НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2011 г. № 7-186/11
29 марта 2011 года судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе П.А.Ю. на решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, вынесенное на постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей,
установил:
Постановлением № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года должностное лицо - И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На данное постановление П.А.Ю. подал жалобу в Балахнинский городской суд Нижегородской области.
Решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения, жалоба П.А.Ю. - без удовлетворения.
В жалобе П.А.Ю. просит отменить постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в штрафа в размере 10 000 рублей и решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, как вынесенные незаконно и необоснованно, производство по делу прекратить.
Жалоба П.А.Ю. рассматривается без его участия. П.А.Ю. извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть данное дело по его жалобе без его участия.
При рассмотрении жалобы П.А.Ю. принимает участие представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО, по доверенности - К.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы П.А.Ю., заслушав представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО, по доверенности - К., суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
Согласно ст. 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что управлением Роскомнадзора по Нижегородской области в соответствии с Планом проведения плановых проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 2010 год на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области от 26.05.2010 года № 214-НД и приказа временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области от 23.06.2010 года № 244-НД в период с 01.06. по 06.07.2010 года проведена плановая выездная проверка деятельности оператора почтовой связи ФГУП "Почта России", в том числе, <...> - особого структурного подразделения УФПС Нижегородской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", расположенного по адресу: <...>, по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В ходе проведенной проверки установлено, что <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" является организацией федеральной почтовой связи (Устав ФГУП "Почта России", утвержденный Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003 г. № ЛР-П5-815 и согласованный распоряжением Министерства имущественных отношений РФ 31.01.2003 г. № 453-р, Положение об УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" в новой редакции, утвержденное генеральным директором ФГУП "Почта России" 31.12.2009 г.), на которую распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. в период с 30.04.2010 года по 20.08.2010 года не были предприняты меры, направленные на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Следовательно, И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами административного дела.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ); идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и занять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, п.п. 3.4 п. 3 Правил внутреннего контроля, утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" 04.12.2009 года № 461-п и согласованных с Роскомнадзором 18.12.2009 г. № КА-16390 назначены специальные должностные лица в обособленных подразделениях УФПС Нижегородской области - филиалах ФГУП "Почта России" (почтамтах) - начальники (заместители начальников) почтамтом (приказ директора УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года № 06-О "О принятии к исполнению Правил внутреннего контроля", от 01.06.2010 г. № 80-О "О внесении изменений в приказ УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года № 06-О").
В соответствии с приказами УФПС Нижегородской области в филиале ФГУП "Почта России" от 30.04.2010 года № 91-АХД и от 01.06.2010 года № 80-О в <...> УФПС Нижегородской области филиале ФГУП "Почта России" специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления назначен - И.о. начальника <...> П.А.Ю.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п. 2 ст. 7 программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Предприятием разработаны и утверждены приказом ФГУП "Почта России" от 04.12.2009 г. № 461-п Правила внутреннего контроля, которые содержат положения, предусматривающие порядок осуществления внутреннего контроля, выявления и представления сведений в уполномоченный орган.
Правила внутреннего контроля направлены на создание условий надлежащего исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе выявлению и Представлению информации об операциях (сделках), вызывающих подозрения, должны неукоснительно соблюдаться организациями.
В соответствии с п. 4.2 Правил, внутреннему контролю подлежат, в частности, операции с почтовыми переводами денежных средств, осуществляемые:
- клиентами, которые в течение недели отправляют или получают почтовые переводы денежных средств на общую сумму, которая равна или превышает 600 000 рублей;
- клиентами, которые осуществляют почтовые переводы денежных средств, носящие запутанный или необычный характер и не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели (например, отправка или получение в течение недели несколько почтовых переводов денежных, средств по разным адресам или из разных объектов почтовой связи; оплата товаров и услуг организациям, не осуществляющим торговые сделки, прием от клиентов - физических лиц платежей и т.п.), в случае если в сумме подобные операции превышают 100 000 рублей.
При определении целесообразности операций (сделок) необходимо использовать Критерии выявления необычных операций (сделок) и Признаки необычных операций (сделок), представленные в приложении № 2, которое является неотъемлемой частью настоящих Правил.
В соответствии с п. 4.3. Правил контроль осуществляется оператором связи, начальником (заместителем) начальника отделения почтовой связи, специальным должностным лицом филиала на основе ежедневного анализа и оценки данных.
В соответствии с п. 5.3. Правил при осуществлении клиентами или их законными представителями операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии п. 4.1 и 4.2. настоящих Правил, оператор связи документально фиксирует данные документов, удостоверяющих личности клиентов (их законных представителей), осуществивших подобные операции и в тот же день передает указанные данные начальнику (или заместителю начальника) отделения почтовой связи, клиентского зала почтамта для дальнейшего контроля, анализа и оценки.
В соответствии с п. 5.6 Правил начальник (заместитель начальника) отделения почтовой связи, в день осуществления операции передает указанные (зафиксированные) данные специальному должностному лицу почтамта, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения платежа или операции с денежными средствами или иным, имуществом, направляет эти данные специальному должностному лицу филиала.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Нижегородской области в ходе проверочных мероприятий установлен факт отсутствия фиксирования и непредставления специальному должностному лицу филиала ФГУП "Почта России" сведений по поступлению переводов от С., подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, а именно:
- систематическое поступление переводов денежных средств от С. из <...> разным физическим лицам.
Указанные денежные средства в виде регулярных денежных переводов неоднократно, в течение коротких промежутков времени направлялись одним и тем же физическим лицом и поступали в адреса различных физических лиц.
Таким образом, на основании Правил внутреннего контроля, а также руководствуясь положениями Федерального закона № 115-ФЗ, начальник отделения почтовой связи, в день осуществления операции обязан был передать сведения специальному должностному лицу почтамта, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения платежа или операции с денежными средствами или иным, имуществом, обязано было направить данные сведения специальному должностному лицу филиала.
Вместе с тем, в нарушение ст. 4, ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, сведения об указанных операциях в установленный срок И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. не переданы специальному должностному лицу филиала для дальнейшего контроля, анализа и оценки.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...в целях содействия..." имеется в виду "...в целях противодействия содействию...".
Следовательно, в <...> УФПС Нижегородской области - филиале ФГУП "Почта России" не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на исполнение требований внутреннего контроля в целях содействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Правилами внутреннего контроля, утвержденными приказом ФГУП "Почта России" от 04.12.2009 года № 461-п и приказами УФПС Нижегородской области в филиале ФГУП "Почта России" от 30.04.2010 года № 91-АХД и от 01.06.2010 года № 80-О, обязанности непосредственного исполнения установленного порядка по осуществлению работы за реализацией положений Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, в том числе неукоснительного исполнения приказа УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года № 06-О, возложены на П.А.Ю.
Таким образом, П.А.Ю., являясь лицом, ответственным за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, обязан был обеспечить соблюдение <...> УФПС Нижегородской области - филиалом ФГУП "Почта России" требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По окончании проверки уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО 01.09.2010 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
15.09.2010 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в отношении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю., судья Балахнинского городского суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства: административный материал № <...>, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и исходя из оценки доказательств пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что в действиях И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области, на основании имеющихся материалов дела установлено, что П.А.Ю., являясь И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России", ненадлежащим образом исполнял свои обязанности руководителя по соблюдению в деятельности предприятия законодательства РФ, в том числе Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
При таких обстоятельствах руководитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО обоснованно привлек И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, а суд своим решением, отказал последнему в удовлетворении жалобы об отмене данного постановления административного органа.
Доводы жалобы П.А.Ю. о неправомерности привлечения его к административной ответственности являются не убедительными и в полной мере опровергаются материалами дела.
Таким образом, факт нарушения И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.
Суд, пересматривающий дело по жалобе соглашается с выводами и мотивами, изложенными судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области в решении по жалобе П.А.Ю.
Кроме того, доводы П.А.Ю., изложенные в жалобе в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области при рассмотрении данного дела. Оснований для переоценки доказательств у суда, пересматривающего дело, не имеется.
Таким образом, факт нарушения И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю., требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.
Наказание, И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю., избрано в соответствии с санкцией ст. 15.27 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,
решил:
Решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, которым постановление № <...> заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника <...> УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России" П.А.Ю. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения - оставить без изменения, жалобу П.А.Ю. - без удовлетворения.
Копию настоящего решения выслать в адрес П.А.Ю., Межрегионального управления Росфинмониторинг по ПФО в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.
Судья областного суда
В.В.САМАРЦЕВА