Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2011 г. по делу № А76-18316/2010

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 января 2011 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи А.Г. Гусева, судей В.П. Воронова, Н.А. Первых, Воронова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Кашлевой, с использованием программного комплекса ведения аудиопротокола "Andacity", рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Челябинской области, к Собранию депутатов Верхнеуфалейского городского округа, г. В. Уфалей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ГИБДД ОВД Верхнеуфалейского городского округа, Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: С., старший прокурор отдела, сл. удост. ТО № 069919 от 03.02.2009,
представителя ответчика: Г., доверенность № 1 от 24.05.2010, паспорт,
представителя третьего лица: Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа - Р., управляющий, распоряжение от 16.11.2010, паспорт,
слушателя: П., паспорт,

установил:

прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области к Собранию депутатов Верхнеуфалейского городского округа, г. В. Уфалей, о признании недействующим решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 29.07.2010 № 71 "Об утверждении Положения о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по дорогам местного значения Верхнеуфалейского городского округа".
Определением суда от 25.11.2010 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная инспекция безопасности дорожного движения отдела внутренних дел по Верхнеуфалейскому городскому округу.
Определением суда от 16.12.2010 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа.
До принятия окончательного судебного акта, в порядке ст. 41, 49 АПК РФ заявитель дополнил правовое обоснование заявленных требований (т. 1 л.д. 90 - 95).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Государственная инспекция безопасности дорожного движения отдела внутренних дел по Верхнеуфалейскому городскому округу, в судебное заседание не явилось о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со ст. 121 - 123 АПК РФ (т. 2 л.д. 43).
В силу статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Дело подлежит рассмотрению в порядке ст. 156 АПК РФ.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, и изучив представленные доказательства, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению.
Заявитель считает, что решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 29.07.2010 № 71 "Об утверждении Положения о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по дорогам местного значения Верхнеуфалейского городского округа" принято в нарушение требований п. 14 ст. 11, ст. 13, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 1, 4, 7, 25 Закона РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 "О милиции".
Ответчик заявление, считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснил, что в силу ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 ст. 14 Закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также пояснил, что ответчиком принято решение не о временном ограничении движения, к отношениям которого применим Закон о безопасности движения, а о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, руководствуясь при этом соответствующими статьями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог четко детализированы. Ответчик считает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Ответчик также считает, что плата за провоз по автодорогам тяжеловесных грузов признана неналоговым платежом и носит компенсационный характер, в связи, с чем расходы по возмещению являются сверхнормативными и должны компенсироваться за счет владельцев соответствующих автотранспортных средств, ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ по делу № 22-П от 17.07.1998 (отзыв, т. 1 л.д. 57 - 61).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа отклонило заявленные требования в полном объеме (т. 2 л.д. 28 - 29).
Как видно из материалов дела 29.07.2010 г. Собранием депутатов Верхнеуфалейского городского округа принято решение № 71 от 29.07.2010 "Об утверждении Положения о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по дорогам местного значения Верхнеуфалейского городского округа" (далее - положение) (т. 1 л.д. 10).
Согласно Положению (т. 2 л.д. 10 - 20), утвержденному оспариваемым решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа, положение определяет размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территории Верхнеуфалейского городского округа (п. 2 положения).
Владельцы и пользователи автомобильного транспорта, перевозящие тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам, возмещают вред, причиняемый указанными транспортными средствами дорогам и дорожным сооружениям, расположенным на территории Верхнеуфалейского городского округа (п. 3 положения).
Движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется на основании специального разрешения (приложение 1) (п. 4 положения).
Разрешение на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам выдается при предъявлении копии платежного поручения о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (п. 11 положения).
Размер возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, зависит от полной массы автотранспортного средства, осевых масс, габаритов автотранспортного средства и перевозимого им груза, протяженности разрешенного маршрута движения и количества мостовых сооружений (п. 12 положения).
Максимальный срок выдачи Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа специального разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам составляет 30 дней, со дня регистрации заявления о выдаче специального разрешения (п. 13 положения).
В случаях отсутствия у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза, несоответствия перевозимого груза его техническим характеристикам, указанным в бланке разрешения, несоблюдения водителем правил перевозки грузов, включая невыполнение изложенных в разрешении требований к перевозке грузов (в том числе несоответствие указанному маршруту движения, нарушение указанных сроков осуществления перевозок), транспортное средство задерживается для составления протокола и оформления бланка разрешения на перевозку груза. Протокол подписывается сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Верхнеуфалейскому городскому округу (п. 14 положения).
Оспариваемое решение опубликовано в газетах "Уфалейский рабочий" № 84 (11809) от 05.08.2010 г. (т. 1 л.д. 53), № 92 (11817) от 24.08.2010 г. (т. 2 л.д. 37), поправки опубликованы в № 99 (11824) от 09.09.2010 г. (т. 2 л.д. 30 - 36).
Полагая, что решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 71 от 29.07.2010 "Об утверждении Положения о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по дорогам местного значения Верхнеуфалейского городского округа" нарушает интересы муниципального образования, а также субъектов предпринимательской деятельности, возлагает на них дополнительные обязанности, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о признании указанного правового акта недействующим.
В силу ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое решение подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - Верхнеуфалейского городского округа.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", а также на основании статей 27, 29 АПК РФ требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с п. п. "б", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 5 вышеуказанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочих мероприятий посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Как следует из статьи 4 Закона о безопасности дорожного движения в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об автомобильных дорогах) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). При этом действие закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения (ст. 1 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах).
Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Закона об автомобильных дорогах).
При этом в силу ч. 2 ст. 4 Закона об автомобильных дорогах отношения, указанные в статье 1 Закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии со ст. 7 Устава муниципального образования "Город Верхний У." (т. 1 л.д. 22 - 52) (далее - Устав) к органам городского самоуправления относится Верхнеуфалейское городское Собрание депутатов.
Статьей 19 Устава установлено, что по вопросам своего ведения Городское Собрание принимает постановления.
В соответствии с пп. 2.15 п. 2 ст. 6 Устава к вопросам местного значения относится муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа № 438 от 31.05.2007 г. (т. 1 л.д. 68 - 75) утвержден перечень автомобильных дорог Верхнеуфалейского городского округа, подлежащих включению в реестр муниципальной собственности Верхнеуфалейского городского округа.
В соответствии с п. п. 13, 14 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки крупногабаритных грузов), порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
В соответствии со ст. 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе:
- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;
- определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В соответствии со ст. 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1). Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 2).
При этом в силу ч. 1 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах).
Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи (ч. 1 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог (п. 6 ч. 6 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
"Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов" утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения (п. 3 ч. 9 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления отнесено лишь определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения, а не установление порядка его возмещения, в связи с чем, пункты 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 Положения "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, местного значения Верхнеуфалейского городского округа", Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3 к указанному Положению, устанавливающие именно порядок возмещения вреда, приняты с превышением полномочий органа местного самоуправления.
Кроме того, п. 14 Положения, предусматривающий, что в случаях отсутствия у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза, несоответствия перевозимого груза его техническим характеристикам, указанным в бланке разрешения, несоблюдения водителем правил перевозки грузов, включая невыполнение изложенных в разрешении требований к перевозке грузов (в том числе несоответствие указанному маршруту движения, нарушение указанных сроков осуществления перевозок), транспортное средство задерживается для составления протокола и оформления бланка разрешения на перевозку груза. Протокол подписывается сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Верхнеуфалейскому городскому округу не соответствует ст. ст. 1, 4 Закона РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 "О милиции", в соответствии с которыми милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено регулирование деятельности сотрудников милиции.
Остальные нормы оспариваемого решения не регулируют порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения, а следовательно не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах требования Прокурора Челябинской области подлежат частичному удовлетворению.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.37 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобожден.
Согласно ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Прокурора Челябинской области удовлетворить частично.
Признать недействующими пункты 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 Положения "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, местного значения Верхнеуфалейского городского округа", Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3 к указанному Положению, за исключением Приложения № 1, Приложения № 2 к Методике расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам Верхнеуфалейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 29.07.2010 г. № 71 "Об утверждении Положения о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по дорогам местного значения Верхнеуфалейского городского округа", несоответствующим Федеральному закону от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закону РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 "О милиции", Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства - в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение месяца со дня его вступления в законную силу, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
А.Г.ГУСЕВ

Судьи
В.П.ВОРОНОВ
Н.А.ПЕРВЫХ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2011 по делу № А76-18316/2010
<О признании недействующими пунктов 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 Положения "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, местного значения Верхнеуфалейского городского округа", Приложения № 1, Приложения № 2, Приложения № 3 к указанному Положению, за исключением Приложения № 1, Приложения № 2 к Методике расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам Верхнеуфалейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 29.07.2010 г. № 71 "Об утверждении Положения о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по дорогам местного значения Верхнеуфалейского городского округа", несоответствующими Федеральному закону от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закону РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 "О милиции", Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru