Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2010 г. по делу № А12-15846/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.В.А.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" - Х.А.О.Д., представитель по доверенности от 20.07.2010 года б/н;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконными действий по включении в реестр недобросовестных поставщиков,
при участии в деле заинтересованного третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконными действия управления по включении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков и об обязании Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" из реестра недобросовестных поставщиков (запись № РНП.04289-10, РНП.04290-10).
К участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25".
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Позиция антимонопольного органа подробно изложена в отзыве на заявление, согласно доводам которого Управление просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела считается извещенным надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на заявление, выслушав мнение представителя заявителя, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, по результатам запроса котировок на закупку товаров для муниципальных нужд на 2010 год общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" признано победителем в проведении запроса котировок цен № 73/омс на заключение муниципального контракта на поставку натрия хлорида, № 62/омс на поставку гормональных препаратов, № 53/омс на поставку препаратов для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ для муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25".
Проекты муниципальных контрактов направлены муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" в адрес общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" 01.04.2010 года экспресс почтой через компанию "ИнтерКурьерСервис" по авианакладной ДХЛ № 2223911082.
Муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" 06.04.2010 года получены письма общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" от 05.04.2010 года № 65 и 66 за подписью генерального директора Г.И.Н.Г. о невозможности поставки натрия хлорида и препаратов для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ и нецелесообразности заключения муниципальных контрактов на поставку указанной продукции.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области с заявлением о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с невыполнением требований по подписанию муниципальных контрактов.
По результатам рассмотрения названного обращения в соответствии с приказами руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 29.04.2010 года № 121 и от 30.04.2010 года № 124 сведения об обществе 05.05.2010 года включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых действий и обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, их совершивший (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми действиями законных прав лежит на лице, оспаривающем эти действия (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).
В силу части 8 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона № 94 постановлением от 15.05.2007 № 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292, в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (статья 42 Закона № 94-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.
В силу прямого указания закона (часть 6 статьи 47 Закона № 94-ФЗ) победитель в проведении запроса котировок признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае непредставления заказчику подписанного контракта в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В подпункте "д" пункта вышеупомянутого 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения государственного контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных, в том числе, подпунктом "д" пункта 7 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение десяти дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя конкурса (пункт 12 Положения № 292).
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом № 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Следовательно, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении настоящего дела судом по ходатайству заявителя назначалась экспертиза на предмет определения подлинности подписи генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" Г.И.Н.Г и оттиска печати общества на котировочных заявках № 53/омс, 62/омс и 73/омс и письмах общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" от 05.04.2010 года № 65 и 66 об отказе от заключения муниципальных контрактов.
Проведение экспертных мероприятий поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебных экспертиз".
Согласно экспертному заключению подпись в исследуемых письмах от 05.04.2010 года № 65 и 66, котировочных заявках от 17.03.2010 года № 53/омс, 62/омс и 73/омс выполнена не Г.И.Н.Е.
Оттиск круглой печати в котировочных заявках от 17.03.2010 года № 53/омс, 62/омс и 73/омс, письмах общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" от 05.04.2010 года № 65 и 66 не соответствует оттискам круглой печати общества в доверенности от 20.07.2010 года и письме от 02.09.2010 года № 160.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" не являлось участником запросов котировок цен № 53/омс, 62/омс и 73/омс на закупку товаров для муниципальных нужд, заказчиком которых являлось муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25", не направляло в адрес организаторов запроса котировок заявки № 53/омс, 62/омс и 73/омс на участие в котировке цен на закупку товаров для нужд учреждения и письма об отказе от подписания муниципальных контрактов.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что подписанные муниципальным учреждением проекты муниципальных контрактов не получены обществом с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М".
Согласно письму общества с ограниченной ответственностью "АРИС-ИМКОМ" от 21.05.2010 года № 15, конверт с маркировкой DНL, адресованный обществу с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М", ошибочно получен 02.04.2010 года сотрудником общества с ограниченной ответственностью "АРИС-ИМКОМ" Т.Н.В.К. и оставлен на пункте охраны.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в ходе проведения проверки не выясняло наличие обстоятельств, подтверждающих факт отказа общества от заключения муниципальных контрактов, а также причины непредставления подписанных проектов муниципальных контрактов в установленный срок.
Вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для включения общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по включении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков не соответствуют требованиям действующего законодательства - Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292, приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому требования заявителя являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ пункт 1 отсутствует, имеется в виду статья 106.

Согласно пункту 1 статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением обществом с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 21.07.2010 года № 4237 в размере 2 000 рублей. При рассмотрении дела обществом также понесены расходы за проведение экспертизы в размере 70 000 рублей по платежным поручениям от 04.10.2010 года № 5810 на сумму 20 000 рублей и от 07.12.2010 года № 280 на сумму 50 000 рублей.
Поскольку отношения, связанные с распределением судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, складываются в сфере процессуальных правоотношений, то понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины и за проведение экспертизы подлежат возмещению в особом порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
В данном случае в связи с удовлетворением заявленных требований с Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области подлежат взысканию в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" в порядке возмещения расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и расходы, понесенные обществом за проведение судебной экспертизы, в размере 70 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по включении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков как несоответствующие требованиям Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292, приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках".
В порядке восстановления нарушенного права обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить из реестра недобросовестных поставщиков записи № РНП.04289-10, РНП.04290-10 в отношении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М".
Взыскать с Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 70 000 рублей в возмещение расходов по проведению экспертизы.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
Е.В.ПОНОМАРЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 по делу № А12-15846/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 13.12.2010 по делу № А12-15846/2010
<Действия антимонопольного органа по включению общества в реестр недобросовестных поставщиков признаны незаконными, поскольку общество не являлось участником запросов котировок цен на закупку товаров для муниципальных нужд, не направляло в адрес организаторов запроса котировок заявки на участие и письма об отказе от подписания муниципальных контрактов, проекты муниципальных контрактов не получало>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru