ПРЕЗИДИУМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. по делу № 44г-6
(извлечение)
И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ГУ - ВРО ФСС РФ) о перерасчете страховых выплат, взыскании недоплаты и пени.
В обоснование своих требований она ссылалась на то, что при расчете сумм возмещения вреда ответчик не применил индексы повышения минимального размера оплаты труда за 2000 - 2003 годы (1,581; 1,515; 1,5; 1,5).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 07.05.2009 г. в удовлетворении исковых требований И. было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17.11.2009 г. указанное решение районного суда оставлено без изменения.
В представлении прокурор Воронежской области просит отменить судебные постановления за грубым нарушением норм материального права.
По запросу судьи от 18.01.2010 г. дело истребовано, поступило в Воронежский областной суд 22.01.2010 г., передано в президиум областного суда определением судьи М. от 01.02.2010 г.
Президиум Воронежского областного суда находит, что имеются основания, предусмотренные законом для отмены решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 7 мая 2009 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 ноября 2009 года.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом допущены такие нарушения, так как обжалуемые решение и определение судебной коллегии существенно нарушают нормы материального права, что повлияло на исход дела.
Отказывая в удовлетворении требований И., суд сослался на то, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 152-ФЗ от 26.11.2002 г. в п. 11 ст. 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ и ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" № 82 от 19.06.2000 г., не предусмотрено увеличение выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболевание или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей пропорционально росту МРОТ.
Судом установлено, что в 27.05.1999 г. истица получила трудовое увечье, которое повлекло утрату профессиональной трудоспособности. Степень утраты трудоспособности 40% впервые определена ей с 19.08.2003 г., бессрочно.
Приказом от 23.06.2004 г. Фондом социального страхования истице была назначена ежемесячная страховая выплата в размере 104,13 руб.
Размер ежемесячной страховой выплаты определен ответчиком на основании заработка И. за апрель 1999 г.
Суд ошибочно не проиндексировал суммы ежемесячных страховых выплат, назначенных И. с 19.08.2003 г. на коэффициенты повышения минимального размера оплаты труда (1,581; 1,515; 1,5; 1,5) за период с 2000 г. по 2003 г. включительно.
Доводы ответчика о неправомерности индексации ежемесячной страховой выплаты на коэффициенты повышения минимального размера оплаты труда в 2000 - 2003 г. г. противоречат действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 26.11.2002 № 152-ФЗ) размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ранее действовавшей редакции пункта 11 ст. 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размеры ежемесячной страховой выплаты увеличивались пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Правительством Российской Федерации коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается с 2004 года.
С ноября 2002 года по январь 2004 года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не устанавливался.
Статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2288) и статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 г. до 29.11.2002 г.), допускалась возможность индексации выплат, производимых истцу, пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда.
Следовательно, в период с 2000 по 2003 годы размеры ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежали увеличению пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Отсутствие механизма такого увеличения не должно нарушать установленные Законом право истца на полное возмещение вреда. С целью обеспечить осуществление права истца на полное возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей по вине работодателя, суд должен был произвести индексацию ежемесячной страховой выплаты пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Таким образом, решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 7 мая 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 ноября 2009 года нельзя признать законным и обоснованным.