ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2011 г. № 463
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РАЙОНА НА КОРРУПЦИОННОСТЬ
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в целях выявления в нормативных правовых актах органов местного самоуправления Новооскольского района коррупционных фактов и их последующего устранения постановляю:
1. Утвердить Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления Новооскольского района на коррупционность (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района - руководителя аппарата главы администрации района Попову О.Т.
Глава администрации
Новооскольского района
М.ПОНЕДЕЛЬЧЕНКО
Утвержден
постановлением
главы администрации
Новооскольского района
от 13 апреля 2011 года № 463
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
1. Настоящий Порядок регулирует проведение экспертизы на коррупциогенность нормативно-правовых актов и их проектов органов местного самоуправления муниципального района "Новооскольский район" (далее - нормативно-правовые акты) в целях выявления в них и последующего устранения коррупциогенных факторов.
Настоящий Порядок может применяться для экспертизы на коррупциогенность ранее принятых решений и иных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления муниципального района, проводимой по инициативе главы администрации Новооскольского района или общественных объединений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории муниципального района "Новооскольский район".
2. Экспертизе на коррупциогенность подлежат проекты решений Муниципального совета Новооскольского района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района и рассчитанные на неоднократное применение, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, инициированные главой администрации Новооскольского района.
Экспертизе на коррупциогенность подлежат проекты нормативных правовых актов (постановления и распоряжения) исполнительного органа власти - администрации Новооскольского района, регулирующие общественные отношения в сфере муниципальной собственности, муниципальной службы, статуса лиц, замещающих муниципальные должности, бюджетного, налогового, лесного, земельного, водного, градостроительного, жилищного законодательства, в сфере природопользования и законодательства об охране окружающей среды на территории Новооскольского района и иные.
Экспертизе на коррупциогенность подлежат проекты нормативных правовых актов, регламентирующих контрольные, надзорные, разрешительные и регистрационные полномочия администрации Новооскольского района и ее должностных лиц во взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий.
3. Обязанность по проведению указанной экспертизы возлагается на юридическую службу администрации Новооскольского района.
Экспертиза может быть как внутренней (проводимой юридической службой Новооскольского района), так и внешней, межведомственной (с привлечением независимых специалистов, экспертов, представителей общественных организаций).
По наиболее значимым проектам могут проводиться публичные обсуждения, изучение общественного мнения и другие формы привлечения общественности к оценке проекта на коррупциогенность.
4. Под коррупциогенностью понимается заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупциогенным действиям или решениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативно-правовых актов.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
5. Срок проведения экспертизы не должен превышать 10 дней.
В случае наличия необходимости направления запросов и получения дополнительных материалов и информации у заинтересованных в экспертизе структурных подразделений и должностных лиц срок проведения экспертизы может быть увеличен до 30 дней.
6. При подготовке проекта нормативно-правового акта его разработчики должны стремиться к недопущению включения в текст проекта норм, содержащих коррупциогенные факторы. Отсутствие в разрабатываемом проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов обеспечивают руководители органов местного самоуправления, их подготовившие, и юридическая служба.
Экспертизу на коррупциогенность должны проходить все проекты нормативно-правовых актов, указанных в п. 2
настоящего Порядка.
Одновременно с проектом нормативно-правового акта на экспертизу разработчиком представляются:
- вывод юридической службы либо ответственного специалиста - разработчика проекта нормативно-правового акта об отсутствии (наличии) в проекте нормативно-правового акта коррупциогенных факторов;
- имеющиеся результаты независимой экспертизы на коррупциогенность.
7. Экспертизе подлежит каждое положение проекта нормативно-правового акта.
Результат экспертизы, проведенной юридической службой администрации Новооскольского района, оформляется в виде заключения, в котором отражаются следующие сведения:
- дата подготовки заключения, а также данные должностных лиц, проводивших экспертизу;
- реквизиты проекта нормативно-правового акта (проекта), представленного на экспертизу, в том числе заголовок к тексту проекта;
- выводы о наличии или отсутствии в анализируемом акте (проекте акта) норм и положений, содержащих коррупциогенные факторы;
- конкретные положения акта (проекта акта), содержащие коррупциогенные факторы, с указанием всех выявленных в них коррупциогенных факторов;
- выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Порядком к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявлений коррупции.
В случае выявления в проекте нормативно-правового акта коррупциогенных факторов он вместе с заключением в трехдневный срок возвращается разработчику для внесения изменений с целью устранения коррупциогенных норм.
Результаты проведенных экспертиз подлежат ежеквартальному обязательному опубликованию на официальном сайте администрации Новооскольского района.
Доработанный проект представляется для проведения повторной экспертизы в соответствии с настоящим Порядком.
К проекту нормативно-правового акта, вносимому разработчиком на рассмотрение главы администрации Новооскольского района или Муниципального совета муниципального района "Новооскольский район", прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность.