Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2011 г. по делу № 33-393-2011

Судья Батенева Н.А.
Докладчик Зуева С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
    Председательствующего     Зуевой С.М.,
    Судей:                    Плотниковой М.В., Лимановой Н.П.,
    С участием прокурора      Скотниковой М.В.,
    При секретаре             П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 27 января 2011 года дело по кассационной жалобе ОАО "СибирьЭнерго" на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 18 ноября 2010 г., которым постановлено:
Признать незаконными действия ОАО "СибирьЭнерго" по начислению К. льготы по оплате потребленной электрической энергии с 14 апреля 2008 г. по 01 января 2010 г. в размере 50% норматива потребления коммунальных услуг, установленных решением Совета депутатов муниципального образования города Бердска Новосибирской области № 43 от 02 марта 2006 г.
Обязать ООО "СибирьЭнерго" произвести перерасчет К. платы за потребленную электрическую энергию, с 14 апреля 2008 г. до 01 января 2010 г. из расчета 50% от фактически потребленной электроэнергии, отнеся излишне уплаченную сумму в счет будущих платежей.
Взыскать с ОАО "СибирьЭнерго" государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснение представителей ОАО "СибирьЭнерго" Д. и З., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Бердска в интересах К. обратился в суд с иском к ОАО "СибирьЭнерго" по реализации мер социальной поддержки путем перерасчета оплаты потребленной энергии.
В обоснование иска указал, что К., как "ветеран труда", имеет право на меры социальной поддержки, в том числе по оплате за потребленную электроэнергию.
ОАО "СибирьЭнерго" начисляет ей льготу по оплате за электроэнергию из расчета 50% от норматива потребления коммунальных услуг - 80 кВт/ч на человека, установленного решением Совета депутатов муниципального образования г. Бердска № 43 от 02 марта 2006 г.
Это противоречит Закону Новосибирской области № 253-ОЗ, от 29 декабря 2004 г. (в ред. Закона Новосибирской области от 28 марта 2008 года № 215-ОЗ), в соответствии с которым, с 14 апреля 2008 года нормативы потребления электроэнергии утверждает администрация Новосибирской области.
Поскольку нормативы потребления администрацией Новосибирской области не установлены, а установленные органом местного самоуправления не подлежат применению, льгота "Ветеранам труда" должна предоставляться из расчета 50% от стоимости фактически потребленной энергии.
Прокурор просил признать незаконными действия ОАО "СибирьЭнерго" по начислению К. льгот, по оплате электрической энергии из расчета 50% от норматива установленного решением Совета депутатов муниципального образования города Бердска с 14 апреля 2008 г. по 01 января 2010 г.
Обязать произвести перерасчет размера платы за фактически потребленную электроэнергию, в размере 50% от ее стоимости.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым ОАО "СибирьЭнерго" не согласно. В кассационной жалобе представитель просит решение отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе указывает на нарушение норм материального и процессуального права, выразившегося в неприменении судом закона, подлежащего применению и определяющий порядок начисления льготы "ветеранам труда" в размере 50% от фактически потребленной электроэнергии (п. 5 ст. 5 Закона НСО № 253-ОЗ от 29.12.2004 г. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области").
При этом указывает, что органом государственной власти субъекта РФ не исполнены установленные федеральным и областным законодательством обязательства по принятию нормативов потребления по электроснабжению для расчета меры социальной поддержки ветеранам труда.
Суд, вынося решение о перерасчете платы за потребленную энергию 50% от фактического потребления электрической энергии по показанию прибора учета электрической энергии, установленных у истцов, нарушает федеральный и областной законы, в которых установлено, что размер платы по электроснабжению рассчитывается в размере 50% от установленного норматива.
К. не относится к той категории льготников, которым предоставлена мера социальной поддержки в виде 50% оплаты от фактически потребленной электроэнергии, в связи с чем, требования являются необоснованными.
Кроме того, кассатор ссылается на Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2008 г. № 36-В08-22, которым установлено, что размер предоставляемой льготы законодателем ранее был определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому предоставление мер социальной поддержки без учета установленных норм не основано на законе. Таким образом, по мнению кассатора, суд 1-ой инстанции, удовлетворяя иск прокурора, нарушил принцип единообразия в толковании и применении норм материального права.
Также кассатор указывает, что прокуратура Новосибирской области и прокуратура г. Бердска НСО, отменяя норматив по электроснабжению, не дали указание субъекту РФ в лице администрации НСО принять такие нормативы, при этом рекомендовав совместно с министерством социального развития Новосибирской области ресурсосберегающей организации использовать при расчете льготы ветеранам труда приказ департамента по тарифам Новосибирской области № 84-Е от 17.08.2007 г.
Соответственно, администрация Новосибирской области не предприняла меры к установлению нормативов по электроснабжению для расчета льготы и на сегодняшний день, отказывая в возмещении затрат ресурсосберегающей организации, ссылается на компенсационный характер предоставляемой меры социальной поддержки.
По мнению кассатора с 2008 г. по 2009 г. прокуратура Новосибирской области дважды меняет свою позицию по начислению льгот ветеранам труда, изначально поддерживая позицию о применении нормативов, утвержденных приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 84-Е от 17.08.07 г., а в 2009 г. изменяет свою позицию и предъявляет иски к ресурсосберегающей организации об обязании произвести перерасчет предоставленных льгот из расчета 50% от фактически потребленной электроэнергии. Полагает, что органы государственной власти субъекта РФ остались безучастными в решении данного вопроса, в связи с чем в суд предъявлены исковые заявления подобного рода, а вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права судебные акты нарушили права и законные интересы ОАО "СибирьЭнерго".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что К. является ветеранами труда и в соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" имеет право на предоставление мер социальной поддержки, включающих в себя, в том числе оплату коммунальных услуг. Статус К. как ветерана труда РФ подтверждается соответствующим удостоверением.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ "О ветеранах", меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На 01 января 2006 года, статьей 5 Закона Новосибирской области № 253-ОЗ от 29 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" для "ветеранов труда" предусматривались меры социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов стоимости коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение-канализация, теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение), вывоз бытовых и других отходов.
Пунктом 15 решения Совета депутатов муниципального образования города Бердска № 43 от 02 марта 2006 года был установлен норматив потребления электрической энергии в размере 80 кВт/ч на человека.
Судом установлено, что данный норматив ответчик применял в отношении истицы, с учетом ее права на льготу, при исчислении стоимости потребленной электроэнергии. Подобный подход ответчика к исчислению стоимости электроэнергии потребленной К. до 14 апреля 2008 года был законен и обоснован.
14 апреля 2008 года вступил в силу Закон Новосибирской области № 215-ОЗ от 28 марта 2008 года. Им внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 5 Закона Новосибирской области № 253-ОЗ от 29 октября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области".
Согласно изменениям оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение-канализация, теплоснабжение - исходя из потребляемого объема, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; газоснабжение и электроснабжение - в пределах нормативов потребления, утвержденных администрацией Новосибирской области). Именно данному Закону (№ 215-ОЗ от 28 марта 2008 г.) не соответствуют действия ответчика по применению льготы по нормативу, утвержденному не надлежащим в рассматриваемый промежуток органом.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что расчет размера платы за электроэнергию должен быть произведен ответчиком в соответствии с внесенными изменениями в пункт 5 части 1 статьи 5 Закона Новосибирской области от 29 октября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области", исходя из потребляемого объема, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; газоснабжение и электроснабжение - в пределах нормативов потребления, утвержденных администрацией Новосибирской области.
В связи с чем, суд пришел к выводу о необходимости перерасчета стоимости фактически потребленной К. электроэнергии с учетом ее права на льготу за период с 14 апреля 2008 года до 01 января 2010 года.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, судом правильно применены нормы материального права, в силу чего, нельзя признать состоятельными доводы кассационной жалобы о том, что суд, вынося решение о перерасчете размера платы за потребленную электроэнергию 50% от фактического потребления электрической энергии по показанию прибора учета электрической энергии, установленных у истицы, нарушает федеральный и областной законы.
Так, с момента отнесения к компетенции субъекта РФ права установления нормативов потребления электрической энергии, исключается возможность дальнейшего применения норматива потребления электроэнергии, утвержденного муниципальным образованием города Бердска.
В связи с чем, применение кассатором после 14 апреля 2008 года норматива потребления электроэнергии, при расчете льготы предоставляемой истице незаконно, а ссылка на ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" безосновательна.
Судом установлено, что в квартирах истицы учет потребления электроэнергии осуществляется через приборы учета.
На момент рассмотрения дела в суде нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения, при наличии приборов учета, администрацией Новосибирской области не приняты.
Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденный приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 84-Е от 17 августа 2007 года неприменим, поскольку призван регулировать правоотношения между поставщиком электроэнергии и потребителем (населением) при отсутствии приборов учета, однако отсутствие указанного норматива, не может ограничивать право истцов на реализацию законных мер социальной поддержки, в том числе по оплате потребленной электроэнергии.
Законом Новосибирской области от 29 сентября 2009 года вновь внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 5 Закона Новосибирской области № 253-ОЗ от 29 октября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области", согласно которым гражданам, имеющим право на льготу предоставляется денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области.
01 января 2010 года данные изменения вступили в законную силу, что согласуется с датой окончания периода, определенного прокурором, истцами о перерасчете размера платы за фактически потребленную электроэнергию, в размере 50% ее стоимости.
При таких обстоятельствах, доводы кассатора о правильности произведенного им расчета, противоречат вышеуказанным нормам и обстоятельствам дела.
Выводы суда о фактических обстоятельствах основаны на доказательствах проверенных и установленных в судебном заседании.
Доказательства оценены судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ с учетом всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оснований для признания произведенной судом оценки доказательств неправильной не имеется.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе в основном сводятся к необоснованности заявленных требований и толкованию норм права, которые являлись предметом исследования суда 1 инстанции и им дана надлежащая оценка, основаны на неправильном толковании норм права кассатором и не являются основаниями к отмене решения, предусмотренными ст. 362 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 18 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "СибирьЭнерго" - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Новосибирского областного суда от 27.01.2011 № 33-393-2011
Иск о перерасчете размера платы за электроэнергию удовлетворен, так как данный расчет должен быть произведен ответчиком в соответствии с внесенными изменениями в Закон Новосибирской области от 29.10.2004 № 253-ОЗ (исходя из потребляемого объема, определяемого по показаниям приборов учета).

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru