Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2011 г. по делу № 58-04/10

Резолютивная часть решения оглашена "3" февраля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено "11" февраля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:  - Семенова Е.Г. - заместитель руководителя
                           Челябинского УФАС России;
 Члены Комиссии          - Расторгуева Ю.М. - начальник отдела
                           антимонопольного контроля Челябинского УФАС
                           России;
                         - Данильченко А.В. - ведущий специалист-эксперт
                           отдела антимонопольного контроля Челябинского
                           УФАС России,

в присутствии представителя ОАО "ЧАП" (далее - ОАО "ЧАП") - <...> (доверенность от 10.03.2010), представителя Садоводческого некоммерческого товарищества СНТ Сад "М" (далее - СНТ Сад "М", заявитель) - <...> (доверенность от 02.02.2011 № 2), рассмотрев дело № 58-04/10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО "ЧАП",
УСТАНОВИЛА:

17.12.2009 в связи с постоянными перебоями в электроснабжении садовых домиков членов СНТ Сад "М" и ухудшением напора воды с мая по июль 2009 года, вызванным нехваткой выделенной мощности на энергопринимающие устройства заявителя, СНТ Сад "М" обратился в ОАО "ЧАП" с заявкой исх. № 70 на увеличение мощности на 100 кВт ранее присоединенных энергопринимающих устройств, которая была ОАО "ЧАП" получена 23.12.2009.
11.01.2010 ОАО "ЧАП" в ответ на заявку от 17.12.2009, исх. № 70, выдало СНТ Сад "М" только технические условия № 140, срок действия которых составлял 1 год.
Технические условия № 140 подписаны начальником службы ЭСТОП ОАО "ЧАП" <...>.
08.04.2010 СНТ Сад "М" направило в ОАО "ЧАП" письмо № 11, в котором попросило внести изменения в технические условия от 11.01.2010 № 140, а именно: исключить из технических условий от 11.01.2010 обязанность заявителя по замене существующего трансформатора ТМ-1600 кВА 6/10 кВ на ТП-промежуточная на трансформатор ТМ-2500 кВА 6/10 кВ и продлить срок действия технических условий на 2 года.
26.04.2010 ОАО "ЧАП" в ответ на письмо от 08.04.2010 № 11 СНТ Сад "М" направило письмо № 21.1-899, в котором сообщило о невозможности внесения изменений в технические условия от 11.01.2010 № 140.
27.04.2010 СНТ Сад "М" обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия ОАО "ЧАП", выразившиеся в отказе продлить срок действия технических условий от 11.01.2010 № 140, в ненаправлении договора на технологическое присоединение, включение необоснованных мероприятий по технологическому присоединению в технические условия от 11.01.2010 № 140.
23.07.2010 Челябинское УФАС России приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 288 возбудило дело № 58-04/10 в отношении ОАО "ЧАП" по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.
29.09.2010 ОАО "ЧАП" направило СНТ Сад "М" письмо исх. № 23-2663, в котором сообщило, что для увеличения максимальной разрешенной мощности для СНТ Сад "М" последнему необходимо направить заявку на технологическое присоединение в ОАО "ЧАП" и предоставить документы в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения), подписанное заместителем генерального директора по эксплуатации <...>.
02.11.2010 СНТ Сад "М" направило в ОАО "ЧАП" письмом исх. № 58 документы, сведения, необходимые для заключения договора на технологическое присоединение, которые отсутствовали в заявке от 17.12.2009, исх. № 70.
03.11.2010 ОАО "ЧАП" выдало СНТ Сад "М" технические условия № 194, которые подписаны заместителем генерального директора по эксплуатации ОАО "ЧАП" <...>.
01.12.2010 ОАО "ЧАП" направило СНТ Сад "М" договор на технологическое присоединение к электрическим сетям, который был заключен между сторонами 23.12.2010.
Представитель СНТ Сад "М" <...> на заседаниях Комиссии 19.10.2010, 03.02.2011, 31.08.2010 поддержал доводы, изложенные в письмах от 24.05.2010, исх. № 17; от 25.08.2010, исх. № 35, и пояснил следующее.
От членов СНТ Сад "М" в период дачного сезона в 2009 году поступили жалобы на перепады напряжения в электрических сетях. Количество членов СНТ Сад "М" составляет 1758 человек, и в случае пользования электроприборами происходит падение напряжения в электрических сетях, что приводит к выходу из строя электроприборов.
Более того, СНТ Сад "М" не имеет возможности без увеличения мощности энергопринимающих устройств обеспечить качественное водоснабжение членов товарищества, а для установления нового насоса, способного удовлетворить потребности в водных ресурсах, необходима мощность около 70 кВт, в связи с чем СНТ Сад "М" и направило в ОАО "ЧАП" заявку на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, для увеличения мощности на 100 кВт.
11.01.2010 начальник службы ЭСТОП ОАО "ЧАП" <...> выдал СНТ Сад "М" технические условия № 140, который, как выяснилось на Комиссии по рассмотрению данного дела, не имел право их выдавать от имени ОАО "ЧАП".
Однако заявитель считает, что до 29.09.2010 действия ОАО "ЧАП", выразившиеся в ненадлежащем образом рассмотрении заявки на технологическое присоединение, нарушают порядок технологического присоединения, утвержденный Правилами присоединения, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В результате неправомерных действий ОАО "ЧАП" права и законные интересы СНТ Сад "М" были ущемлены, а именно, срок заключения договора на технологическое присоединение был задержан в период с 31.12.2009 по 29.09.2010.
ОАО "ЧАП" добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства путем выдачи СНТ Сад "М" договора на технологическое присоединение и технических условий, претензии к указанным документам у заявителя отсутствуют.
Представитель ОАО "ЧАП" <...> (доверенность от 10.03.2010) на заседаниях Комиссии 31.08.2010, 19.10.2010, 03.02.2011 пояснила следующее.
Технические условия от 11.01.2010 выданы ненадлежащим лицом, а именно, начальником службы ЭСТОП ОАО "ЧАП" <...>, который не имел права рассматривать заявку на технологическое присоединение СНТ Сад "М" и выдавать технические условия последнему.
Рассмотрение заявок на технологическое присоединение, составление технических условий и договора на технологическое присоединением с правом подписи таких документов от имени ОАО "ЧАП" входит в обязанности заместителя генерального директора по эксплуатации <...>.
Более того, в заявке на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, отсутствуют документы, сведения, необходимые для составления технических условий и заключения договора на технологическое присоединение, в связи с чем ОАО "ЧАП" направило письмо от 27.08.2010 № 463 СНТ Сад "М" о необходимости предоставления дополнительных документов и заявки на технологическое присоединение.
После представления СНТ Сад "М" письмом от 02.11.2010 документов, сведений, необходимых для рассмотрения заявки на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, ОАО "ЧАП" в срок, установленный Правилами присоединения, выдало договор на технологическое присоединение и технические условия заявителю, т.е. добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.
ОАО "ЧАП" признает, что бездействовало в период с 31.12.2009 по 29.09.2010 и не рассмотрело заявку на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, СНТ Сад "М" в срок, установленный Правилами присоединения.
На 23.12.2010 все разногласия с заявителем по вопросу технологического присоединения объекта СНТ Сад "М" к электрическим сетям ОАО "ЧАП" сторонами урегулированы.
На основании изложенного, ОАО "ЧАП" просит прекратить рассмотрение дела № 58-04/10 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства и отсутствием негативных последствий данного нарушения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "ЧАП" части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
1. Понятие "сетевой организации" дано в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" установлен на 2009 год для ОАО "ЧАП" тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом ОАО "ЧАП" в письме от 26.05.2010 не отрицает, что осуществляет передачу электрической энергии СНТ Сад "М".
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа ОАО "ЧАП" является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению.
Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09, Постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, от 25.08.2010 № Ф09-6447/10-С1).
В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, ОАО "ЧАП", как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "ЧАП" на данном товарном рынке признается доминирующим.
2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.
Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.
В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.
Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).
Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.
2.1 В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "ЧАП" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссия пришла к выводу, что СНТ Сад "М" относится к категории заявителей, указанных в пункте 12.1 Правил присоединения (в редакции от 21.04.2009), так как является юридическим лицом, присоединяющим энергопринимающие устройства мощностью 100 кВт.
При поступлении заявки на технологическое присоединение в сетевую организацию ОАО "ЧАП" обязано рассмотреть заявку в течение 6 рабочих дней на соответствие Правилам присоединения.
В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 12.1 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение ответчик должен был уведомить об этом СНТ Сад "М" в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 4 пункт 15 Правил присоединения).
23.12.2009 ОАО "ЧАП" получило от СНТ Сад "М" заявку на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, а рассмотрело ее только 29.09.2010, что подтверждается письмом ОАО "ЧАП" от 29.09.2010, исх. № 23-2663, которым запросило подать заявку на технологическое присоединение в соответствии с Правилами присоединения.
В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения ОАО "ЧАП" должно было до 31.12.2009 рассмотреть заявку на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, и уведомить СНТ Сад "М" о недостаточности документов, однако совершило действия по рассмотрению заявки уполномоченным лицом только после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 58-04/10, направив 29.09.2010 письмо исх. № 23-2663. Иных документов, подтверждающих, что ОАО "ЧАП" рассмотрело заявку от 17.12.2009, исх. № 70, в установленный срок Правилами присоединения, ответчиком не представлено.
При этом Комиссия Челябинского УФАС отмечает, что согласно пояснениям представителя ОАО "ЧАП", указанным в письме от 30.03.2010, исх. № 15.8-2685, технические условия № 140 являются недействительными, так как выданы неуполномоченным лицом, а именно начальником службы ЭСТОП ОАО "ЧАП" <...>, у которого отсутствует право на их подписание, поэтому Комиссией Челябинского УФАС действия по выдаче технических условий № 140 <...> не учитывались в качестве действий ОАО "ЧАП", направленных на рассмотрение заявки на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70.
02.11.2010 СНТ Сад "М" направило в ОАО "ЧАП" письмом исх. № 58 документы, сведения, необходимые для заключения договора на технологическое присоединение, которые отсутствовали в заявке от 17.12.2009, исх. № 70, в ответ на которое ОАО "ЧАП" выдало СНТ Сад "М" технические условия № 194, которые подписаны заместителем генерального директора по эксплуатации ОАО "ЧАП" <...>, и договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 01.12.2010, который был заключен между сторонами 23.12.2010.
ОАО "ЧАП" своим бездействием, выразившимся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение, в установленный Правилами присоединения срок, нарушило пункт 15 Правил присоединения.
В результате бездействия ОАО "ЧАП", выразившегося в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, в срок, установленный в пункте 15 Правил присоединения, законные права и интересы СНТ Сад "М" были ущемлены: срок выдачи договора на технологическое присоединение заявителя к электрическим сетям ОАО "ЧАП" был задержан на 9 месяцев (с 31.12.2009 по 29.09.2010).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ОАО "ЧАП" обязано не допускать действия (бездействие), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, Комиссия расценивает бездействие ОАО "ЧАП", выразившееся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 17.12.2009, исх. № 70, СНТ Сад "М", как нарушение пункта 15 Правил присоединения, а также части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО "ЧАП" добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства путем направления 01.12.2010 заявителю договора на технологическое присоединение и технических условий № 194, что является основанием для прекращения рассмотрения данного дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1 - 2 статьи 48 Закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать бездействие ОАО "ЧАП", выразившееся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение СНТ Сад "М" от 17.12.2009, исх. № 70, в срок, предусмотренный пунктом 15 Правил присоединения, нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Рассмотрение дела № 58-04/10 по признакам нарушения ОАО "ЧАП" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с добровольным устранением ОАО "ЧАП" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Председатель Комиссии
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии
Ю.М.РАСТОРГУЕВА
А.В.ДАНИЛЬЧЕНКО




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11.02.2011 по делу № 58-04/10
<О признании бездействия общества, выразившегося в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение садовых домиков, в срок, предусмотренный пунктом 15 Правил присоединения, нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru