АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2010 г. по делу № А73-2656/2010
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий"
к Отделу государственного пожарного надзора по Индустриальному району г.Хабаровска
о признании частично незаконным предписания № 77/58 от 02.03.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
при участии в судебном заседании:
от предприятия - Г. по дов. <...>;
от Отдела Госпожнадзора - не явились,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" (далее - заявитель, предприятие по содержанию общежитий) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края в порядке статьи 198 АПК РФ с заявлением (жалобой), уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 7, 8 предписания Отдела государственного пожарного надзора по Индустриальному району г.Хабаровска (далее - орган Госпожнадзора) от 02.03.2010 № 77/58.
Доводы заявителя обоснованы несоответствием таких требований органа Госпожнадзора положениям статьи 94 Жилищного кодекса РФ, ППБ 01-03, НПБ 104-03, НПБ 110-03, учитывая, что проверенное здание по адресу: ул.Артемовская, 75 в г.Хабаровске фактически утратило статус общежития и фактически является многоквартирным домом, поэтому предъявленные требования к соблюдению в этом здании указанных в предписании требований пожарной безопасности незаконны.
Орган Госпожнадзора, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя в нем не обеспечил, отзыв на заявление не представил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика по имеющимся материалам.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении заявленного требования.
В ходе судебного разбирательства было установлено следующее.
Из пункта 2.1 Устава МУП города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" от 21.03.2007 следует, что предприятие создано с целью выполнения функций управления общим имуществом по всему комплексу работ, связанных с использованием, содержанием и ремонтом муниципальных общежитий, поддержания их эксплуатационных качеств и иных видов деятельности.
02.03.2010 госинспектором Отдела Госпожнадзора по Индустриальному району г. Хабаровска проведено обследование здания общежития, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Артемовская, 75 на предмет соблюдения правил пожарной безопасности. По итогам проверки руководителю муниципального предприятия по содержанию общежитий выдано предписание от 02.03.2010 № 77/58 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 7, 8 предписания предприятию по содержанию общежитий предписано устранить требования пожарной безопасности в здании общежития и выполнить следующие мероприятия:
по пункту 1. Здание общежития оборудовать автоматической пожарной сигнализацией. Основание - пункт 3 ППБ 01-03 (табл. 2 НПБ 104-03). Срок устранения - до 01.06.2010;
по пункту 2. Здание общежития оборудовать системой оповещения людей на случай возникновения пожара. Основание - пункт 3 ППБ 01-03 (табл. 1 п. 6 НПБ 110-03). Срок устранения - до 01.06.2010;
по пункту 4. Персонал общежития обеспечить индивидуальными спасательными устройствами из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Основание - пункт 129 ППБ 01-03. Срок устранения - до 01.06.2010;
по пункту 7. Общежитие укомплектовать огнетушителями согласно нормам положенности. Основание - пункт 108 ППБ 01-03. Срок устранения - до 01.03.2010;
по пункту 8. Электроосветительные приборы эксплуатируются без защитных плафонов. Основание - пункт 60 ППБ 01-03. Срок устранения - до 01.03.2010.
Не согласившись с этими пунктами предписания, предприятие обратилось в арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования пожарной безопасности к общежитиям установлены НПБ 104-3, НПБ 110-03, а также ППБ 01-03.
Так, требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях установлены "Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС от 20.06.2003 № 323. В соответствии с пунктом 18 таблицы 2 НПБ 104-03 общежития в обязательном порядке оборудуются системой оповещения людей о пожаре.
Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации, установлены в "Нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315. В силу пункта 4 Правил в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. При этом перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении (пункт 14 Правил). Согласно подпункту 6.1. пункта 4 таблицы 1 "Здания" приложения к Правилам указано, что общежития должны оборудоваться автоматической установкой пожарной сигнализации независимо от площади и этажности.
Пунктом 129 ППБ 01-03 предусмотрено обеспечение обслуживающего персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала. Кроме этого, указанные здания высотой 5 и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройства.
Пунктом 60 ППБ 01-03 предусмотрен запрет эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Пунктом 108 ППБ 01-03 предусмотрено, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3. При этом в соответствии с пунктом 4.1.23. Свода правил (огнетушители) СП 9.13130.2009 общественные и промышленные здания и сооружения должны иметь на каждом этаже не менее двух переносных огнетушителей.
Как следует из материалов дела, госинспектором Отдела Госпожнадзора по Индустриальному району г. Хабаровска при проведении проверки было установлено, что в здании общежития по ул. Артемовской, 75 указанные в ППБ 01-03, НПБ 104-3, НПБ 110-03 требования не соблюдаются: пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре отсутствуют; в здании отсутствуют спасательные устройства; общежитие не укомплектовано огнетушителями согласно норм пожаротушения; электроосветительные приборы эксплуатируются без защитных плафонов. В целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности предприятию по содержанию общежитий и было выдано предписание № 77/58 от 02.03.2010.
Однако, частично оспаривая предписание, заявитель ссылается" на то, что здание по ул. Артемовской, д. 75 по закону утратило статус общежития, с 01.06.2007 является многоквартирным домом, в связи с чем требования по соблюдению требований ППБ 01-03, НПБ 104-3, НПБ 110-03, предусмотренные только для общежитий, предъявлены предприятию необоснованно.
Следовательно, в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ Отдел Госпожнадзора по Индустриальному району, доказывая соответствие предписания закону или иному нормативному акту, должен подтвердить, что здание по ул. Артемовской, д. 75 относится специализированному жилищному фонду и имеет статус общежития. Однако в ходе судебного разбирательства ответчик это обстоятельство документально не подтвердил.
Между тем, как установлено судом по материалам дела, здание по ул.Артемовской, д. 75 не является общежитием и не может иметь этот статус, исходя из следующего.
Из статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 имеет номер 42, а не 43.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 43 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, согласно пункту 6 которых к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. При этом пунктом 3 Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Как утверждает заявитель, в здании по ул. Артемовской, д. 75 гражданами приватизировано часть комнат. В этой связи предприятием по обслуживанию общежитий заключен с собственниками жилых помещений договор управления многоквартирным домом от 01.06.2007 № 24/У (л.д. 28-45). Следовательно, здание утратило статус общежития, на момент проверки органом Госпожнадзора таковым не является, а относится жилому многоквартирному дому.
Учитывая, что соблюдение требований пунктов 109, 129 ППБ 01-03 с учетом НПБ 104-3, ППБ 110-03 предусмотрено только для общежитий, а здание по ул. Артемовской, д. 75 таковым не является, предписание от 02.03.2010 № 77/58 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в оспариваемой части пунктов 1, 2, 4, 7 является незаконным.
Вместе с тем суд не может согласиться с доводом заявителя о нарушении его прав пунктом 8 предписания № 77/58 по тому основанию, что в нем содержится срок устранения 01.03.2010, а предписание вынесено 02.03.2010.
Пункт 8 касается устранения установленного нарушения, связанного с эксплуатацией электроосветительных приборов без защитных плафонов, что запрещено пунктом 60 ППБ 01-03 для всех типов зданий и сооружений. Указанный факт заявителем не отрицается.
Указание в предписании срока устранения 01.03.2010 в сравнении с иным сроками (01.06.2010) является опечаткой органа Госпожнадзора, так как проверка выполнения (устранения нарушений требований пожарной безопасности) назначена на июнь 2010. Поэтому в требовании о признании недействительным пункта 8 предписания следует отказать.
На основании частично незаконного предписания на муниципальное предприятие необоснованно возложена обязанность по укомплектованию многоквартирного средствами профилактики пожаротушения, что влечет нарушение и экономических прав предприятия. В этом случае подтверждается наличие и второго условия для признания предписания частично недействительным.
Принимая во внимание изложенное, требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению частично.
Расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. по платежному поручению № 530 от 04.03.2010 в соответствии со статьей 110, 112 АПК РФ подлежат возмещению плательщику за счет ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170 - 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
решил:
Требование Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" удовлетворить частично.
Признать недействительными пункты 1, 2, 4, 7 предписания Отдела государственного пожарного надзора по Индустриальному району г.Хабаровска от 02.03.2010 № 77/58. В требовании о признании пункта 8 предписания отказать.
Взыскать с Отдела государственного пожарного надзора по Индустриальному району г. Хабаровска в пользу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" 2000 руб. судебных расходов.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья
С.Д.МАННИК