АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2010 г. по делу № А12-15846/2010
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.В.А.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" - Х.А.О.Д., представитель по доверенности от 20.07.2010 года б/н;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконными действий по включении в реестр недобросовестных поставщиков,
при участии в деле заинтересованного третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконными действия управления по включении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков и об обязании Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" из реестра недобросовестных поставщиков (запись № РНП.04289-10, РНП.04290-10).
К участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25".
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Позиция антимонопольного органа подробно изложена в отзыве на заявление, согласно доводам которого Управление просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела считается извещенным надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на заявление, выслушав мнение представителя заявителя, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, по результатам запроса котировок на закупку товаров для муниципальных нужд на 2010 год общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" признано победителем в проведении запроса котировок цен № 73/омс на заключение муниципального контракта на поставку натрия хлорида, № 62/омс на поставку гормональных препаратов, № 53/омс на поставку препаратов для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ для муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25".
Проекты муниципальных контрактов направлены муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" в адрес общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" 01.04.2010 года экспресс почтой через компанию "ИнтерКурьерСервис" по авианакладной ДХЛ № 2223911082.
Муниципальным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" 06.04.2010 года получены письма общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" от 05.04.2010 года № 65 и 66 за подписью генерального директора Г.И.Н.Г. о невозможности поставки натрия хлорида и препаратов для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ и нецелесообразности заключения муниципальных контрактов на поставку указанной продукции.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области с заявлением о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с невыполнением требований по подписанию муниципальных контрактов.
По результатам рассмотрения названного обращения в соответствии с приказами руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 29.04.2010 года № 121 и от 30.04.2010 года № 124 сведения об обществе 05.05.2010 года включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых действий и обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, их совершивший (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми действиями законных прав лежит на лице, оспаривающем эти действия (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).
В силу части 8 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона № 94 постановлением от 15.05.2007 № 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292, в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (статья 42 Закона № 94-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.
В силу прямого указания закона (часть 6 статьи 47 Закона № 94-ФЗ) победитель в проведении запроса котировок признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае непредставления заказчику подписанного контракта в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В подпункте "д" пункта вышеупомянутого 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения государственного контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных, в том числе, подпунктом "д" пункта 7 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение десяти дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя конкурса (пункт 12 Положения № 292).
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом № 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Следовательно, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении настоящего дела судом по ходатайству заявителя назначалась экспертиза на предмет определения подлинности подписи генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" Г.И.Н.Г и оттиска печати общества на котировочных заявках № 53/омс, 62/омс и 73/омс и письмах общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" от 05.04.2010 года № 65 и 66 об отказе от заключения муниципальных контрактов.
Проведение экспертных мероприятий поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебных экспертиз".
Согласно экспертному заключению подпись в исследуемых письмах от 05.04.2010 года № 65 и 66, котировочных заявках от 17.03.2010 года № 53/омс, 62/омс и 73/омс выполнена не Г.И.Н.Е.
Оттиск круглой печати в котировочных заявках от 17.03.2010 года № 53/омс, 62/омс и 73/омс, письмах общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" от 05.04.2010 года № 65 и 66 не соответствует оттискам круглой печати общества в доверенности от 20.07.2010 года и письме от 02.09.2010 года № 160.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" не являлось участником запросов котировок цен № 53/омс, 62/омс и 73/омс на закупку товаров для муниципальных нужд, заказчиком которых являлось муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25", не направляло в адрес организаторов запроса котировок заявки № 53/омс, 62/омс и 73/омс на участие в котировке цен на закупку товаров для нужд учреждения и письма об отказе от подписания муниципальных контрактов.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что подписанные муниципальным учреждением проекты муниципальных контрактов не получены обществом с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М".
Согласно письму общества с ограниченной ответственностью "АРИС-ИМКОМ" от 21.05.2010 года № 15, конверт с маркировкой DНL, адресованный обществу с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М", ошибочно получен 02.04.2010 года сотрудником общества с ограниченной ответственностью "АРИС-ИМКОМ" Т.Н.В.К. и оставлен на пункте охраны.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в ходе проведения проверки не выясняло наличие обстоятельств, подтверждающих факт отказа общества от заключения муниципальных контрактов, а также причины непредставления подписанных проектов муниципальных контрактов в установленный срок.
Вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для включения общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по включении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков не соответствуют требованиям действующего законодательства - Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292, приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому требования заявителя являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ пункт 1 отсутствует, имеется в виду статья 106.
Согласно пункту 1 статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением обществом с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 21.07.2010 года № 4237 в размере 2 000 рублей. При рассмотрении дела обществом также понесены расходы за проведение экспертизы в размере 70 000 рублей по платежным поручениям от 04.10.2010 года № 5810 на сумму 20 000 рублей и от 07.12.2010 года № 280 на сумму 50 000 рублей.
Поскольку отношения, связанные с распределением судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, складываются в сфере процессуальных правоотношений, то понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины и за проведение экспертизы подлежат возмещению в особом порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
В данном случае в связи с удовлетворением заявленных требований с Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области подлежат взысканию в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ" в порядке возмещения расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и расходы, понесенные обществом за проведение судебной экспертизы, в размере 70 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по включении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" в реестр недобросовестных поставщиков как несоответствующие требованиям Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292, приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках".
В порядке восстановления нарушенного права обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключить из реестра недобросовестных поставщиков записи № РНП.04289-10, РНП.04290-10 в отношении общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М".
Взыскать с Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФАРМ-ПРОЕКТ М" 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 70 000 рублей в возмещение расходов по проведению экспертизы.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья
Е.В.ПОНОМАРЕВА