Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2011 г. № 7-186/11

29 марта 2011 года судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе П.А.Ю. на решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, вынесенное на постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

установил:

Постановлением № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года должностное лицо - И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На данное постановление П.А.Ю. подал жалобу в Балахнинский городской суд Нижегородской области.
Решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения, жалоба П.А.Ю. - без удовлетворения.
В жалобе П.А.Ю. просит отменить постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в штрафа в размере 10 000 рублей и решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, как вынесенные незаконно и необоснованно, производство по делу прекратить.
Жалоба П.А.Ю. рассматривается без его участия. П.А.Ю. извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть данное дело по его жалобе без его участия.
При рассмотрении жалобы П.А.Ю. принимает участие представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО, по доверенности - К.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы П.А.Ю., заслушав представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО, по доверенности - К., суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
Согласно ст. 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что управлением Роскомнадзора по Нижегородской области в соответствии с Планом проведения плановых проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 2010 год на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области от 26.05.2010 года № 214-НД и приказа временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области от 23.06.2010 года № 244-НД в период с 01.06. по 06.07.2010 года проведена плановая выездная проверка деятельности оператора почтовой связи ФГУП "Почта России", в том числе, <...> - особого структурного подразделения УФПС Нижегородской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", расположенного по адресу: <...>, по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В ходе проведенной проверки установлено, что <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" является организацией федеральной почтовой связи (Устав ФГУП "Почта России", утвержденный Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003 г. № ЛР-П5-815 и согласованный распоряжением Министерства имущественных отношений РФ 31.01.2003 г. № 453-р, Положение об УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" в новой редакции, утвержденное генеральным директором ФГУП "Почта России" 31.12.2009 г.), на которую распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. в период с 30.04.2010 года по 20.08.2010 года не были предприняты меры, направленные на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Следовательно, И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами административного дела.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ); идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и занять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, п.п. 3.4 п. 3 Правил внутреннего контроля, утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" 04.12.2009 года № 461-п и согласованных с Роскомнадзором 18.12.2009 г. № КА-16390 назначены специальные должностные лица в обособленных подразделениях УФПС Нижегородской области - филиалах ФГУП "Почта России" (почтамтах) - начальники (заместители начальников) почтамтом (приказ директора УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года № 06-О "О принятии к исполнению Правил внутреннего контроля", от 01.06.2010 г. № 80-О "О внесении изменений в приказ УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года № 06-О").
В соответствии с приказами УФПС Нижегородской области в филиале ФГУП "Почта России" от 30.04.2010 года № 91-АХД и от 01.06.2010 года № 80-О в <...> УФПС Нижегородской области филиале ФГУП "Почта России" специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления назначен - И.о. начальника <...> П.А.Ю.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п. 2 ст. 7 программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Предприятием разработаны и утверждены приказом ФГУП "Почта России" от 04.12.2009 г. № 461-п Правила внутреннего контроля, которые содержат положения, предусматривающие порядок осуществления внутреннего контроля, выявления и представления сведений в уполномоченный орган.
Правила внутреннего контроля направлены на создание условий надлежащего исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе выявлению и Представлению информации об операциях (сделках), вызывающих подозрения, должны неукоснительно соблюдаться организациями.
В соответствии с п. 4.2 Правил, внутреннему контролю подлежат, в частности, операции с почтовыми переводами денежных средств, осуществляемые:
- клиентами, которые в течение недели отправляют или получают почтовые переводы денежных средств на общую сумму, которая равна или превышает 600 000 рублей;
- клиентами, которые осуществляют почтовые переводы денежных средств, носящие запутанный или необычный характер и не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели (например, отправка или получение в течение недели несколько почтовых переводов денежных, средств по разным адресам или из разных объектов почтовой связи; оплата товаров и услуг организациям, не осуществляющим торговые сделки, прием от клиентов - физических лиц платежей и т.п.), в случае если в сумме подобные операции превышают 100 000 рублей.
При определении целесообразности операций (сделок) необходимо использовать Критерии выявления необычных операций (сделок) и Признаки необычных операций (сделок), представленные в приложении № 2, которое является неотъемлемой частью настоящих Правил.
В соответствии с п. 4.3. Правил контроль осуществляется оператором связи, начальником (заместителем) начальника отделения почтовой связи, специальным должностным лицом филиала на основе ежедневного анализа и оценки данных.
В соответствии с п. 5.3. Правил при осуществлении клиентами или их законными представителями операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии п. 4.1 и 4.2. настоящих Правил, оператор связи документально фиксирует данные документов, удостоверяющих личности клиентов (их законных представителей), осуществивших подобные операции и в тот же день передает указанные данные начальнику (или заместителю начальника) отделения почтовой связи, клиентского зала почтамта для дальнейшего контроля, анализа и оценки.
В соответствии с п. 5.6 Правил начальник (заместитель начальника) отделения почтовой связи, в день осуществления операции передает указанные (зафиксированные) данные специальному должностному лицу почтамта, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения платежа или операции с денежными средствами или иным, имуществом, направляет эти данные специальному должностному лицу филиала.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Нижегородской области в ходе проверочных мероприятий установлен факт отсутствия фиксирования и непредставления специальному должностному лицу филиала ФГУП "Почта России" сведений по поступлению переводов от С., подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, а именно:
- систематическое поступление переводов денежных средств от С. из <...> разным физическим лицам.
Указанные денежные средства в виде регулярных денежных переводов неоднократно, в течение коротких промежутков времени направлялись одним и тем же физическим лицом и поступали в адреса различных физических лиц.
Таким образом, на основании Правил внутреннего контроля, а также руководствуясь положениями Федерального закона № 115-ФЗ, начальник отделения почтовой связи, в день осуществления операции обязан был передать сведения специальному должностному лицу почтамта, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения платежа или операции с денежными средствами или иным, имуществом, обязано было направить данные сведения специальному должностному лицу филиала.
Вместе с тем, в нарушение ст. 4, ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, сведения об указанных операциях в установленный срок И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. не переданы специальному должностному лицу филиала для дальнейшего контроля, анализа и оценки.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...в целях содействия..." имеется в виду "...в целях противодействия содействию...".

Следовательно, в <...> УФПС Нижегородской области - филиале ФГУП "Почта России" не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на исполнение требований внутреннего контроля в целях содействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Правилами внутреннего контроля, утвержденными приказом ФГУП "Почта России" от 04.12.2009 года № 461-п и приказами УФПС Нижегородской области в филиале ФГУП "Почта России" от 30.04.2010 года № 91-АХД и от 01.06.2010 года № 80-О, обязанности непосредственного исполнения установленного порядка по осуществлению работы за реализацией положений Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, в том числе неукоснительного исполнения приказа УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года № 06-О, возложены на П.А.Ю.
Таким образом, П.А.Ю., являясь лицом, ответственным за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, обязан был обеспечить соблюдение <...> УФПС Нижегородской области - филиалом ФГУП "Почта России" требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По окончании проверки уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО 01.09.2010 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
15.09.2010 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в отношении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю., судья Балахнинского городского суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства: административный материал № <...>, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и исходя из оценки доказательств пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что в действиях И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области, на основании имеющихся материалов дела установлено, что П.А.Ю., являясь И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России", ненадлежащим образом исполнял свои обязанности руководителя по соблюдению в деятельности предприятия законодательства РФ, в том числе Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
При таких обстоятельствах руководитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО обоснованно привлек И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, а суд своим решением, отказал последнему в удовлетворении жалобы об отмене данного постановления административного органа.
Доводы жалобы П.А.Ю. о неправомерности привлечения его к административной ответственности являются не убедительными и в полной мере опровергаются материалами дела.
Таким образом, факт нарушения И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.
Суд, пересматривающий дело по жалобе соглашается с выводами и мотивами, изложенными судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области в решении по жалобе П.А.Ю.
Кроме того, доводы П.А.Ю., изложенные в жалобе в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области при рассмотрении данного дела. Оснований для переоценки доказательств у суда, пересматривающего дело, не имеется.
Таким образом, факт нарушения И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю., требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.
Наказание, И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю., избрано в соответствии с санкцией ст. 15.27 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

решил:

Решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, которым постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения - оставить без изменения, жалобу П.А.Ю. - без удовлетворения.
Копию настоящего решения выслать в адрес П.А.Ю., Межрегионального управления Росфинмониторинг по ПФО в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.

Судья областного суда
В.В.САМАРЦЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Решение Нижегородского областного суда от 29.03.2011 по делу № 7-186/11
Неисполнение требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru