Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2011 г. № 02-11/08-10

ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 24.12.2010.
Решение в полном объеме изготовлено 17.01.2011.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии; ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии, в присутствии:
Заявителя:
гражданина Д.;
Представителей:
ответчиков:
Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д. 27)
Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы) (г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 173)
Заинтересованное лицо, муниципальное унитарное предприятие "Архитектор" (далее - МУП "Архитектор"), надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представители МУП "Архитектор" на заседание Комиссии Марийского УФАС России не явились. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) комиссия рассматривает дело в их отсутствие,
рассмотрев дело № 02-11/08-10, возбужденное в отношении Администрации г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 22.06.2010 поступило заявление гражданина Д. о передаче функций по приему и рассмотрению заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений хозяйствующему субъекту.
Согласно заявлению гражданин Д. является собственником жилого помещения. Для удобства использования указанным жилым помещением им было принято решение произвести перепланировку квартиры в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.
В администрации г. Йошкар-Олы осуществлено согласование перепланировки жилого помещения.
В соответствии с Постановлением администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 № 2246 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" прием и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар-Олы.
При этом документы о произведенной перепланировке жилого помещения фактически находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта - муниципального унитарного предприятия "Архитектор".
Работники МУП "Архитектор" отказываются выдавать Д. документы о произведенной перепланировке квартиры, возлагая на заявителя обязанность по уплате услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения согласно заключенному с заявителем договору.
Как указывается в заявлении, Д. в данных услугах не нуждался, поэтому считает их навязанными МУП "Архитектор".
На письменное заявление о предоставлении документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения Д. был дан письменный отказ.
В соответствии с Приказом № 158 от 29.09.2010 Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/08-10 в отношении Администрации г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры администрации г. Йошкар-Олы по признакам нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления.
Ответчики по делу:
Администрация г. Йошкар-Олы
Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" и осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением городского Собрания муниципального образования "Город Йошкар-Ола" от 29.06.2005 № 101-IV.
Администрацией руководит глава администрации ГО "Город Йошкар-Ола" (мэр города) на принципах единоначалия (ч. 1 ст. 51 Устава), издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения (часть 5 статьи 52 Устава).
В соответствии со статьей 52 Устава к полномочиям главы администрации относятся, в том числе, следующие вопросы:
- заключение от имени городского округа "Город Йошкар-Ола" и администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" договоров в пределах своей компетенции;
- осуществление функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью городского Собрания);
Администрация ГО "Город Йошкар-Ола" и мэр города решают иные вопросы в пределах компетенции, определенной законами Российской Федерации, Республики Марий Эл и Уставом городского округа.
Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы
Управление действует на основании Положения, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 7 октября 2009 г. № 777-IV, является отраслевым органом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Управление решает вопросы, отнесенные к его ведению, осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в области градостроительной деятельности в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования "Город Йошкар-Ола", настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами городского округа "Город Йошкар-Ола".
Управление является органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основной задачей Управления является осуществление деятельности в сфере архитектуры и градостроительства, направленной на обеспечение устойчивого градостроительного развития городского округа "Город Йошкар-Ола".
Для реализации основных задач Управление осуществляет, в том числе, следующие функции:
- проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на строительство, подготавливает разрешения на строительство или мотивированный отказ в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа;
- проводит проверку наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлениям о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- рассматривает проектную документацию строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на соответствие требованиям законодательства;
- рассматривает обращения граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
- участвует в подготовке документов по вопросам согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Заинтересованное лицо:
МУП "Архитектор"
МУП "Архитектор" является хозяйствующим субъектом, самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, наделенной имуществом на праве хозяйственного ведения.
МУП "Архитектор" создано в целях содействия предприятиям, организациям, гражданам в подготовке и осуществлении работ, связанных с градостроительным процессом в г. Йошкар-Оле, а также получения прибыли.
Ответчик по делу - Администрация г. Йошкар-Олы - в письменном объяснении указал, что со своей стороны администрация не наделяла МУП "Архитектор" полномочиями по согласованию переустройства жилых помещений.
Порядок приема и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений установлен Постановлением администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 № 2246 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - Постановление от 07.09.2005 № 2246), в соответствии с которым МУП "Архитектор" не наделяется вышеуказанными функциями.
На заседании комиссии Марийского УФАС России 10.11.2010 представитель администрации г. Йошкар-Олы поддержал ранее высказанную позицию, сославшись на отсутствие в действиях администрации нарушений антимонопольного законодательства.
Ответчик по делу - Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы - письмом от 29.10.2010 и на заседании Комиссии Марийского УФАС России указал, что Управление не передавало свои полномочия хозяйствующему субъекту - МУП "Архитектор", все необходимые действия по согласованию проекта перепланировки жилого помещения, принадлежащего Д., выполнены в соответствии с действующим законодательством непосредственно Управлением без передачи этих функций иным лицам.
Представители заинтересованного лица - МУП "Архитектор" - на заседание комиссии Марийского УФАС России не явились, МУП "Архитектор" надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) комиссия рассмотрела дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы и доказательства, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 3.1 Постановления администрации г. Йошкар-Олы от 07.09.2005 № 2246 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах и о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - Постановление от 07.09.2005 № 2246) прием и рассмотрение заявлений о согласовании перепланировки жилых помещений в жилых домах осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар-Олы.
Согласно материалам дела в 2009 г. гражданин Д. обратился в Управление архитектуры администрации г. Йошкар-Олы с заявлением о рассмотрении проектной документации по перепланировке жилого помещения.
Указанное заявление поступило в МУП "Архитектор" с проставлением фирменной печати организации.
Управление архитектуры г. Йошкар-Олы и МУП "Архитектор" находятся по одному и тому же юридическому и фактическому адресу, занимают служебные помещения во встроено-пристроенном объекте, который находится в хозяйственном ведении МУП "Архитектор", часть помещений передана Управлению архитектуры г. Йошкар-Олы во временное пользование по договору безвозмездного пользования имуществом.
МУП "Архитектор" представлен письменный договор, заключенный с гражданином Д., согласно которому исполнитель - МУП "Архитектор" - обязуется оказать возмездные услуги по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.
Как следует из постановления участкового уполномоченного об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного по результатам проверки обращения гражданина Д., указанный договор подписан от имени гражданина Д. его представителем С.
При этом сам договор получен Д. только спустя 7 месяцев с момента его заключения с приложением смет на выполнение работ, в перечень которых включены работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объема работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.
В материалах дела имеются аналогичные договоры, заключенные с гражданами МУП "Архитектор", на оказание услуг по подготовке и оформлению документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений.
В перечень услуг, оказываемых МУП "Архитектор", согласно приложенным сметам также входят работы по изучению заявки, анализу представленной документации; изучению заключений различных организаций; изучению нормативных документов; подготовке проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласованию проекта постановления с администрацией г. Йошкар-Олы; согласованию по вопросам проектирования; определению объема работ; инвентаризации архивных материалов; печатанию, изготовлению копии, выдаче документации; юридическому оформлению.
Документы по согласованию проекта перепланировки жилого помещения имеются в свободном пользовании МУП "Архитектор". На заседании комиссии Марийского УФАС России представители Управления архитектуры г. Йошкар-Олы признали факт передачи документов по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений специалистам МУП "Архитектор". Как пояснил представитель Управления архитектуры г. Йошкар-Олы, Управлением заключен гражданско-правовой договор с И., состоящей в штате МУП "Архитектор". Документы по согласованию переустройства (перепланировки) жилых помещений, поступающие в Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, передавались И., которая проставляла на данных документах фирменную печать МУП "Архитектор".
Кроме того, на заседании комиссии Марийского УФАС России заявитель, гражданин Д., также указал на то, что при обращении в Управление архитектуры г. Йошкар-Олы о согласовании перепланировки жилого помещения документы о произведенной перепланировке были переданы МУП "Архитектор".
Таким образом, на основании анализа имеющихся в деле доказательств Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП "Архитектор", являясь коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, фактически осуществляет полномочия органа местного самоуправления в части приема и рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подготовки и оформления документов по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, в том числе проекта постановления о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, акта о произведенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, проекта постановления об утверждении акта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
На основании ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
В силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, оценив представленные в деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что Управление архитектуры г. Йошкар-Олы, являясь органом местного самоуправления, в чьи полномочия согласно действующему законодательству и нормативным правовым актам г. Йошкар-Олы входит прием и рассмотрение заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, в нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции фактически наделило МУП "Архитектор", являющееся хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, приносящей ей доход, указанными функциями.
Администрация г. Йошкар-Олы осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере архитектуры и градостроительства. Полномочия по приему и рассмотрению заявлений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, оформлению всех необходимых документов осуществляет Управление архитектуры г. Йошкар-Олы.
Исследованные Комиссией Марийского УФАС России факты и обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях ответчика - Администрации г. Йошкар-Олы - нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Факт нарушения ответчиками - Администрацией г. Йошкар-Олы и Управлением архитектуры г. Йошкар-Олы - ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Органами местного самоуправления не принимались акты, не осуществлялись действия (бездействие), которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 и ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" нарушившим ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления;
2. Производство по делу о нарушении ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органов местного самоуправления прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;
3. Производство по делу о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола", Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;
4. Выдать Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" к административной ответственности за нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17.01.2011 № 02-11/08-10
"По делу о нарушении антимонопольного законодательства"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru