Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2008 г. по делу № А11-1919/2008-К2-21/94

Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2008.
Арбитражный суд Владимирской области в составе председательствующего
судьи Устиновой О.В., судей Кульпиной М.В., Андриановой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Устиновой О.В.,
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева" о признании постановления правления от 29.12.2007 № 37/1 департамента цен и тарифов администрации Владимирской области не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим в части введения тарифов с 01.01.2008
при участии:
от заявителя - Трубякова В.В. - доверенность от 13.05.2008 № 27-117;
- Корневой Т.Ю. - доверенность от 27.03.2007 № 27-55;
от заинтересованного лица: - Меньшова М.А. - доверенность от 09.01.2007;
от прокуратуры Владимирской области (вступила в дело согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ): Грушиной Е.В. - удостоверение № 154313;
установил следующее:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Владимирской области № 108-ОЗ принят 12.11.2003, а не 12.03.2003.

открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании п. 2 постановления от 29.12.2007 № 37/1 департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее департамент) не соответствующим части 3 статьи 15 Конституции РФ, статье 5 Закона Владимирской области от 12.03.2003 № 108-ОЗ, пункту 58 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, и не действующим с 01.01.2008 года.
В обоснование заявленного требования общество указало, что в соответствии с частью 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ называется "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области", а не "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Владимирской области".

По утверждению общества, в силу ст. 5 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Владимирской области" постановление департамента № 37/1 не может вступить в силу ранее 20.01.2008.
Из пояснений общества следует, что согласно п. 58 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004, № 109, тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителем, устанавливаются регулирующим органом одновременно в трех вариантах. Потребители самостоятельно выбирают один из трех вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электроэнергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов, то есть в данном случае не позднее 30.11.2007. Поскольку тарифы на 2008 год утверждены 29.12.2007, опубликованы 16.01.2008, общество указывает на невозможность уведомить ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" о выборе варианта тарифа на электрическую энергию на 2008 год в срок до 30.11.2007.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ называется "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а не "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию".

По мнению общества, при утверждении тарифов должны быть соблюдены не только сроки введения тарифов, предусмотренные пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 109, но и сроки для выбора потребителями вариантов тарифа. В противном случае нарушаются принципы и меняется сама сущность государственного регулирования тарифов, провозглашенная статьями 2, 3, 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию".
Как считает общество, принятое в декабре 2007 года, а опубликованное в январе 2008 года постановление № 37/1 является препятствием для реализации им возможности своевременного выбора тарифа, что нарушает его права и экономические интересы, поскольку в результате рост прежнего тарифа, применяемого при расчетах за электроэнергию по договору № 200, составил в 2008 году 41,7%, в то время как государственный заказчик утвердил финансовый план предприятия с учетом обычного ежегодного 20-процентного удорожания электроэнергии.
Прокуратура Владимирской области отметила, что право организации на выбор тарифа непосредственно зависит от даты вступления в силу тарифов. Между тем действующим законодательством не регулируется общий порядок введения в действие тарифов на энергоснабжение для организаций. В связи с указанным прокуратура считает возможным в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса РФ, исходя из аналогии права, применить в данном случае статью 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Кроме того, прокуратура обращает внимание на нарушение департаментом порядка публикации нормативного акта, предусмотренного постановлением Губернатора Владимирской области от 29.07.2004 № 430 (в редакции от 24.08.2007) "Об упорядочении механизма официального опубликования законов области, указов и постановлений Губернатора области, соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области, а также иных документов нормативного и ненормативного характера". В пятидневный срок, как это предусмотрено указанным порядком, постановление не было передано для официального опубликования.
Департамент цен и тарифов с заявленным требованием не согласился, указав, что внесение 29 декабря 2007 года изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации области от 20.12.2007 № 35/2 не является препятствием для реализации обществом права выбора тарифа на текущий период регулирования и не нарушает его права.
Кроме того, по мнению департамента, в пункте 58 Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, предусмотрена возможность изменения вида тарифа в течение расчетного периода по соглашению между потребителем и энергоснабжающей организацией в рамках договорных отношений.
Департамент утверждает, что оспариваемое постановление принято с соблюдением норм Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Департамент считает несостоятельными ссылки общества и прокуратуры на нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ, ст. 5 Закона Владимирской области от 12.03.2003 № 108-ОЗ, необходимость применения ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в отношении срока вступления в силу тарифов, поскольку спорные правоотношения не регулируются статьей 15 Конституции РФ, Закон Владимирской области им не нарушен, Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ регулирует не сходные правоотношения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, арбитражный суд установил следующее.
Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2007 № 35/2 установлены тарифы на электрическую энергию на 2008 год.
Постановлением от 29.12.2007 № 37/1 внесены изменения в постановление от 20.12.2007 № 35/2 в отношении размера тарифов. В пункте 2 постановления от 29.12.2007 № 37/1 указано: "Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 года и подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации".
Общество полагает, что постановление от 29.12.2007 № 37/1 следует признать недействительным в части пункта 2 постановления, поскольку тарифы введены в действие оспариваемым постановлением с 01.01.2008, а опубликовано постановление 16.01.2008. В результате, по утверждению общества, оно не имело возможности уведомить ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" о выборе варианта тарифа на электрическую энергию в срок до 30.11.2007, как это предусмотрено п. 58 Основ ценообразования в отношении энергетической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее Основы ценообразования), поскольку на указанную дату данный тариф не был установлен регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в трех вариантах:
1) одноставочный тариф;
2) двухставочный тариф;
3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
Потребители самостоятельно выбирают один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному.
Исходя из указанной нормы, потребитель выбирает вариант тарифа номинально, не зная размера тарифов, поскольку должен сделать выбор варианта тарифа за месяц до вступления их в силу.
Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее Правила), тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Иных сроков введения в действие тарифов не установлено.
Таким образом, потребитель должен сообщить организации, поставляющей энергию, о выборе варианта тарифа до первого декабря, предшествующего расчетному. Изменение размера тарифов оспариваемым постановлением не препятствует выбору варианта тарифа, а, соответственно, не влечет нарушения прав и законных интересов общества, поскольку в любом случае выбор варианта тарифа производится до вступления их в силу.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ организация вправе обратиться с заявлением о признании недействительным нормативно-правового акта, если полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Как было указано, постановление в оспариваемой части не нарушает права и законные интересы общества, так как не создает препятствий в выборе варианта тарифа, на что ссылается заявитель. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания пункта 2 постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 29.12.2007 № 37/1 недействующим.
Арбитражный суд также не установил несоответствие пункта 2 постановления от 29.12.2007 № 37/1 закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию определены Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Тарифы на электрическую энергию для потребителей Владимирской области установлены и введены в действие с 01.01.2008 постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2007 № 35/2 "О тарифах на электрическую энергию" и опубликованы 28.12.2007. Постановлением от 29.12.2007 № 37/1 лишь внесены изменения в постановление от 20.12.2007 № 35/2 в отношении размера тарифов.
Ссылка общества на несоответствие оспариваемого положения части 3 статьи 15 Конституции РФ, статьям 3, 5 Закона Владимирской области от 12.03.2003 № 108-ОЗ, пункту 58 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, арбитражный суд посчитал несостоятельными, исходя из следующего.
Часть 3 статьи 15 Конституции РФ регулирует лишь вопросы применения нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В соответствии со статьями 3, 5 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области", законы и иные нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию в течение четырнадцати дней после дня их принятия или издания, вступают в силу по истечении трех дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральными законами, самими законами или иными нормативными правовыми актами Владимирской области. В данном случае самим законом предусмотрено вступление в силу постановления от 29.12.2007 № 37/1 с 01.01.2008. При этом пункт 2 постановления сам по себе не придает постановлению обратной силы, поскольку постановление принято до 01.01.2008. Несвоевременное опубликование нормативного акта касается вопроса его применения и не является основанием признания этого акта недействующим.
Пункт 58 Основ ценообразования, на нарушение которого указывает заявитель, касается выбора варианта тарифов, а не порядка вступления в силу нормативного акта, устанавливающего тарифы на электрическую энергию.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ называется "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а не "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса".

Статья 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса" в данном случае неприменима, так как регулирует не сходные отношения.
При установленных обстоятельствах дела по приведенным обществом основаниям оспариваемое постановление не может быть признано недействующим.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление от 29.12.2007 № 37/1 департамента цен и тарифов администрации Владимирской области признать соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования и правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации" от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Закону Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Владимирской области, о также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
О.В.УСТИНОВА

Судьи
М.В.КУЛЬПИНА
Н.В.АНДРИАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 07.05.2009 № 5337/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2009 по делу № А11-1919/2008-К2-21/94 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.11.2008 по делу № А11-1919/2008-К2-21/94
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 29.12.2007 № 37/1 "О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2007 № 35/2 "О тарифах на электрическую энергию".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru