Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2010 г. по делу № А74-2645/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2010 года.
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Каспирович Е.В., судей Журба Н.М., Колосовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даньо Л.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
прокурора Республики Хакасия, г. Абакан,
к Совету депутатов муниципального образования Ширинский район, п. Шира,
о признании недействующим решения от 22.05.2009 № 247 "Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения",
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский", г. Абакан,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, г. Абакан.
В судебном заседании принимали участие представители:
от прокурора Республики Хакасия: Кузнецова Н.В., служебное удостоверение;
от Совета депутатов муниципального образования Ширинский район: Тиханков Ю.Н. по доверенности от 06.11.2009; Матюхин Н.Н. по доверенности от 17.03.2010;
от Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский": Сас А.В. по доверенности от 25.05.2009;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия: Германова Е.С. по доверенности от 20.07.2009 № 557.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 22.05.2009 имеет номер 247, а не 147.

Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 22.05.2009 № 147 "Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения".
В судебном заседании представитель прокурора поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, и представленные в материалы дела документы. Пояснил, что вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Республики Хакасия по делам N№ А74-3309/2004, А74-1057/2005, А74-865/2009, А74-1146/2009, А74-3525/2009 установлено, что спорные земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий и принадлежат Российской Федерации.
Советом депутатов муниципального образования Ширинский район в нарушение статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отнесении земель к землям рекреационного назначения местного значения в отсутствие Порядка, установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:330, 19:11:100807:0178, которые Советом депутатов муниципального образования Ширинский район объявлены особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения, находятся в границах территории Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский", относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, незаконно выделены Администрацией муниципального образования Ширинский район из земель Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" Постановлениями от 06.10.2008 № 1949, от 22.07.2008 № 1377.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1999 № 1004 в Республике Хакасия на базе реорганизуемых государственных природных заповедников "Малый Абакан" и "Чазы" учрежден государственный природный заповедник "Хакасский", к территории которого отнесены земли реорганизуемых заповедников, в том числе земли заповедника "Чазы" площадью 27295300 кв. м.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 19:11:990101:0083 площадью 52850000 кв. м, в состав которого входят спорные земельные участки, зарегистрировано в установленном порядке, о чем выдано свидетельство государственной регистрации права от 20.01.2004 серии 19 МЮ № 158034.
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 8, 9, 17, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 6, 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности Российской Федерации - собственника земельного участка, нарушает права и законные интересы Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский", у которого земельный участок находится в пользовании, и который в силу Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" обязан обеспечивать на территории заповедника режим особой охраны.
Также пояснил, что решением Верховного суда Республики Хакасия от 09.11.2009 приложение № 1 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 10.04.2008 № 108 "Об уточнении границ участков Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" в Ширинском районе" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, обратил внимание суда на то, что ранее решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края от 15.05.1991 № 164 были утверждены проекты округов и зоны санитарной охраны озера Беле, в том числе определены границы первой зоны санитарной охраны озера Беле, на территории которой (северном берегу озера Беле) проектируется Хакасский степной заповедник. Несмотря на то, что решение Верховного суда Республики Хакасия от 09.11.2009 на момент судебного разбирательства дела вступило в законную силу, спорные земельные участки согласно вышеуказанному решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края следует отнести к первой зоне санитарной охраны озера Беле, то есть территории, отведенной под организацию заповедника.
Представители Совета депутатов муниципального образования Ширинский район представили отзыв на заявление и озвучили приведенные в нем доводы. Считают, что земельные участки, объявленные особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения, принадлежат муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, зарегистрированы за ним в установленном порядке, в связи с чем заявленное требование прокурора Республики Хакасия не подлежит удовлетворению. Отмечают, что границы спорных земельных участков не определены и отошли району как бывшие земли совхозов сельскохозяйственного назначения.
Представленные прокурором судебные акты основаны на Постановлении Правительства Республики Хакасия от 10.04.2008 № 108 "Об уточнении границ участков Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" в Ширинском районе". Вместе с тем, решением Верховного суда Республики Хакасия от 09.11.2009 приложение № 1 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 10.04.2008 № 108 признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" солидарен с позицией прокурора Республики Хакасия о том, что спорные земельные участки являются собственностью Российской Федерации и по своему функциональному значению относятся к особо охраняемым зонам. Довод представителей Совета депутатов муниципального образования Ширинский район о том, что границы спорных земельных участков не определены, расценивает как несостоятельный.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, поскольку спорные земельные участки принадлежат Российской Федерации.
В судебном заседании установлено следующее.
22.05.2009 Советом депутатов муниципального образования Ширинский район принято решение № 247 "Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения", которым земельные участки, расположенные по адресам: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, кварталы 3, 4, 5, 6, 8, кадастровый номер 19:11:990101:330, площадью 2398643 кв. м; Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 7, участок 1, кадастровый номер 19:11:100807:0178, площадью 54930 кв. м, объявлены особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения.
Пунктом 2 решения определено произвести объявление земельных участков особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения без изъятия земельных участков, которые планируется предоставить по частям гражданам и юридическим лицам для организации отдыха в аренду.
Полагая, что оспариваемое решение не соответствует нормам гражданского, земельного, природоохранного законодательства и нарушает право собственности Российской Федерации, прокурор Республики Хакасия оспорил его в арбитражном суде.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к следующим выводам.
В силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В данном случае обжалуемое прокурором решение является нормативным актом, поскольку принято представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального образования Ширинский район. Будучи не индивидуальным, оспариваемое решение вынесено в целях осуществления исполнительно-распорядительных функций и устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц. Оно рассчитано на многократное применение и действует независимо от возникновения или прекращения конкретного правоотношения с участием конкретного субъекта.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Оспариваемый нормативный акт прямо связан с предпринимательской деятельностью, так как его пунктом 2 планируется предоставить земельные участки по частям гражданам и юридическим лицам для организации отдыха в аренду.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд признал, что рассмотрение заявления прокурора о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта относится к компетенции арбитражного суда.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.08.1991 № 432 создан государственный заповедник "Чазы" Министерства экологии и природопользования РСФСР в Хакасской ССР, общей площадью 24141000 кв. м, в том числе за счет земель в Ширинском районе, расположенных в районе озера Беле: земель совхоза им. XX съезда КПСС площадью 1146000 кв. м, земель совхоза "Буденовский" площадью 3026000 кв. м, земель запаса площадью 2886000 кв. м. Исполнительному органу власти Хакасской ССР поручено уточнить границы заповедника.
На основании решения Ширинского районного Совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края от 26.12.1990 № 191 "Об организации государственного Хакасского степного заповедника "Чазы", Постановления Администрации Ширинского района от 30.03.1995 № 160 "Об уточнении границ между заповедником "Чазы" и АООТ "Хакасский рыбокомбинат" государственному природному заповеднику "Чазы" на участок озеро Беле выдан государственный акт на право собственности, владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, который зарегистрирован за № 96.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.10.2004 по делу № А74-3309/2004 Постановление Администрации Ширинского района от 30.03.1995 № 160, которым у государственного природного заповедника "Чазы" изъята часть территории площадью 252000 кв. м от дороги до западного берега Малого Плеса озера Беле, признано незаконным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1999 № 1004 в Республике Хакасия на базе реорганизуемых государственных природных заповедников "Малый Абакан" и "Чазы" учрежден государственный природный заповедник "Хакасский" Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. К территории государственного природного заповедника "Хакасский" отнесены земли реорганизуемых заповедников площадью 97829 га и 27295,3 га.
По заказу Росимущества Республики Хакасия ФГУП "Верхнеенисейское АГП" в 2004 году с целью проведения государственного кадастрового учета земельного участка государственного природного заповедника "Хакасский" на озере Беле выполнены работы по землеустройству (землеустроительное дело по межеванию земельного участка государственного природного заповедника "Хакасский", участок озера Беле, 2004 год), которые проводились по материалам межевания границ земельного участка Хакасского степного заповедника "Чазы" на озере Беле, выполненным в 1993 году экспедицией № 7 "Восточно-Сибирское АГП" (схема границ Хакасского степного заповедника "Чазы" 1993 г.).
В соответствии с пунктами 1 - 11 Положения о государственном природном заповеднике "Хакасский", утвержденного 12.11.1999 Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, государственный природный заповедник "Хакасский" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем Хакасии.
Заповедник учрежден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1999 № 1004 на базе реорганизованных государственных природных заповедников "Чазы" и "Малый Абакан".
На прилегающих к территориям заповедника участках земли и водного пространства создана охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории заповедника, предоставлены заповеднику в постоянное (бессрочное) пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Их изъятие либо иное прекращение прав заповедника на них запрещается.
Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедника полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).


Аналогичные нормы закреплены в пунктах 1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 5.2, 5.3 Положения о Федеральном государственном учреждении "Государственный природный заповедник "Хакасский", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, от 17.02.2004 № 150.
Кроме того, пунктах 1.1, 3.1, 3.2 названного Положения указано, что оно разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 № 48.
Заповедник учрежден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1999 № 1004 общей площадью 125124,3 га на базе реорганизованных государственных природных заповедников "Чазы" и "Малый Абакан" и является их юридическим правопреемником.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2001 № 365 площадь заповедника была расширена на 142441 га. Заповедник состоит из десяти автономных участков, расположенных в пяти административных районах Республики Хакасия, в том числе Ширинском (участок "Иткуль" - 5547 га, участок "Шира" - 1397 га, участок "Беле" - 5292 га). Общая площадь заповедника составляет 267565,3 га.
На прилегающих к территориям заповедника участках земли и водного пространства решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Хакасской автономной области от 13.02.1991 № 37, Постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 24.04.1994 № 102 создана охранная зона заповедника площадью 167648,75 га и утверждено соответствующее Положение, которым на территории охранной зоны заповедника установлен ограниченный режим природопользования.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1999 № 1004 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия 20.01.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу Ширинский район, участок на озере Беле, кадастровый номер 19:11:990101:0083, площадью 52850000 кв. м, о чем выдано свидетельство государственной регистрации права серии 19 МЮ № 158034.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.06.2005 по делу № А74-1057/2005 отказано в удовлетворении требований Администрации муниципального образования Ширинский район о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Республике Хакасия по определению границ земельного участка, площадью 52850000 кв. м, с кадастровым номером 19:11:990101:0083 на озере Беле.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N№ А74-3309/2004, А74-1057/2005 установлено, что земельный участок площадью 52850000 кв. м, с кадастровым номером 19:11:990101:0083 относится к землям особо охраняемых территорий, принадлежит Российской Федерации в силу закона.
По заказу Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" выполнены работы по территориальному землеустройству на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения - землях государственного природного заповедника "Хакасский", включающие два этапа: 1) составление проекта территориального землеустройства в виде проекта границ заповедника, 2) межевание объекта землеустройства и подготовка землеустроительного дела (землеустроительное дело по упорядочению земельных участков, выполненное Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля", 2008 год).
При проведении данных работ выявлен факт наложения на территорию государственного природного заповедника "Хакасский" земельных участков, расположенных по адресу Ширинский район, западный берег Малого Плеса озеро Беле, квартал 7, участок 1, кадастровый номер 19:11:100807:0178, от трассы "Шира - Новоселово" до горы "Чалпан" с кадастровым номером 19:11:990101:316, западный берег Малого Плеса озеро Беле, квартал 6, участок 8 с кадастровым номером 19:11:100807:57.
В связи с данными обстоятельствами, решением Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия от 14.10.2008 № 363 осуществление кадастрового учета изменений земельного участка государственного природного заповедника "Хакасский" на озере Беле приостановлено.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.05.2009 по делу № А74-865/2009, от 03.11.2009 по делу № А74-3525/2009 установлено наложение земельных участков с кадастровыми номерами 19:11:100807:178, 19:11:990101:0330 на земельный участок Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" в районе озера Беле с кадастровым номером 19:11:990101:0083.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения федеральными землями принадлежит собственнику - Российской Федерации.
Пунктами 1, 3, 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников.
На землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) основанием внесения земельных участков в Перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является, в том числе включение этих земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации каких-либо решений о выделении из состава Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" земельных участков, изменении их статуса с особо охраняемых природных территорий федерального значения на особо охраняемые территории местного значения, не принималось.
В соответствии со статьями 6, 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в Положении о данном государственном природном заповеднике.
Учитывая вышеприведенное, арбитражный суд согласился с позицией прокурора о том, что оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 22.05.2009 № 247 об объявлении земельных участков, расположенных по адресам: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, кварталы 3, 4, 5, 6, 8, кадастровый номер 19:11:990101:330, площадью 2398643 кв. м; Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 7, участок 1, кадастровый номер 19:11:100807:0178, площадью 54930 кв. м особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения не соответствует статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 8, 9, 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 6, 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности Российской Федерации как собственника земельного участка и Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский", у которого земельный участок находится в пользовании и который в силу Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" обязан обеспечивать на территории заповедника режим особой охраны.
Помимо вышеизложенного, арбитражный суд учитывает следующее.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:330, 19:11:100807:0178 выделены Администрацией муниципального образования Ширинский район из земель Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" Постановлениями от 06.10.2008 № 1949, от 22.07.2008 № 1377.
Постановления Администрации муниципального образования Ширинский район от 06.10.2008 № 1949, от 22.07.2008 № 1377 оспорены в судебном порядке и признаны вступившими в законную силу судебными актами незаконными (дела № А74-865/2009, А74-3525/2009).
Так, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.05.2009 по делу № А74-865/2009 признано недействительным Постановление Администрации муниципального образования Ширинский район от 22.07.2008 № 1377 "О закреплении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 7, участок 1 муниципальному образованию Ширинский район" (кадастровый номер 19:11:100807:0178, площадью 54930 кв. м) в силу его противоречия статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названным судебным актом установлено, что в нарушение Положений статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое Постановление Администрации муниципального образования Ширинский район о закреплении земель особо охраняемых территорий озера Беле принято в отсутствие Порядка, установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Доказательств отнесения спорного земельного участка к землям реакционного значения в материалы дела Администрацией муниципального образования Ширинский район не представлено. Ответчик нарушил порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий и распорядился земельным участком, не относящимся к особо охраняемым территориям местного значения. Спорный земельный участок расположен в границах Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" и в соответствии со статьями 1, 7, 95 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения. Администрация муниципального образования Ширинский район не наделена полномочиями на распоряжение земельными участками, расположенными в границах заповедника, относящимися к объектам федеральной собственности. Администрация, принимая оспариваемое Постановление, нарушила статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку правомочным органом собственника земельного участка не принималось решение о его отчуждении, закрепление спорного земельного участка за муниципальным образованием в постоянное пользование нарушает права и законные интересы Российской Федерации как его собственника.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.05.2009 по делу № А74-1146/2009 признаны незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия по регистрации права собственности муниципального образования Ширинский район на земельный участок площадью 54930 кв. м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 7, участок 1, кадастровый номер 19:11:100807:0178, как противоречащие статьям 6, 7 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", абзацам 3, 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", части 1 статьи 17, части 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названным судебным актом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 7, участок 1, Администрацией муниципального образования Ширинский район необоснованно отнесен к землям особо охраняемых территорий местного значения. Доказательств принадлежности земельного участка с кадастровым номером 19:01:100807:178 к особо охраняемым территориям местного значения не было представлено регистрирующему органу. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию права собственности муниципального образования Ширинский район на спорный земельный участок, в установленном порядке не проведена, что привело к нарушению права Российской Федерации на земельный участок Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.11.2009 по делу № А74-3525/2009 признаны недействительными Постановления Главы муниципального образования Ширинский район от 04.10.2008 № 1949, от 30.10.2008 № 2143, от 04.12.2008 № 2453 как противоречащие статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названным решением установлено, что оспариваемыми Постановлениями Администрации муниципального образования Ширинский район на праве постоянного (бессрочного) пользования из земель муниципального образования Ширинский район, земли особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения) предоставлен земельный участок площадью 2398643 кв. м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, кварталы 3, 4, 5, 6, 8, кадастровый номер 19:11:990101:0330. На основании данных Постановлений за муниципальным образованием Ширинский район 10.12.2008 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок. Вместе с тем, оспариваемые Постановления приняты в отсутствие Порядка, указанного в пункте 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств отнесения спорного земельного участка к местным землям реакционного значения не представлено. Ответчик нарушил порядок отнесения земель к особо охраняемым природным территориям и распорядился земельным участком, не относящимся к территориям местного значения. 20.01.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный на озере Беле, кадастровый номер 19:11:990101:0083. Спорный земельный участок расположен в границах ФГУ "ГПЗ "Хакасский", относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения. Администрация муниципального образования Ширинский район не наделена полномочиями на распоряжение спорным земельным участком, относящимся к федеральной собственности. Поскольку правомочным органом собственника участка не принималось решение о его отчуждении, его закрепление за муниципальным образованием нарушает права Российской Федерации.
Вышеприведенные судебные акты прошли проверку в суде апелляционной и кассационной инстанций и оставлены в силе.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:100807:0178 (площадью 54930 кв. м), 19:11:990101:0330 (площадью 2398643 кв. м) расположены в границах Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" и относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, то есть относятся к федеральной собственности.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражным судом не принимаются доводы ответчика о том, что спорные земельные участки принадлежат муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности и зарегистрированы за ним в установленном порядке, поскольку материально-правовые основания, которые легли в основу данной регистрации, оспорены в судебном порядке и признаны незаконными (дела № А74-865/2009, А74-1146/2009, А74-3525/2009).
Ссылки ответчика на судебные акты арбитражного суда по делам N№ А74-2335/2009, А74-2621/2009 несостоятельны, так как названными решениями отказано в удовлетворении заявлений Территориального управления Росимущества по РХ к Администрации муниципального образования Ширинский район и к Управлению Федеральной регистрационной службы по РХ о признании недействительным права собственности муниципального образования Ширинский район на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:100807:0178, 19:11:990101:330 в связи с использованием не установленных законодательством способов защиты, то есть, по формальным основаниям, а не по существу.
Ссылка ответчика на решение Верховного суда Республики Хакасия от 09.11.2009 о признании противоречащим федеральному законодательству приложения № 1 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 10.04.2008 № 108 "Об уточнении границ участков Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" в Ширинском районе" не принимается арбитражным судом ввиду следующего.
Согласно решению Верховного суда Республики Хакасия от 09.11.2009 приложение № 1 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 10.04.2008 № 108 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
При вынесении настоящего решения арбитражный суд не применял Постановление Правительства Республики Хакасия от 10.04.2008 № 108.
Кроме того, ранее решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края от 15.05.1991 № 164 были утверждены проекты округов и зоны санитарной охраны озера Беле, в том числе определены границы первой зоны санитарной охраны озера Беле, на территории которой (северном берегу озера Беле) проектируется Хакасский степной заповедник. Таким образом, спорные земельные участки согласно указанному решению № 164 следует отнести к первой зоне санитарной охраны озера Беле, то есть особо охраняемой территории, отведенной под организацию заповедника.
Представленные ответчиком в материалы дела решения мировых судей и определения апелляционной инстанции судов общей юрисдикции не имеют отношения к настоящему делу.
Названными в настоящем решении судебными актами, представленными в материалы дела документами, в том числе государственным актом на земельный участок № 96; выписками из государственного земельного кадастра на земельные участки 19:11:990101:0083, 19:11:100807:0178, 19:11:990101:330; планами (картами, чертежами, схемами) границ земельных участков; свидетельством государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 20.01.2004 серии 19 МЮ № 158034; схемой границ Хакасского степного заповедника "Чазы"; землеустроительным делом по межеванию земельного участка Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский"; сопроводительным письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия от 06.05.2009 № 517 с приложенной к нему схемой расположения смежных границ земельных участков с кадастровыми номерами 19:11:140406:0010, 19:11:990101:0083, обозначением береговой линии озера Беле подтверждается, что спорные земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий и принадлежат Российской Федерации в силу закона.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 2 раздела 1 Положения об особо охраняемых объектах местного значения, Порядке организации и проведения туристско-рекреационной деятельности, охране и контроле за рациональным использованием рекреационных ресурсов на территории муниципального образования Ширинский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 16.06.2005 № 273 "Об объявлении природных комплексов и рекреационных объектов Ширинского района особо охраняемыми объектами и территориями местного значения" (приложение 3), установлено, что особо охраняемыми объектами и территориями местного значения не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных особо охраняемыми объектами и территориями федерального или республиканского значения.
Учитывая вышеприведенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что решение от 22.05.2009 № 247 "Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения" принято Советом депутатов муниципального образования Ширинский район за пределами его полномочий и не соответствует приведенным в настоящем решении нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В связи с установленными судом обстоятельствами в соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление прокурора Республики Хакасия следует удовлетворить.
Государственная пошлина, составляющая по настоящему спору 2000 руб., при обращении в арбитражный суд прокурором Республики Хакасия не уплачивалась, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от ее уплаты.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Совет депутатов муниципального образования Ширинский район, однако с учетом Положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с него не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Удовлетворить заявление прокурора Республики Хакасия.
Признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 22.05.2009 № 247 "Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения" как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно частям 4, 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья
Е.В.КАСПИРОВИЧ

Судьи
Н.М.ЖУРБА
Л.А.КОЛОСОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.03.2010 по делу № А74-2645/2009
<О признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 22.05.2009 № 247 "Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru