соответствии с ними показатель кадастровой стоимости в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения должен определяться путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.
В процессе выполнения работ по государственной кадастровой оценке названных земель не была собрана достаточная и достоверная информация о рыночной стоимости приведенных выше земельных участков заявителей, что привело к необоснованному увеличению их кадастровой стоимости более чем в 10 раз. При этом необходимо было учесть прокладку ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" по земельным участкам с кадастровыми номерами 59:18:3630101:0151 и 59:18:36301 1:0138 нефтепровода, как одного из факторов, влияющих на правильное определение величины рассматриваемых показателей.
Постановлением ППК от 19.10.2009 г. № 734-п не могли вноситься изменения в средние значения УПКС земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края, в составе которых находятся земельные участки заявителей в урочищах "Королево", "У пасеки", "Елесина гора" Краснослудского сельского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, обозначенные под номерами 59:18:363 01 01:0153; 59:18:363 01 01:0154; 59:18:3630101:0155, имевшие на период проведения кадастровой оценки другой вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Произвольное увеличение УПКС земельных участков, принадлежащих Л-вым на праве собственности, до величины несопоставимой с имущественным положением граждан, необходимым для содержания указанного имущества, привело к нарушению их прав на уплату земельного налога в законно установленном размере.
Представители Правительства Пермского края и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на соблюдение процедуры и сроков принятия оспариваемых постановлений, их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе обоснованное отнесение к одному из видов разрешенного использования "для садоводства" земельных участков заявителей, несогласие с которым является предметом иного спора, правильное применение при проведении государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края соответствующей Методики, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 г. № П/307. Доводы указанных представителей изложены в представленных суду письменных возражениях на заявление.
Заслушав Л.Д., Л.Т., представителей данных граждан, Правительства Пермского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, заключение прокурора, воспользовавшись консультацией специалиста, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 статьи 65, пунктах 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Пунктом 1 настоящих Правил установлено, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".


Согласно пунктам 3, 4, 5, 10 и 11 настоящих Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Органы исполнительной власти по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земли".
Согласно пункту 4 настоящего Административного регламента исполнение указанной функции состоит из следующих административных процедур: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оспариваемые в части Постановления ППК от 19.10.2009 г. № 734-п и от 26.08.2009 г. № 572-п приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; норм, отменяющих либо изменяющих общие принципы, порядок и условия организации и проведения государственной кадастровой оценки земельных участков граждан, садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения не устанавливают. Иные доводы, изложенные в заявлении Л-вых, не основаны на обстоятельствах, влекущих отмену данных постановлений в части утверждения показателей кадастровой стоимости принадлежащих гражданам земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что Л-выми приобретены в собственность земельные участки разных площадей с кадастровыми номерами 59:18:363 01 01:0138; 59:18:363 02 01:0183; 59:18:363 01 01:0151; 59:18:363 01 01:0153; 59:18:363 01 01:0154; 59:18:363 01 01:0155; 59:18:363 02 01:0184; 59:18:363 02 01:0185, находящиеся по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское с/п в урочищах "У пасеки", "Елесина гора", Королево", которые предоставлены для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участка 59:18:363 02 01:0185, предоставленного для сельскохозяйственного производства.
Сведения о виде разрешенного использования названных земельных участков внесены в кадастр органом государственного кадастрового учета данных объектов, осуществляющим свои полномочия на территории Пермского края.
Отнесение участков № 59:18:363 01 01:0138 (позиция 23065); № 59:18:363 02 01:0183 (позиция 23439); № 59:18:363 01 01:0151 (позиция 23067); № 59:18:363 02 01:0184 (позиция 23440), УПКС которых изменен в результате их кадастровой оценки в сторону существенного увеличения, к виду разрешенного использования "для садоводства" явилось следствием действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (в прошлом Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости) по формированию перечня объектов, подлежащих оценке, и передаче соответствующих сведений ООО "Пермский кадастровый центр", предоставившему отчет о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Пермского края. Основанием к этому послужили представленные Л-выми в регистрирующий орган необходимые документы, приобщенные к материалам дела.
Довод об оформлении данных документов с нарушением требований федерального законодательства не может быть принят судом во внимание, поскольку связанные с ним правоотношения не являются предметом судебного разбирательства в рамках нормоконтроля. Действия по отнесению упомянутых земельных участков к указанному виду разрешенного использования заявителями в суде не обжаловались с соблюдением требований гражданско-процессуального законодательства о порядке рассмотрения соответствующих жалоб. Вместе с тем, заявители не лишены возможности обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования тех же земельных участков, а затем в суд - в случае отказа в удовлетворении такого заявления.
Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки приведенных выше земель в Пермском крае проведено в рамках действующих административных процедур.
Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215, предусмотрены последовательность и сроки осуществления Росреестром и его территориальными органами по субъектам Федерации необходимых действий, в том числе порядок взаимодействия между ними, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В пунктах 9.6-9.12 настоящего Административного регламента указано о проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков Роснедвижимостью (в настоящее время Росреестр), в компетенцию которого входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов. Осуществление данных полномочий происходит в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие действующим Методическим указаниям.
По результатам проведенной проверки принимается одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- о соответствии отчета методическим указаниям;
- о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
После принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости (в настоящее время Росреестр) по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Как уже указывалось выполнение соответствующих работ до 01.06.2009 года было поручено ООО "Пермский кадастровый центр" на основании государственного контракта от 02.06.2008 года № 1 и положений Постановления Правительства Пермского края от 02.06.2008 года № 130/п.
По результатам оценки группой специалистов был подготовлен итоговый отчет, позже представленный на проверку в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В ходе ее проведения применялась Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная действующим Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 г. № П/307. Правильность применения настоящей Методики вытекает из ее нормативных положений (пункт 1.2); приобретенного заявителями вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков (для садоводства), входящих в состав земель садоводческих, огороднических и дачных объединений; содержащихся в Федеральном законе от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ понятий садового, огородного и дачного земельного участка (садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения), которая также подтверждена разъяснениями специалиста, данными в судебном заседании, а в окончании актом выполненной должностным лицом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проверки отчета ООО "Пермский кадастровый центр". Принцип государственной кадастровой оценки земель по их целевому назначению и виду функционального использования соблюден. Методические указания по проведению оценочных мероприятий с теми же землями, утвержденные Минэкономразвития и торговли РФ до настоящего времени не разработаны, что обуславливает применение к рассматриваемым правоотношениям Методики, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 г. № П/307. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2005 г. № 145, согласно содержащемуся в них предписанию, не применяются для государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Вместе с тем, нельзя признать нарушенным срок проведения государственной кадастровой оценки земель, установленный пунктом 3 регламентирующих ее Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316.
Как следует из содержания отчета ООО "Пермский кадастровый центр" в совокупности с Указом губернатора Пермской области от 25.05.2005 г. № 82, интересующие заявителей оценочные мероприятия осуществлялись по состоянию на 01.01.2008 года. Предыдущее определение кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Пермском крае имело место в 2003 году.
В этом случае отсутствовали правовые основания к использованию при оценочных мероприятиях Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, поскольку наступил срок переоценки кадастровой стоимости тех же и вновь образованных в их составе земель, в том числе включающих земельные участки заявителей, в границах территории Пермского края. Данные указания применимы в интервале между состоявшейся общей земельной оценкой и такой же последующей, срок проведения которой еще не наступил, с целью промежуточного уточнения кадастровой стоимости земельных участков, изменивших первоначальное состояние, но пока не вошедших в перечень обязательных объектов кадастровой оценки. Конкретного порядка исчисления упомянутого срока, утвержденного на федеральном уровне, также не существует.
Правильность проведения расчетов при определении величины УПКС земельных участков заявителей, вошедших в перечень объектов оценки, № 59:18:363 01 01:0138; № 59:18:363 02 01:0183; № 59:18:363 01 01:0151; № 59:18:363 02 01:0184 у суда не вызывает сомнений, поскольку подтверждается материалами дела и разъяснениями специалиста, полученными судом в соответствии со статьей 188 ГПК РФ по данному вопросу.
Принимая во внимание приведенные выше нормативные положения федерального законодательства, актов федеральных органов исполнительной власти право окончательного определения расчетных показателей кадастровой стоимости земельных участков принадлежит Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Должностным лицом указанного контролирующего органа оформлен акт проверки необходимого в этом случае отчета ООО "Пермский кадастровый центр" о полученных показателях кадастровой стоимости перечисленных земельных участков Л-вых, из которого следует, что механизм их определения соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307. У суда нет оснований, чтобы подвергнуть сомнению результаты исследования специалистов.
Между тем, бездоказательная ссылка заявителей на отсутствие достоверной информации о рыночной стоимости их земельных участков, оставление специалистами без внимания отдельных факторов, влияющих на правильное определение величины УПКС, в том числе работ по прокладке ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" на участках с кадастровыми номерами 59:18:3630101:0151 и 59:18:36301 1:0138 нефтепровода, не может повлечь ожидаемых ими правовых последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в нем ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
По смыслу ст. 253 ГПК РФ при рассмотрении заявления об оспаривании нормативных правовых актов предметом судебной проверки является соответствие оспариваемого акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Следовательно, вопросы исправления технических ошибок кадастра урегулированы нормами указанного специального закона и не связаны с требованиями о признании недействующим нормативного правового акта. Признание и устранение неточностей в расчетах по определению величины УПКС земельных участков, принадлежащих Л-вым, возможно путем внесения исправлений в кадастр в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или способом информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении выявленной ошибки.
По этим причинам суд своим определением отклонил ходатайство представителя заявителей о проведении по делу дополнительной оценочной экспертизы экспертом П. - работником некоммерческого партнерства <...>.
Таким образом, Постановление ППК от 26.08.2009 г. № 572-п об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков граждан, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края, в том числе участков, принадлежащих Л-вым, не может быть признано в указанной заявителями части недействующим.
Настоящий нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исходя из требований статьи 66 Земельного кодекса РФ и пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316. При этом соблюдены последовательность, сроки и правила осуществления предшествующей федеральной административной процедуры.
Постановлением ППК от 19.10.2009 г. № 734-п утверждены средние значения показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края, включающих земельные участки, находящиеся в Добрянском муниципальном районе Краснослудского с/с (ООО "Совхоз "Всходы" урочища "Королеве", "У пасеки", "Елесина гора").
Указанная величина используется для определения показателей кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных земельных участков при изменении их категории, вида разрешенного использования площади в границах земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края.
Со дня принятия 19.10.2009 года постановления земельные участки заявителей, входящие в состав названных земель Добрянского муниципального района Пермского края, не нуждаются переоценке с применением обозначенных величин, т.к. не являются вновь образованными или ранее учтенными с предусмотренными критериями. В связи с этим изменение налоговых платежей за землю, исходя из принятия Постановления ППК от 19.10.2009 г. № 734-п, для обратившихся в суд граждан лишено правовых оснований. В таком случае положения оспариваемого акта на Л-вых не распространяются, следовательно, не могут нарушать их прав или законных интересов.
Кроме того, приведенные в постановлении средние значения показателей кадастровой стоимости земель, на которые ссылаются заявители, не отличаются от УПКС их же земельных участков, приведенных в Постановлении ППК от 26.08.2009 г. № 572-п, в признании которых недействующими судом отказано.
Помимо изложенного нельзя согласиться с тем, что оспариваемыми в части актами для Л-вых установлено несоразмерное налоговое бремя в форме уплаты земельного налога в размере, препятствующем содержанию и использованию имущества в соответствии с его назначением.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 387, пунктом 1 статьи 390 и статьей 394 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования земельного участка.
Сам по себе показатель кадастровой стоимости земель не является налогом и не нарушает каких-либо прав заявителей в сфере налогообложения. Фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщика устанавливается не по результатам государственной кадастровой оценки земель, а на основании принимаемых представительными органами муниципальных образований местных правовых актов о налоговых ставках и льготах.
Ставка по налогу на приведенные выше категории земель не может быть произвольной. Она должна изменяться представительными органами муниципальных образований с соблюдением требований, содержащихся в пунктах 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ, с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога и экономического обоснования. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Следовательно, защита принадлежащих заявителям налоговых прав, гарантирована налоговым законодательством РФ.
Признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, краевой суд

решил:

Оставить без удовлетворения заявление Л.Т. и Л.Д. о признании недействующим:
1) Постановления Правительства Пермского края от 19.10.2009 года № 734-п "О внесении изменений в минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земель водного фонда, земель особо охраняемых территорий и их объектов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам Пермского края, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 г. № 110-п", в части содержащихся в таблице "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих и огороднических объединений в разрезе групп и муниципальных районов" утвержденных показателей кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Пермский край, Добрянский муниципальный район, Краснослудский с/с, ООО "Совхоз "Всходы", -
урочище "У пасеки" - 165,88, позиция № 72; урочище "Елесина гора" - 169,22, позиция № 95; урочище "Королево" - 168,54, позиция № 63;
2) Постановления Правительства Пермского края от 26.08.2009 года № 572-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края" в части утверждения показателей кадастровой стоимости - 165,88; 169,22; 165, 88 и 169, 22 для земельных участков: № 59:18:363 01 01:0138 площадью 134 000 кв.м "У пасеки" (позиция 23065); № 59:18:363 02 01:0183 площадью 134 000 кв.м "Елесина гора" (позиция 23439); № 59:18:363 01 01:0151 площадью 14 944, 9 кв.м "У пасеки" (позиция 23067); № 59:18:363 02 01:0184 площадью 14 562, 9 кв.м "Елесина гора" (позиция 23440) соответственно, расположенных по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудский с/с.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 26.01.2010 года.

Председательствующий - п.п.
К.И.ШВЕЦОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Решение вступило в законную силу 1 февраля 2011 года.

Решение Пермского краевого суда от 21.01.2011 по делу № 3-8-2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Постановлений Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 734-п "О внесении изменений в минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земель водного фонда, земель особо охраняемых территорий и их объектов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам Пермского края, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 г. № 110-п", от 26.08.2009 № 572-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru