Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. по делу № А23-1492/10А-11-60

Резолютивная часть решения объявлена 6 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 9 августа 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Егоровой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калугамебель плюс", г. Калуга к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области, г. Калуга об оспаривании бездействия государственного органа,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Дейлова Д.А. по доверенности от 06.08.2010;
от ответчика - представителя Гавриковой М.Н. по доверенности от 02.08.2010 № 102;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Калугамебель плюс" (далее - заявитель, ООО "Калугамебель плюс") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с требованием (с учетом уточнения) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области (далее - ответчик, Теруправление), выразившегося в непринятии в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Калугамебель плюс" земельного участка с кадастровым номером 40:26:000126:76 площадью 1212 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Складская, 6 и обязании ответчика либо принять решение о предоставлении в собственность указанного участка либо дать мотивированный отказ от предоставления в собственность земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что в срок, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, Теруправление не приняло какое-либо решение по заявке ООО "Калугамебель плюс" от 10.12.2009 на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 40:26:000126:76 площадью 1212 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Складская, 6. Также просил восстановить срок на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав, поскольку общество полагало, что ответ Теруправление должно дать в двухмесячный срок со дня принятия заявки.
Представитель Теруправления просил отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, обосновывая это тем, что ООО "Калугамебель плюс" пропустило установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение в арбитражный суд.
Кроме этого, по мнению Теруправления, в пределах предоставленных ему прав были совершены все необходимые действия, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на продажу испрашиваемого заявителями земельного участка, однако до настоящего времени не получено поручение Росимущества (г. Москва), на основании которого и в соответствии с пунктом 4.8 Положения о территориальном Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом в Калужской области, этот земельный участок может быть продан заявителю.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Калугамебель плюс" является собственником одноэтажного кирпичного здания сушилки (строение 21), общей площадью 48,5 кв. м по адресу: г. Калуга, ул. Складская, дом 6.
В связи с тем, что земельный участок, на котором расположено здание сушилки, находится в собственности Российской Федерации, заявитель 10.12.2009 обратился в Теруправление с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их приватизации в федеральной собственности, приложив необходимые документы.
Однако ответа из Теруправления заявитель не получил. Считая, что оно предоставило все необходимые документы для приватизации земельного участка, в связи с чем бездействие Теруправления противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ООО "Калугамебель плюс" 16.04.2010 обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконным действий (бездействий) государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая незначительный (в несколько дней) пропуск ООО "Калугамебель плюс" срока на обращение в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права, суд считает необходимым восстановить его.
Из материалов дела усматривается, что заявка ООО "Калугамебель плюс" от 10.12.2009 Теруправлением была направлена в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) только 02.02.2010.
Уже в процессе рассмотрения дела письмом Росимущества от 27.04.2010 пакет документов ООО "Калугамебель плюс" возвращен в Теруправление на доработку.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято в течение одного месяца со дня обращения претендента.
Ссылка Теруправления на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества, а также на отсутствие с его стороны бездействия не принимается судом.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Теруправления на отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков территориальными управлениями Росимущества не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.
При этом суд считает, что ответ заявителю должен дать орган, в который подана заявка на приобретение в собственность земельного участка. В рассматриваемом споре это Теруправление.
Материалами дела подтверждено и не отрицалось представителем ответчика в заседании суда, что решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении ООО "Калугамебель плюс" земельного участка с кадастровым номером 40:26:000126:76 площадью 1212 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Складская, 6, не принималось.
Следовательно, по мнению суда, имеет место бездействие Теруправления, выразившееся в нерассмотрении заявления ООО "Калугамебель плюс" в сроки и в порядке, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если суд установит, что оспариваемое бездействие органовместного самоуправления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, он принимает решение о признании его незаконным.
При этом суд возлагает на этот орган обязанность совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области, выразившееся в непринятии решения по заявке общества с ограниченной ответственностью "Калугамебель Плюс", г. Калуга от 10.12.2009 на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 1212 кв. м с кадастровым номером 40:26:000160:76, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Складская, д. 6.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области в месячный срок со дня принятия судебного акта рассмотреть вопрос по заявке общества с ограниченной ответственностью "Калугамебель Плюс" г. Калуга и принять соответствующее решение.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Калугамебель Плюс" г. Калуга расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья
В.Н.Егорова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 18.01.2011 по делу № А23-1492/10А-11-60 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 по делу № А23-1492/10А-11-60 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Калужской области от 09.08.2010 по делу № А23-1492/10А-11-60
Заявленные требования о признании незаконным бездействия агентства по управлению государственным имуществом, выразившегося в непринятии в месячный срок решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка и обязании ответчика либо принять решение о предоставлении в собственность указанного участка, либо дать мотивированный отказ от предоставления земельного участка удовлетворены, так как решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято в течение одного месяца со дня обращения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru