Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


ПРОКУРАТУРА МИХАЙЛОВСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 22 марта 2010 г. № 14-н-2010

НА П. 1.5.4, 2.1, 2.4, 2.62 ПРАВИЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЛАГОУСТРОЙСТВА, ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ МО -
МИХАЙЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ РЕШЕНИЕМ
СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МО - МИХАЙЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 29 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА № 8

Прокуратурой района проведена проверка правовых актов органов местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что п. 1.5.4, 2.1, 2.4, 2.62 Правил по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на территории МО - Михайловское городское поселение, утвержденных решением Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области от 29 апреля 2009 года № 8, противоречат действующему законодательству.
Так, согласно п. 1.5.4 Правил "зеленые линии" - границы территории, закрепленной администрацией за предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, с отступом от границ земельного участка, предназначенной для уборки и благоустройства.
В силу п. 2.1 Правил уборка территории проводится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в границах собственных и закрепленных решением администрации за ними земельных участков, а также прилегающих к ним территорий в границах "зеленых линий".
Согласно п. 2.4 Правил уборка проезжей части улиц, переулков, дорог, площадей возлагается на предприятия жилищно-коммунального хозяйства, а территорий, прилегающих к земельным участкам, находящимся в собственности, владении, пользовании предприятий, учреждений, организаций и граждан, - на землепользователей в границах, очерченных "зелеными линиями".
В соответствии с п. 2.62 Правил в границах закрепленной территории ("зеленой линии") выполняются следующие работы:
- уборка мусора и снега;
- борьба с сорняками и скашивание травы;
- озеленение, обрезка деревьев и кустарников.
Указанные пункты противоречат действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Наличие функций по организации благоустройства и озеленения территории поселения не свидетельствует о наличии права у органов местного самоуправления незаконно возлагать на хозяйствующие субъекты обязанность по уборке и благоустройству муниципальной территории, не находящейся в пользовании у предприятий, учреждений, организаций, в случае если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Действующие нормативные правовые акты предусматривают необходимость создания санитарно-защитных зон предприятий, а также их благоустройство.
В силу пункта 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству. Согласно пункту 2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий.
Указанными пунктами Правил устанавливается обязанность осуществлять уборку территории поселения в пределах "зеленых линий".
Федеральным законодательством понятие "зеленые линии" не определено.
Понятия "зеленые линии" и "санитарно-защитная зона" не идентичны.
Понятие "зеленые линии", содержащееся в п. 1.4.1 Правил, не предусматривает дифференцированных критериев определения границ территории с учетом классификации предприятий и требований СанПиН.
Не соотносится понятие "зеленые линии" также и с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Неопределенность термина "зеленые линии" позволяет произвольно определять границы территорий, подлежащих уборке.
Вместе с тем, по смыслу статей 1 (части 1), 19 (частей 1 и 2), 34 и 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как правовом государстве законы и нормативные правовые акты должны содержать четкие и понятные нормы.
Одним из основных требований, предъявляемых к нормативным актам, является их исполнимость.
Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, к коррупционным факторам относятся: выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Факт наличия в нормативном акте положений, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сам по себе нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на указанные субъекты ряд обязанностей.
Как было указано выше, согласно данным Правилам в обязанность предприятий, учреждений, организаций вменяется как регулярная, так и периодическая уборка закрепленных территорий.
Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, строятся исключительно на договорной основе.
Согласно статье 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, указанные нормы Правил нуждаются в пересмотре и подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

Правила по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на территории МО - Михайловское городское поселение, утвержденные решением Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области от 29 апреля 2009 года № 8, привести в соответствие с действующим законодательством.
Настоящий протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение с участием прокурора района.
О результатах рассмотрения протеста надлежит сообщить прокурору района в письменной форме.

Заместитель прокурора района,
советник юстиции
М.С.ЧЕРКАСОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Протест Прокуратуры Михайловского района Рязанской области от 22.03.2010 № 14-н-2010
"На п. 1.5.4, 2.1, 2.4, 2.62 Правил по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на территории МО - Михайловское городское поселение, утвержденных решением Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области от 29 апреля 2009 года № 8"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru