Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2008 г. № 56-Г08-14

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 3 июля 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Приморского края о признании противоречащей закону и недействующей части 2 статьи 4 Закона Приморского края от 26 сентября 2007 года № 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ З., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

26 сентября 2007 года Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае". 23 октября 2007 года указанный Закон подписан Губернатором Приморского края.
Статьей 4 Закона установлен порядок осуществления гражданами заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что в целях настоящей статьи сбором пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд в размере (объеме) на 1 человека признается сбор:
1) пищевых лесных ресурсов:
а) ягоды - 30 кг каждого вида;
б) плоды - 10 кг каждого вида;
в) грибы - 20 кг каждого вида;
г) орех кедровый - 40 кг очищенный;
д) орех лещины - 20 кг неочищенный;
ж) орех маньчжурский - 10 кг;
з) папоротник орляк - 30 кг;
и) папоротник осмунда - 20 кг;
к) черемша - 10 кг;
л) березовый сок - 20 л;
2) лекарственных растений:
а) корень элеутерококка - 10 кг;
б) корень аралии - 5 кг;
в) корни, клубни, корневища травянистых лекарственных растений - 3 кг каждого вида;
г) листья, стебли, побеги, соцветия - 3 кг каждого вида;
д) чага - 3 кг;
3) недревесных лесных ресурсов:
а) веточный корм - 15 кг;
б) пихтовые, сосновые, еловые лапы - 10 шт.;
в) ели для новогодних праздников - 1 шт.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании части 2 статьи 4 Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае" противоречащей закону и недействующей со дня принятия.
В обоснование заявления прокурор указал, что названной нормой фактически установлены предельные размеры (объемы) сбора пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд. Между тем, действующим федеральным законодательством не предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать размеры сбора лесных ресурсов гражданами для собственных нужд. В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. Статьями 33 и 35 Лесного кодекса РФ определено, что порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Установив предельные объемы сбора гражданами пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд Закон Приморского края ограничил права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах и осуществление заготовки и сбора лесных ресурсов для собственных нужд, предусмотренные статьей 11 Лесного кодекса РФ.
Прокурор сослался на часть 1 статьи 25 и статью 27 Лесного кодекса РФ, согласно которым заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений относятся к видам использования лесов, а использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Решением Приморского краевого суда от 3 июля 2008 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор просит об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемая прокурором правовая норма содержится в статье 4 Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае", которая регулирует порядок осуществления гражданами заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 82 Лесного кодекса РФ установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 и пунктом 4 статьи 35 Лесного кодекса РФ порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что такой порядок установлен статьей 4 Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае".
Суд нашел несостоятельной ссылку прокурора на нарушение указанной нормой прав граждан, предусмотренных частью 1 статьи 11 Лесного кодекса РФ. Согласно названной статье граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Суд указал в решении, что оспариваемая норма не содержит запрета на осуществление какого-либо вида использования лесов, в том числе и в объеме, превышающем названные в норме размеры, не устанавливает препятствий и не вводит новых ограничений использования гражданами лесов, не нарушает прав граждан, в том числе прав свободного и бесплатного пребывания в лесах, осуществления заготовки и сбора лесных ресурсов.
Признать выводы суда правильными не представляется возможным в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из содержания оспариваемой нормы, ею установлен размер (объем) сбора пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на одного человека. Содержание нормы позволяет истолковать ее как устанавливающую нормативы сбора лесных ресурсов гражданами для собственных нужд.
В пользу такового толкования оспариваемой нормы свидетельствует содержание Закона Приморского края "Об использовании лесов в Приморском крае" в целом. В частности, часть 3 статьи 4 Закона предусматривает, что в ряде муниципальных районов края и Дальнегорском городском округе размеры (объемы) сбора для собственных нужд увеличиваются при сборе пищевых лесных ресурсов на 50%, при сборе лекарственных растений - на 30%. Статьей 13 Закона предусмотрено осуществление контроля за соблюдением требований, установленных настоящим Законом, уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области лесных отношений, а статья 14 Закона содержит положение, согласно которому ответственность за нарушение требований настоящего Закона устанавливается законодательством Приморского края об административных правонарушениях.
Поскольку оспариваемая норма не исключает ее неоднозначного толкования, позволяющего, в частности, рассматривать ее в качестве устанавливающей нормативы сбора лесных ресурсов гражданами для собственных нужд, что находится за пределами полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что вывод суда об отказе в удовлетворении требований прокурора нельзя признать правильным.
Таковая позиция судебной коллегия согласуется с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в котором указано, что суд, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, должен выяснить, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым решение суда отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Приморского краевого суда от 3 июля 2008 года отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить требования прокурора о признании противоречащей закону и недействующей с момента вступления в силу настоящего решения части 2 статьи 4 Закона Приморского края от 23 октября 2007 года № 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае".




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2008 № 56-Г08-14
<О признании противоречащей закону и недействующей части 2 статьи 4 Закона Приморского края от 23.10.2007 № 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru