Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Прокопенко Н.Б.,
судей Сергус Г.В.,
Синицы А.П.,
с участием прокурора Ивановой Н.В.
при секретаре Самошкиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о признании противоречащими действующему законодательству отдельных положений "Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска", утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03 июня 2005 года № 9-118, по кассационному представлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Кузьмина А.П. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 февраля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Прокопенко Н.Б., судебная коллегия

установила

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня их принятия подпунктов 3 и 5 пункта 3.3, пункты 3.5, 3.6, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03 июня 2005 года № 9-118.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки на предмет соответствия закону решения Мурманского городского Совета от 03 июня 2005 года № 9-118 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска" (в редакции решений Совета депутатов города Мурманска от 30 ноября 2005 года № 14-180, от 10 мая 2006 года № 22-255, от 31 января 2007 года № 31-390, от 02 декабря 2009 года № 12-155) выявлены несоответствия его отдельных положений требованиям действующего законодательства, которые несут в себе коррупционные признаки.
Первоначальная редакция указанного решения была опубликована в газете "Вечерний Мурманск" от 02.07.2005 № 117. Решение о внесении изменений в данное решение от 30.11.2005 № 14-180 было опубликовано в газете "Вечерний Мурманск" от 13.12.2005 № 231; решение от 10.05.2006 № 22-255 было опубликовано в газете "Вечерний Мурманск" от 08.06.2006 № 101; решение от 31.01.2007 № 31-390 - в спецвыпуске газеты "Вечерний Мурманск" от 14.02.2007; решение от 02.12.2009 № 12-155 - в спецвыпуске газеты "Вечерний Мурманск" от 18.12.2009 № 55.
Проведенный анализ муниципального нормативно-правового акта показал, что его отдельные положения не соответствуют требованиям действующего законодательства и содержат в себе коррупционные признаки.
Подпунктами 3, 5 пункта 3.3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03.06.2005 № 9-118 (далее - Порядок) установлено, что жилая площадь в муниципальных общежитиях города предоставляется гражданам по решению Главы администрации города, руководителя комитета по развитию городского хозяйства на основании ходатайств:
3) комитета по образованию города Мурманска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) по направлениям окружных отделов внутренних дел города Мурманска для освобожденных из мест лишения свободы сроком на два месяца.
Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что в первую очередь жилая площадь предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по ходатайствам комитета по образованию города Мурманска, а также лицам, освободившимся из мест лишения свободы, по направлениям, выданным ГОУ СОССЗН "Мурманский комплексный центр социального обслуживания молодежи", сроком не более, чем на 3 месяца. Во вторую очередь жилая площадь предоставляется работникам муниципальных предприятий и учреждений по ходатайствам руководителей этих организаций, а также иногородним специалистам, приглашенным для работы в муниципальные учреждения или предприятия по ходатайствам структурных подразделений администрации города Мурманска.
Согласно пункту 3.6 Порядка решение о предоставлении места в жилом помещении муниципального общежития гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, принимается уполномоченным органом администрации города Мурманска. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, предусмотренная Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Вместе с тем, как установлено частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В данной статье указан исчерпывающий перечень оснований для предоставления жилого помещения в общежитии, не подлежащий расширительному толкованию. Правом расширения перечня категорий граждан, которым могут быть предоставлены жилые помещения в общежитиях, орган местного самоуправления не обладает.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства РФ, пунктами 3.5, 3.6 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска искусственно расширен перечень категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения в общежитиях, что выходит за пределы компетенции представительного органа муниципального образования в вопросе регулирования указанных правоотношений, и нарушает права неопределенного круга лиц - граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом РФ право на получение жилого помещения в общежитии.
В силу части 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
То есть, срок проживания в общежитиях зависит соответственно от срока работы, службы или обучения.
Установление срока проживания для граждан, которым может быть предоставлено жилое помещение в общежитии в первоочередном порядке (пункт 3.5 Порядка), также не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, поскольку проживание граждан в указанном виде специализированных жилых помещений может быть ограничено только сроком их работы, службы или обучения.
Пунктом 4.2 Порядка установлен порядок исключения жилых помещений из специализированного (служебного) жилищного фонда, занимаемых гражданами, проработавшими 10 и более лет на предприятиях (в учреждениях), предоставивших им указанные жилые помещения, а также порядок исключения жилых помещений из специализированного (служебного) жилищного фонда занимаемых гражданами, проработавшими менее 10 лет на предприятиях (в учреждениях), предоставивших им служебные жилые помещения.
Согласно пункту 4.2 Порядка, при исключении жилых помещений из служебного жилищного фонда они предоставляются по договору социального найма гражданам, проживающим в данных жилых помещениях.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
То есть, в случае исключения жилого помещения из специализированного (служебного) жилищного фонда, такое жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В нарушение требований жилищного законодательства пункт 4.2 Порядка может рассматриваться как вид получения жилого помещения по договору социального найма вне зависимости от времени принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и, следовательно, как разновидность внеочередного или первоочередного получения жилых помещений по договорам социального найма, ввиду исключения их из состава специализированного жилого фонда. Изложенное влечет за собой нарушение прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на получение жилого помещения по договору социального найма и нарушает их конституционное право на жилище.
Пунктами 4.3, 4.4 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03.06.2005 № 9-118 установлен порядок предоставления гражданину занимаемого служебного жилого помещения по договору социального найма при наличии у гражданина или члена его семьи на праве собственности другого жилого помещения.
Согласно пункту 4.5 Порядка решение об исключении жилого помещения из категории служебного принимается в течение 30 календарных дней с момента подачи ходатайства (заявления) в порядке, предусмотренном настоящим разделом, путем издания постановления администрации города Мурманска.
Вместе с тем, при противоречии пункта 4.2 требованиям Жилищного кодекса РФ, пункты 4.3, 4.4, 4.5 Порядка, устанавливающие порядок и сроки исключения жилых помещений из категории служебных и предоставления их по договору социального найма гражданам, ранее занимавшим данные жилые помещения по договору специализированного найма, также не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В соответствии с подпунктами "д", "ж" пункта 8 постановления Правительства РФ от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, а также выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц), являются коррупционными факторами.
Считая, что приведенные положения приняты в нарушение положений статей 5, 14 Жилищного кодекса РФ, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор предъявил настоящий иск.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц - администрации г. Мурманска и Совета депутатов города Мурманска в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагали, что оспариваемые пункты указанного Порядка соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства РФ.
Решением суда заявление прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска удовлетворено частично.
Признаны недействующими со дня принятия пункты 3.5, 3.6, абзац 10 пункта 4.2 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03 июня 2005 года № 9-118 (в редакции решений Совета депутатов города Мурманска от 30 ноября 2005 года № 14-180, от 10 мая 2006 года № 22-255, от 31 января 2007 года № 31-390, от 02 декабря 2009 года № 12-155).
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска Кузьмин А.П. просит отменить данное решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании противоречащими закону и недействующими пунктов 4.2 (кроме абзаца 10), 4.3, 4.4, 4.5 и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Кассатор полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а также с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
По мнению кассатора, принимая решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что при исключении жилых помещений из категории служебных, данное жилье не является свободным и не может быть предоставлено по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в порядке очередности.
Вместе с тем, вопрос освобождения гражданами служебных жилых помещений в случаях, установленных частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ, либо предоставления им жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, должен решаться в каждом случае индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств.
Кассатор считает, что установление порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, ранее занимавшим данные жилые помещения по договору найма служебного жилого помещения, в том числе, и установление не предусмотренных законом условий предоставления им данного жилья по договору социального найма (период трудовой деятельности на предприятиях, учреждениях), противоречит действующему законодательству и пункт 4.2 Порядка может рассматриваться как вид получения жилого помещения по договору социального найма без учета требований статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне зависимости от времени принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и, следовательно, как разновидность внеочередного или первоочередного получения жилых помещений по договорам социального найма, ввиду исключения их из состава специализированного жилого фонда.
Кассатор указывает, что данный пункт влечет за собой нарушение прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на получение жилого помещения по договору социального найма и нарушает их конституционное право на жилище.
При противоречии пункта 4.2 требованиям Жилищного кодекса РФ, пункты 4.3, 4.4, 4.5 Порядка, устанавливающие порядок и сроки исключения жилых помещений из категории служебных и предоставления их по договору социального найма гражданам, ранее занимавшим данные жилые помещения, по договору специализированного найма, также, по мнению кассатора, не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В возражениях на кассационное представление Председатель Совета депутатов города Мурманска Веллер А.Б. просит оставить решение суда без изменения, а кассационное представление прокурора без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Совета депутатов г. Мурманска Шайдуллину Т.В., прокурора, поддержавшего кассационное представление, полагавшего решение суда в обжалованной части отменить, постановить новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, в которой отказано в удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность постановленного решения судебная коллегия проверяет в соответствии с положениями статьи 347 Гражданского процессуального кодекса исходя из доводов кассационного представления.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении иска прокурора о признании недействующими пунктов 4.2, кроме абзаца 10, 4.3, 4.4, 4.5 вышеназванного Порядка.
Пунктом 4.2 Порядка установлен порядок исключения жилых помещений из специализированного (служебного) жилищного фонда, занимаемых гражданами, проработавшими 10 и более лет на предприятиях (в учреждениях), предоставивших им указанные жилые помещения, а также порядок исключения жилых помещений из специализированного (служебного) жилищного фонда занимаемых гражданами, проработавшими менее 10 лет на предприятиях (в учреждениях), предоставивших им служебные жилые помещения.
Согласно пункту 4.2 Порядка, при исключении жилых помещений из служебного жилищного фонда они предоставляются по договору социального найма гражданам, проживающим в данных жилых помещениях.
Пунктами 4.3, 4.4 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03.06.2005 № 9-118 установлен порядок предоставления гражданину занимаемого служебного жилого помещения по договору социального найма при наличии у гражданина или члена его семьи на праве собственности другого жилого помещения.
Согласно пункту 4.5 Порядка решение об исключении жилого помещения из категории служебного принимается в течение 30 календарных дней с момента подачи ходатайства (заявления) в порядке, предусмотренном настоящим разделом, путем издания постановления администрации города Мурманска.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора, суд исходил из того, что приведенные положения Порядка не противоречат Жилищному кодексу РФ.
Вместе с тем, судом оставлено без надлежащей оценки то обстоятельство, что Жилищным кодексом РФ не предусмотрено оснований для исключения служебного жилого помещения из числа таковых в зависимости от времени работы на предприятии, предоставившем работнику служебное жилое помещение, как это установлено пунктом 4.2 Порядка.
При таком положении Советом депутатов г. Мурманска установлен непредусмотренный законом перечень оснований для исключения служебных жилых помещений из числа таковых.
С учетом изложенного пункты 4.2 Порядка, а также вытекающие и связанные с ним пункты 4.3, 4.4, 4.5 Порядка подлежат признанию недействующими с момента их принятия.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным, отменяя решение суда в части, постановить новое решение в указанной части, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 февраля 2010 года - в части отказа в удовлетворении требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Кузьмина А.П. о признании противоречащими закону пунктов 4.2 (кроме абзаца 10), 4.3, 4.4, 4.5 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03 июня 2005 года № 9-118 - отменить, постановить в указанной части новое решение, которым заявление прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Кузьмина А.П. - удовлетворить.
Признать пункты 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03 июня 2005 года № 9-118 недействующими полностью со дня их принятия.
Кассационное представление прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Кузьмина А.П. - удовлетворить.

Председательствующий
Н.Б.ПРОКОПЕНКО

Судьи
Г.В.СЕРГУС,
А.П.СИНИЦА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Мурманского областного суда от 21.04.2010
<О признании недействующими отдельных пунктов приложения к решению Мурманского городского Совета от 03.06.2005 № 9-118 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда в муниципальном жилищном фонде города Мурманска" как не соответствующих действующему законодательству РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru