УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
РЕШЕНИЕ
(извлечение)
8 сентября 2010 г. | г. Анадырь |
Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2010.
Полный текст решения изготовлен 08.09.2010.
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 6/3-01/10 по признакам нарушения муниципальным предприятием городского округа Анадырь "Г" (далее - Предприятие, МП "Г"), находящимся по адресу: <...>, требований, установленных пунктом 3: "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)" части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Чукотское УФАС России 05.05.2010 поступило обращение Отдела судебного департамента по Чукотскому автономному округу (далее - Отдел) с жалобой на действия МП "Г", которые, по мнению Отдела, нарушают антимонопольное законодательство. Указанные действия выразились в том, что при заключении государственного контракта водоснабжения и водоотведения № 86-В/10/341-ОСД и государственного контракта № 86-Т/10/348-ОСД на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения для государственных нужд Предприятием была увеличена граница зоны эксплуатационной ответственности Отделу.
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Общества нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Закона о защите конкуренции.
Данный вывод Комиссии основан на следующем.
МП "Г" приказом Магаданского УФАС России от 23.03.2007 № 01-12/28 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов с долей 100% на рынках по предоставлению следующих услуг: "услуги по передаче и распределению горячей воды (тепловой энергии) для предприятий и организаций", "услуги по канализации отходов", "техническая эксплуатация жилфонда", "водоснабжение", следовательно, занимает на указанном рынке доминирующее положение. В связи с этим на предприятие в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции, который запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, указанные в п. 3 ч. 1 указанной статьи, - "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора ".
Пункт 4.12.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минтопэнерго от 19.06.2003 № 229, определяет, что границами обслуживания тепловых сетей, если нет иных документально оформленных договоренностей заинтересованных организаций, должны быть со стороны потребителя тепла - стена камеры, в которой установлены принадлежащие энергообъектам задвижки на ответвлении к потребителю тепла. На основании Постановления Администрации городского округа Анадырь от 14.08.2008 "О передаче муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Г" объектов теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и канализации, центральных тепловых пунктов с оборудованием и функций сбыта тепловой энергии" МП "Г" приняло и подписало Акт приема-передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, в котором указано, что все имущество передано в надлежащем состоянии, позволяющем использовать его в соответствии с назначением имущества. Тепловая сеть представляет совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии потребителям, согласно Правилам эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденных Госэнергонадзором РФ 07.05.1992. Отсюда следует, что в понятие тепловые сети входит совокупность трубопроводов, камеры, задвижки и т.д. Согласно Приложению к указанному Акту от 10.11.2008 № 02/х, Предприятие приняло тепловые сети, где первым пунктом стоит участок № 37/2, длина которого составляет 74 метра, стоимостью 695416 руб. Следовательно, Предприятие приняло по Акту приема-передачи участок теплосети с камерой УТ 37/2 и задвижками на ответвлении к потребителю тепла по адресу <...>, где расположен Анадырский городской суд. В настоящее время данный участок теплосети отсутствует на схеме инженерных сетей городского округа Анадырь после проведения реконструкции инженерных сетей в данном районе города в 2003 году. Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 № 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (далее - Инструкция) определяет производственно-технические документы для организации эксплуатации тепловых сетей для организаций, эксплуатирующих тепловые сети. Пунктом 2.11 Инструкции определено, что комплект указанной документации должен храниться в техническом архиве организации со штампом "Документы" и при изменении собственности (аренды; хозяйственного ведения) передаваться в полном объеме новому владельцу (арендатору), который обязан обеспечить ее хранение. Изменение схемы инженерных сетей в 2003 году не может служить основанием увеличения Предприятием границы зоны эксплуатационной ответственности абонентского участка Отдела, т.к. участок теплосети вместе с камерой УТ 37/2 был передан МП "Г" на основании Акта приема-передачи в нарушение п. 2.11 Инструкции. Предприятие отказало в подписании договора в редакции Отдела, где границей обслуживания тепловых сетей со стороны потребителя тепла являлась стена камеры УТ 37/2, в которой установлены принадлежащие МП "Г" на основании Акта приема-передачи задвижки на ответвлении к потребителю тепла. Данным отказом Предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению горячей воды (тепловой энергии) с долей 100%, поставило необоснованные условия реализации Отделом своих прав, чем нарушило введенные ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МП "Г", являющегося хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке тепловой энергии с долей 100% в границах городского округа Анадырь, нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 3 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
2. Признать действия муниципального предприятия городского округа Анадырь "Г" нарушающими антимонопольное законодательство в части соблюдения требований, установленных частью 3 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, что может привести к ущемлению интересов Отдела судебного департамента по Чукотскому автономному округу.
3. Признать наличие оснований для выдачи муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Г" предписания на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства, включающего в себя следующий перечень действий, подлежащих выполнению:
- прекратить действия, ущемляющие интересы Отдела судебного департамента по Чукотскому автономному округу, в части включения в зону его эксплуатационной ответственности участка теплосети и камеры УТ/37;
- привести анализ действий работников Предприятия на предмет соответствия требованиям Приказа Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 № 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения".
4. Основания для возбуждения административного производства в отношении муниципального предприятия городского округа Анадырь "Г" отсутствуют в связи с тем, что Предприятием признан факт нарушения антимонопольного законодательства, последствия устранены.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
ПРЕДПИСАНИЕ № 11/3-01 Ж
(извлечение)
8 сентября 2010 г. | г. Анадырь |
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 8 сентября 2010 г. по делу № 6/3-01/10 о нарушении муниципальным предприятием городского округа Анадырь "Г", находящимся по адресу: <...>, пункта 3: "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)" части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
Муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Г" в срок до 25 сентября 2010 г. прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- прекратить действия, ущемляющие интересы Отдела судебного департамента по Чукотскому автономному округу, в части включения в зону его эксплуатационной ответственности участка теплосети и камеры УТ/37;
- привести анализ действий работников Предприятия на предмет соответствия требованиям Приказа Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 № 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.