НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2011 г. по делу № 33-393-2011
Судья Батенева Н.А.
Докладчик Зуева С.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Зуевой С.М.,
Судей: Плотниковой М.В., Лимановой Н.П.,
С участием прокурора Скотниковой М.В.,
При секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 27 января 2011 года дело по кассационной жалобе ОАО "СибирьЭнерго" на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 18 ноября 2010 г., которым постановлено:
Признать незаконными действия ОАО "СибирьЭнерго" по начислению К. льготы по оплате потребленной электрической энергии с 14 апреля 2008 г. по 01 января 2010 г. в размере 50% норматива потребления коммунальных услуг, установленных решением
Совета депутатов муниципального образования города Бердска Новосибирской области № 43 от 02 марта 2006 г.
Обязать ООО "СибирьЭнерго" произвести перерасчет К. платы за потребленную электрическую энергию, с 14 апреля 2008 г. до 01 января 2010 г. из расчета 50% от фактически потребленной электроэнергии, отнеся излишне уплаченную сумму в счет будущих платежей.
Взыскать с ОАО "СибирьЭнерго" государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснение представителей ОАО "СибирьЭнерго" Д. и З., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Бердска в интересах К. обратился в суд с иском к ОАО "СибирьЭнерго" по реализации мер социальной поддержки путем перерасчета оплаты потребленной энергии.
В обоснование иска указал, что К., как "ветеран труда", имеет право на меры социальной поддержки, в том числе по оплате за потребленную электроэнергию.
ОАО "СибирьЭнерго" начисляет ей льготу по оплате за электроэнергию из расчета 50% от норматива потребления коммунальных услуг - 80 кВт/ч на человека, установленного решением
Совета депутатов муниципального образования г. Бердска № 43 от 02 марта 2006 г.
Это противоречит Закону
Новосибирской области № 253-ОЗ, от 29 декабря 2004 г. (в ред. Закона Новосибирской области от 28 марта 2008 года № 215-ОЗ), в соответствии с которым, с 14 апреля 2008 года нормативы потребления электроэнергии утверждает администрация Новосибирской области.
Поскольку нормативы потребления администрацией Новосибирской области не установлены, а установленные органом местного самоуправления не подлежат применению, льгота "Ветеранам труда" должна предоставляться из расчета 50% от стоимости фактически потребленной энергии.
Прокурор просил признать незаконными действия ОАО "СибирьЭнерго" по начислению К. льгот, по оплате электрической энергии из расчета 50% от норматива установленного решением
Совета депутатов муниципального образования города Бердска с 14 апреля 2008 г. по 01 января 2010 г.
Обязать произвести перерасчет размера платы за фактически потребленную электроэнергию, в размере 50% от ее стоимости.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым ОАО "СибирьЭнерго" не согласно. В кассационной жалобе представитель просит решение отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе указывает на нарушение норм материального и процессуального права, выразившегося в неприменении судом закона, подлежащего применению и определяющий порядок начисления льготы "ветеранам труда" в размере 50% от фактически потребленной электроэнергии (п. 5 ст. 5
Закона НСО № 253-ОЗ от 29.12.2004 г. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области").
При этом указывает, что органом государственной власти субъекта РФ не исполнены установленные федеральным и областным законодательством обязательства по принятию нормативов потребления по электроснабжению для расчета меры социальной поддержки ветеранам труда.
Суд, вынося решение о перерасчете платы за потребленную энергию 50% от фактического потребления электрической энергии по показанию прибора учета электрической энергии, установленных у истцов, нарушает федеральный и областной законы, в которых установлено, что размер платы по электроснабжению рассчитывается в размере 50% от установленного норматива.
К. не относится к той категории льготников, которым предоставлена мера социальной поддержки в виде 50% оплаты от фактически потребленной электроэнергии, в связи с чем, требования являются необоснованными.
Кроме того, кассатор ссылается на Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2008 г. № 36-В08-22, которым установлено, что размер предоставляемой льготы законодателем ранее был определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому предоставление мер социальной поддержки без учета установленных норм не основано на законе. Таким образом, по мнению кассатора, суд 1-ой инстанции, удовлетворяя иск прокурора, нарушил принцип единообразия в толковании и применении норм материального права.
Также кассатор указывает, что прокуратура Новосибирской области и прокуратура г. Бердска НСО, отменяя норматив по электроснабжению, не дали указание субъекту РФ в лице администрации НСО принять такие нормативы, при этом рекомендовав совместно с министерством социального развития Новосибирской области ресурсосберегающей организации использовать при расчете льготы ветеранам труда приказ
департамента по тарифам Новосибирской области № 84-Е от 17.08.2007 г.
Соответственно, администрация Новосибирской области не предприняла меры к установлению нормативов по электроснабжению для расчета льготы и на сегодняшний день, отказывая в возмещении затрат ресурсосберегающей организации, ссылается на компенсационный характер предоставляемой меры социальной поддержки.
По мнению кассатора с 2008 г. по 2009 г. прокуратура Новосибирской области дважды меняет свою позицию по начислению льгот ветеранам труда, изначально поддерживая позицию о применении нормативов, утвержденных приказом
департамента по тарифам Новосибирской области № 84-Е от 17.08.07 г., а в 2009 г. изменяет свою позицию и предъявляет иски к ресурсосберегающей организации об обязании произвести перерасчет предоставленных льгот из расчета 50% от фактически потребленной электроэнергии. Полагает, что органы государственной власти субъекта РФ остались безучастными в решении данного вопроса, в связи с чем в суд предъявлены исковые заявления подобного рода, а вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права судебные акты нарушили права и законные интересы ОАО "СибирьЭнерго".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что К. является ветеранами труда и в соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" имеет право на предоставление мер социальной поддержки, включающих в себя, в том числе оплату коммунальных услуг. Статус К. как ветерана труда РФ подтверждается соответствующим удостоверением.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ "О ветеранах", меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На 01 января 2006 года, статьей 5
Закона Новосибирской области № 253-ОЗ от 29 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" для "ветеранов труда" предусматривались меры социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов стоимости коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение-канализация, теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение), вывоз бытовых и других отходов.
Пунктом 15
решения Совета депутатов муниципального образования города Бердска № 43 от 02 марта 2006 года был установлен норматив потребления электрической энергии в размере 80 кВт/ч на человека.
Судом установлено, что данный норматив ответчик применял в отношении истицы, с учетом ее права на льготу, при исчислении стоимости потребленной электроэнергии. Подобный подход ответчика к исчислению стоимости электроэнергии потребленной К. до 14 апреля 2008 года был законен и обоснован.
14 апреля 2008 года вступил в силу Закон
Новосибирской области № 215-ОЗ от 28 марта 2008 года. Им внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 5
Закона Новосибирской области № 253-ОЗ от 29 октября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области".
Согласно изменениям оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение-канализация, теплоснабжение - исходя из потребляемого объема, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; газоснабжение и электроснабжение - в пределах нормативов потребления, утвержденных администрацией Новосибирской области). Именно данному Закону
(№ 215-ОЗ от 28 марта 2008 г.) не соответствуют действия ответчика по применению льготы по нормативу, утвержденному не надлежащим в рассматриваемый промежуток органом.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что расчет размера платы за электроэнергию должен быть произведен ответчиком в соответствии с внесенными изменениями в пункт 5 части 1 статьи 5
Закона Новосибирской области от 29 октября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области", исходя из потребляемого объема, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; газоснабжение и электроснабжение - в пределах нормативов потребления, утвержденных администрацией Новосибирской области.
В связи с чем, суд пришел к выводу о необходимости перерасчета стоимости фактически потребленной К. электроэнергии с учетом ее права на льготу за период с 14 апреля 2008 года до 01 января 2010 года.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, судом правильно применены нормы материального права, в силу чего, нельзя признать состоятельными доводы кассационной жалобы о том, что суд, вынося решение о перерасчете размера платы за потребленную электроэнергию 50% от фактического потребления электрической энергии по показанию прибора учета электрической энергии, установленных у истицы, нарушает федеральный и областной законы.
Так, с момента отнесения к компетенции субъекта РФ права установления нормативов потребления электрической энергии, исключается возможность дальнейшего применения норматива потребления электроэнергии, утвержденного муниципальным образованием города Бердска.
В связи с чем, применение кассатором после 14 апреля 2008 года норматива потребления электроэнергии, при расчете льготы предоставляемой истице незаконно, а ссылка на ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" безосновательна.
Судом установлено, что в квартирах истицы учет потребления электроэнергии осуществляется через приборы учета.
На момент рассмотрения дела в суде нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения, при наличии приборов учета, администрацией Новосибирской области не приняты.
Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденный приказом
департамента по тарифам Новосибирской области № 84-Е от 17 августа 2007 года неприменим, поскольку призван регулировать правоотношения между поставщиком электроэнергии и потребителем (населением) при отсутствии приборов учета, однако отсутствие указанного норматива, не может ограничивать право истцов на реализацию законных мер социальной поддержки, в том числе по оплате потребленной электроэнергии.
Законом
Новосибирской области от 29 сентября 2009 года вновь внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 5
Закона Новосибирской области № 253-ОЗ
от 29 октября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области", согласно которым гражданам, имеющим право на льготу предоставляется денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от размера регионального стандарта
стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области.
01 января 2010 года данные изменения вступили в законную силу, что согласуется с датой окончания периода, определенного прокурором, истцами о перерасчете размера платы за фактически потребленную электроэнергию, в размере 50% ее стоимости.
При таких обстоятельствах, доводы кассатора о правильности произведенного им расчета, противоречат вышеуказанным нормам и обстоятельствам дела.
Выводы суда о фактических обстоятельствах основаны на доказательствах проверенных и установленных в судебном заседании.
Доказательства оценены судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ с учетом всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оснований для признания произведенной судом оценки доказательств неправильной не имеется.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе в основном сводятся к необоснованности заявленных требований и толкованию норм права, которые являлись предметом исследования суда 1 инстанции и им дана надлежащая оценка, основаны на неправильном толковании норм права кассатором и не являются основаниями к отмене решения, предусмотренными ст. 362 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "СибирьЭнерго" - без удовлетворения.