Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ИНФОРМАЦИЯ
от 28 января 2011 г. № 20-2010

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В 2010 ГОДУ

Во исполнение п. 2.5 приказа и.о. прокурора Приморского края № 58 от 01.09.2010 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено обобщение (анализ) состояния законности в сфере охраны окружающей среды и практики прокурорского надзора в прошедшем 2010 году.

В сфере исполнения лесного законодательства

Общая площадь Приморского края 16,5 млн га. Площадь земель лесного фонда края по лесному реестру равна 11968,7 тыс. га, из них покрытых лесной растительностью земель - 11483,2 тыс. га. По целевому назначению леса края распределились следующим образом: защитные леса - 3279,9 тыс. га, эксплуатационные леса - 8675,4 тыс. га, резервные леса отсутствуют.
Соотношение покрытых лесной растительностью земель по хозяйствам: хвойное - 55%, твердолиственное - 28% и мягколиственные - 16%. Ценные лесные насаждения занимают 86% площади земель покрытых лесной растительностью, в состав которых входят хвойные породы: кедр, ель, пихта и лиственница, ценные твердолиственные породы: дуб, ясень, клен, ильм, а также мягколиственные: береза, липа. Фонд лесовосстановления равен 112 тыс. га, из них 6,3 тыс. га от сплошных рубок.
Состояние лесного фонда на протяжении последних нескольких лет является неизменным с ежегодными незначительными колебаниями до 1%. В соответствии со сведениями государственного лесного реестра общий запас древесины на территории Приморского края в 2010 году составлял 1756,8 млн куб.
Количество защитных лесов в настоящее время 28%, что вполне достаточно для обеспечения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществляется постоянный надзор за исполнением законодательства в сфере лесных отношений, выявлению и пресечению правонарушений в сфере заготовки, оборота леса и лесоматериалов.
Реализация исполнения переданных, в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ, полномочий в области лесных отношений в 2010 году в Приморском крае обеспечивалась Управлением лесным хозяйством Приморского края и подведомственными ему 11 лесничествами КГУ "Приморское лесничество".
В целях выполнения хозяйственных работ по охране, защите, воспроизводству лесов распоряжением администрации Приморского края от 08.11.2007 № 788-ра создано казенное предприятие Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение" (далее - КППК "Приморское ЛХО"). В целях обеспечения исполнения охраны лесов от пожаров в Приморском крае, в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 07.06.2007 № 137-па создано КГУ "Приморская база авиационной охраны лесов". Кроме того, в 2010 г. выполнение работ по охране лесов от пожаров и тушению пожаров осуществлялось КППК "Приморское ЛХО" с его районными филиалами, по 11 заключенным государственным контрактам.
Осуществляя полномочия по государственному пожарному надзору в лесах, Управлением лесным хозяйством края проводилась профилактика и предупреждение лесных пожаров посредством применения административных мер по отношению к нарушителям лесного законодательства, выдачи предписаний об устранении нарушений юридическим лицам и предпринимателям.
До начала пожароопасного сезона проверена готовность к пожароопасному сезону 176 лесопользователей. Работниками лесничеств совместно с государственными лесными инспекторами проведено 1897 рейдов по осуществлению государственного лесного контроля и пожарного надзора. Составлено 84 протокола об административном правонарушении - нарушении Правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ). К административной ответственности привлечено 49 лиц, в том числе 29 должностных лиц и 20 юридических.
В 2010 году на территории лесного фонда Приморского края зарегистрировано 262 лесных пожара на площади 13195 га (в 2009 году 579 пожаров на общей площади 95464 га).
На существенное снижение числа лесных пожаров повлияли погодные условия (поздняя весенняя оттепель, а впоследствии ранние осенние снегопады), а также заблаговременно созданная органами лесного хозяйства группировка сил и средств пожаротушения, что позволило в течение суток, с момента выявления очагов ликвидировать 214 лесных пожаров или 82% от их общего зарегистрированного количества.
Федеральным агентством лесного хозяйства в Акте проверки готовности к пожароопасному сезону организаций, осуществляющих тушение лесных пожаров в Приморском крае от 09.04.2010 отмечен сравнительно высокий объем проведенных в Приморском крае профилактических противопожарных мероприятий (в частности, проведены профилактические выжигания на площади 88,4 тыс. га; проведено устройство и уход за дорогами противопожарного значения и минерализованными полосами в объеме 2218 км).
Решается вопрос о финансировании Администрацией края в 2011 году строительства 30 вертолетных площадок и 6 пунктов заправки воздушных судов.
Перехода лесных пожаров на территорию населенных пунктов и объектов экономики не допущено. Пострадавших в результате природных пожаров населенных пунктов в муниципальных образованиях и гибели людей не зарегистрировано.
На мероприятия по охране лесов края от пожаров в 2010 году из средств федерального бюджета выделено 57,5 млн руб. Понимая, что скорость ликвидации лесных пожаров зависит от своевременности их обнаружения, администрация края предусмотрела в бюджете 15 млн руб. на проведение авиапатрулирования.
Денежные средства Управлением лесным хозяйством Приморского края освоены в полном объеме и своевременно.
Вопросы организации тушения и охраны лесов от пожаров находились под постоянным контролем Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, до начала пожароопасного периода проведено межведомственное оперативное совещание с участием всех заинтересованных ведомств, на котором обсуждались наиболее актуальные и проблемные вопросы связанные с подготовкой к пожароопасному периоду. О всех крупных пожарах в целях организации надлежащего контроля информировались районные прокуроры на местах.
Таким образом, приведенные статистические данные свидетельствуют о своевременном и полном принятии мер по тушению лесных пожаров на территории Приморского края, а также высокой готовности к пожароопасному периоду 2010 года.
Контрольно-надзорные мероприятия в порядке осуществления государственного лесного контроля на территории лесничеств осуществлялись на основании Плана, утвержденного начальником Управления лесным хозяйством края. По оперативной отчетности за 2010 год госинспекторами управления лесным хозяйством Приморского края проведено в порядке осуществления государственного лесного контроля 98 проверок (АППГ - 85), в т.ч. 34 (АППГ - 16) внеплановых. Общее количество мероприятий, направленных на обеспечение лицами, использующими леса требований лесного законодательства составляет 375 проверок (АППГ - 452), в том числе 191 (АППГ - 150) рейд по охране лесов от незаконных рубок. В ходе указанных проверок выявлено 529 нарушений требований лесного законодательства (АППГ - 599), в т.ч. незаконная рубка лесных насаждений - 59 случаев (АППГ - 92); нарушение Санитарных правил в лесах - 39 случаев; нарушение правил заготовки древесины - 144 случая, в т.ч. при проведении рубок ухода за лесами - 53 случая; несоблюдение требований законодательства по целевому использованию земель лесного фонда - 25 случаев; иные нарушения - 93 случая и другие.
По фактам нарушений составлено 692 протокола (АППГ - 649), к административной ответственности привлечено 428 лиц (АППГ - 737), на которых наложено административных штрафов в размере 2426,2 тыс. руб. (АППГ - 4673 тыс. руб.), из которых взыскано 1724,2 тыс. руб. или 71% (АППГ - 3312 тыс. руб., то же 71%) (по остальным не взысканным штрафам в настоящий момент не прошел период добровольной оплаты либо постановления обжалуются в судебном порядке).
По результатам проверок лицам, использующим леса, выдано 71 предписание об устранении нарушений, из которых исполнено 62 предписания, не исполнено 9 предписаний, срок исполнения предписаний не наступил. За невыполнение требований предписания 1 лицо привлечено судом к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Направлено по подведомственности 69 материалов о нарушениях, в т.ч. в правоохранительные органы 59 материалов, имеющих признаки преступлений.
Должностные лица филиалов КГУ "Приморское лесничество" с 2010 года наделены правом осуществлять государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах в соответствии с ЛК РФ, а также принятыми нормативными правовыми актами Администрации Приморского края: Порядком деятельности лесничих на территории Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 19.05.2010 № 182-па; Постановлением Администрации Приморского края от 25.06.2007 № 147-па "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Приморского края" (с изменениями и дополнениями); Постановлением Администрации Приморского края от 16.09.2010 № 308-па "О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах на территории Приморского края".
По информации КГУ "Приморское лесничество" его должностными лицами проведено 2,5 тыс. рейдов по охране лесов от незаконных рубок, выявлено 636 случаев незаконных рубок с объемом древесины 60,9 тыс. кбм. В 47% случаев незаконных рубок личности лесонарушителей установлены на месте лесонарушения. Филиалами КГУ "Приморское лесничество" передано в следственные органы 566 материалов о незаконных рубках.
Анализируя деятельность лесничеств на территории Приморского края по выявлению нарушений лесного законодательства за 2010 год в сравнении с 2009 годом можно сделать вывод об усилении работы в данном направлении.
Более того, в соответствии с совместным приказом УВД по краю и Приморсклесхоза от 09.12.2010 № 1509/816 создано 2 стационарных поста и сформированы 22 мобильно-поисковые группы по пресечению фактов незаконной заготовки и транспортировки древесины на зимний период 2010 - 2011 годов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 № 232 "О некоторых полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений", на основании приказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю от 20.04.2010 № 194 "Об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах" должностными лицами Управления Россельхознадзора по краю в период с 27.04.2010 по 12.10.2010 проводились рейдовые мероприятия на территории военных лесничеств. За истекший период 2010 года проведено 4 проверки, из них 3 плановых и 1 внеплановая.
По результатам рейдовых мероприятий должностными лицами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю возбуждено 8 дел об административных правонарушениях, в том числе 4 по ст. 7.9 КоАП РФ, 3 по ст. 8.32 КоАП РФ и 1 по ст. 19.5 КоАП РФ.
В настоящий момент все дела об административных правонарушениях рассмотрены, наложено административных штрафов на общую сумму 64 тыс. рублей, из них взыскано 43 тыс. рублей, также по 2 постановлениям 2 лица привлечено к административной ответственности в виде предупреждения, по протоколам составленными УУМПМ ОВД ЗАТО г. Фокино.
В настоящий момент полномочия по государственному пожарному надзору и государственному лесному контролю и надзору переданы Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", вступившим в действие с 12.10.2010.
В 2010 году Управление Росприроднадзора по Приморскому краю осуществляло контрольно-надзорные функции на основании Плана контрольно-надзорных мероприятий на 2010 год, утвержденных приказом Росприроднадзора РФ от 27.11.2009 № 500. В 2010 году Управлением Росприроднадзора по ПК проведено 10 проверок в сфере государственного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на землях ООПТ федерального значения, в том числе 1 плановая и 9 внеплановых проверок по требованию Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры. Выявлено 2 нарушения действующего законодательства, выдано 1 предписание, возбуждено 1 дело об административных правонарушениях, рассмотрено 1, наложено административных штрафов на сумму 30 тыс. рублей, из них взыскано 30 тыс. рублей.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о лесопользовании, Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2010 году выявлено 76 нарушений действующего законодательства (АППГ - 97), в том числе 12 незаконных правовых актов (АППГ - 12), принесено 4 протеста на нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и приказы Управления лесным хозяйством Приморского края (АППГ - 2), направлено 16 заявлений в суд, в том числе 15 заявлений о взыскании ущерба причиненного лесному фонду на сумму 6315 тыс. рублей и 1 исковое заявление о признании нормативно-правового акта главы Пограничного муниципального района незаконным (АППГ - 11 на сумму 18349 тыс. руб.), из них рассмотрено и удовлетворено 16 исковых заявлений на сумму 6195 тыс. руб., внесено 13 представлений об устранении нарушений действующего законодательства (АППГ - 17), из них рассмотрено и удовлетворено 13, по результатам рассмотрения 12 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (АППГ - 5), объявлено 3 предостережения (АППГ - 3), к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 15 должностных и юридических лиц (АППГ - 15), 5 материалов общенадзорных проверок направлены в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании (АППГ - 3), по результатам рассмотрения которых возбуждено 3 уголовных дела, по 2 оставшимся материалам окончательное процессуальное решение не принято.
В 2010 года Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой организованы и проведены 3 выездные проверки соблюдения лесного законодательства в деятельности ОАО "П", ООО "Д" и ООО "М".
По результатам проведенной проверки ОАО "П" в СО при ОВД по Красноармейскому муниципальному району направлено 2 материала проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам незаконной порубки, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях по ст. 8.25, 8,28 КоАП РФ, в адрес генерального директора ОАО "П" внесено представление, в Красноармейский районный суд направлено 4 исковых заявления о взыскании ущерба причиненному лесному фонду на общую сумму более 5 млн рублей (все рассмотрены и удовлетворены).
По результатам проведенной проверки ООО "Д" в адрес генерального директора ООО "Д" внесено представление, в Дальнереченский городской суд направлено 9 исковых заявлений о взыскании ущерба причиненному лесному фонду на общую сумму более 1 млн рублей (прекращены в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора).
В 2010 года Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлялись нарушения действующего законодательства при проведении лесных аукционов, а именно в нарушение ч. 11 ст. 79 Лесного кодекса РФ к участию в аукционе допускались лица не представившие выписку из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенную копию соответствующей выписки; в нарушение ч. 10 ст. 79 Лесного кодекса РФ не были подтверждены полномочия лица, подававшего заявку, в нарушение ч. 11 ст. 79 Лесного кодекса РФ, документ подтверждающий внесение задатка не заверен печатью банка.
Кроме этого, в нарушение ч. 9 и ч. 12 ст. 79 Лесного кодекса РФ, выявлялся факт необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе, по причине отсутствия подписи работника банка в выписке лицевого счета. Лесопользователь (ООиР "Т") самостоятельно обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании отказа в допуске незаконным. Решением Арбитражного суда Приморского края требования удовлетворены.
По всем указанным фактам нарушения действующего законодательства Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление. Представление рассмотрено, удовлетворено, нарушения устранены.
Кроме этого, за истекший период времени Управлением лесным хозяйством Приморского края допускались нарушения при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.
На незаконные приказы Управления лесным хозяйством Приморского края, которыми утверждены положительные заключения государственной экологической экспертизы проектов освоения лесов ЗАО "А" и ООО "Г" принесены протесты (в настоящее время удовлетворены, незаконные приказы отменены). В адрес генерального директора ЗАО "А" и директора ООО "Г" внесены представления об устранении нарушений законодательства. Также внесено представление в адрес начальника Управления лесным хозяйством Приморского края.
В целях координации работы правоохранительных и контролирующих органов Приморского края прокуратурой проводились координационные и межведомственные совещания по вопросам состояния работы правоохранительных и контролирующих органов края по выявлению и пресечению нарушений законодательства, связанных с незаконной заготовкой, транспортировкой и экспортом лесопродукции, а также соблюдения законодательства о противодействии коррупции в указанной сфере, по вопросу обеспечения пожарной безопасности и борьбы с лесными пожарами на территории Приморского края.
В рамках взаимодействия с территориальными прокуратурами ежемесячно проводится сверка с горрайпрокурорами по возбужденным уголовным делам по незаконным порубкам, результаты сверок обобщаются и направляются в прокуратуру края.
Всего по данным горрайпрокуроров в 2010 году было возбуждено 699 уголовных дел о преступлениях в сфере лесопромышленного комплекса (из них 680 по ст. 260 УК РФ). Число выявленных преступлений по сравнению с 2009 годом практически остается на прежнем уровне (в 2009 г. 676 уголовных дел по ст. 260 УК РФ). В суды направлено 197 уголовных дел (АППГ - 220). Постановлено 170/189 обвинительных приговоров в отношении 192/205 лиц.
По направленным в суд уголовным делам заявлены иски о взыскании суммы ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 123778 тыс. руб./167729 тыс. руб. Судами взыскано 130282 тыс. руб./135449 тыс. руб. (добровольно возмещено в ходе предварительного расследования 1 900 тыс. руб./2899 тыс. руб.).
Учитывая изложенное, полагаю необходимым усиление прокурорского надзора в 2011 году за исполнением действующего законодательства и возложенных полномочий государственными органами в области лесного контроля и надзора, поднадзорных природоохранной прокуратуре, в связи с чем, принимая во внимание число поступивших обращений в сфере соблюдения лесного законодательства, Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой на 2011 год запланированы проверки исполнения Управлением лесным хозяйством края функций в сфере лесопользования и осуществления государственного лесного контроля.

В сфере соблюдения законодательства о рыболовстве
и сохранении водных биологических ресурсов

Рыбодобывающая отрасль является одной из основных в Дальневосточном регионе и в частности в Приморском крае. Длина морского побережья Приморского края составляет 2069 км. Количество рек - 42763 ед., общей протяженностью 111285 км, количество озер - 11 площадью 316 тыс. га (о. Ханка - 78 тыс. га), водохранилища - 18 ед. площадью 3,8 тыс. га.
Общий объем запасов водных биоресурсов в водных объектах Приморского края и прилегающей акватории Японского моря по данным научной рыбохозяйственной организации ФГУП "ТИНРО-Центр" составляют менее 15% от ресурсов Дальневосточного бассейна.
В 2011 году в подзоне Приморье Японского моря увеличен объем общего допустимого улова (далее - ОДУ) на минтай, треску, краб синий и опилио глубоководный красный, креветки гребенчатую и северную, кукумарию. Без изменений - ОДУ на кальмар тихоокеанский, корбикулу, спизулу, анадару, ежей морского серого, черного.
В целом в подзоне Приморье отмечено повышение биомассы камчатского краба и краба-стригуна опилио. Таким образом виден эффект от ранее введенного запрета на вылов шельфовых видов краба и эффективных действий органов охраны морских биоресурсов. Стабилизация состояния популяции краба-стригуна опилио, позволила распределить квоты добычи (вылова) названного вида водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства в подзоне Приморье (южнее мыса Золотой) в соответствии с результатами аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) краба-стригуна опилио в подзоне Приморье, состоявшегося 24.11.2010.
Вместе с этим, каких-либо значительных изменений в динамике численности большинства промысловых беспозвоночных залива Петра Великого не произошло. Оценка биомассы шримса-медвежонка близка к среднемноголетней, что свидетельствует о крайне медленном восстановлении популяции и необходимости продления запрета на промышленную добычу (вылов) данного вида. По-прежнему актуальна проблема незаконного вылова и экспорта шельфовых видов краба в страны АТР. Несмотря на значительное сокращение объемов браконьерских уловов, объем экспортных поставок по данным ФГУП "ТИНРО-Центр" в 2010 году превышает официальный вылов в 2 раза.
Запас основных ресурсообразующих видов рыб в озере Ханка постепенно восстанавливается. Низкие темпы восстановления запасов связаны с браконьерством в течение всего безледного периода.
Суммарный вылов лососей на дальневосточном бассейне в 2010 г. составил 324,6 тыс. т - 96,2% от официального прогноза. Значительная доля продукции из уловов рыб лососевых пород транспортируется через порты Приморского края.
По оперативным данным Приморского территориального управления Росрыболовства (далее - Управление), как и ранее, в подзоне Приморье (южнее мыса Золотой) стабильно высоки показатели освоения валютоемких ресурсов: пользователями освоено до 100% годовой квоты на зарывающихся моллюсков: спизулу, мактру, корбикулу, анадару; серого морского ежа. В сравнении в 2009 годом в среднем на треть лучше освоен минтай, кукумария японская, камбалы дальневосточные, бычки. По-прежнему в недостаточной мере осваиваются глубоководные крабы.
В эстуарно-прибрежном комплексе Приморье освоено до 90% квоты на морскую малоротую корюшку, вместе с этим, менее чем на треть освоены такие объекты как красноперки, кефали, карась и другие.
Особенно плохо выбирается промышленная квота в озере Ханка, что также свидетельствует о депрессивном состоянии основных промысловых популяций озера.
Во втором полугодии 2010 год в подзоне Приморье зафиксировано значительное превышение рекомендованного вылова осьминогов. В связи с чем, Росрыболовством вводился временный запрет на вылов (добычу) осьминога песчаного и осьминога Дофлейна.
На территории Приморского края действуют 34 предприятия аквакультуры (АППГ - 31). В 2010 году отмечен рост объема изъятой товарной продукции - 1565,42 тонны (1491,9), в основном гребешка приморского и ламинарии японской.
По состоянию на 31.12.2010 на основании данных реестра договоров закрепления долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и реестра договоров пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на территории Приморского края зарегистрировано 186 лиц, имеющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов (АППГ - 155). Существенное увеличение связано с упрощением процедуры доступа к получению права на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании договоров пользования водными биоресурсами, а также - с отнесением значительного числа видов водных биоресурсов к неквотируемым объектам промысла.
Так, на 2010 год Управлением заключено 719 договоров пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается (АППГ - 537).
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в приоритетном порядке осуществляется надзор за соблюдением законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Так, по результатам проверки законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов внесено представление в адрес руководителя Управления по фактам допущенных нарушений закона при заключении договоров пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, в целях осуществления промышленного рыболовства кефалей (лобана). При этом на момент заключения договоров и проверки законности кефали (лобан) относились к объектам прибрежного рыболовства. Представление удовлетворено. 4 договора пользования расторгнуты в добровольном порядке.
В 2010 году Управление заключило с ФГУ "П" один договор об искусственном воспроизводстве водных биоресурсов № 01-27/07-В сроком действия с 01.08.2010 по 30.09.2011. В 2009 году Управлением также был заключен один договор об искусственном воспроизводстве водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности оборота продукции из уловов водных биоресурсов добытых (выловленных) в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов рыбоводными заводами края.
В ходе проверки установлено, что деятельность рыбоводных заводов - структурных подразделений ФГУ "П", а также рыбоперерабатывающего предприятия ЗАО "А" осуществляется с нарушениями законодательства о ветеринарии и о качестве и безопасности пищевых продуктов.
Так, установлено, что "Р", "Б" ФГУ "П" были допущены факты реализации кеты потрошеной, а также свыше центнера икры лососевой в отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов, удостоверений качества и безопасности, без маркировки.
Также, в ходе проверки, выявлено ненадлежащее санитарное состояние прибрежной защитной полосы нерестовой реки Рязановка вблизи от забоечного пункта "Р".
По фактам выявленных в ходе проверки нарушений Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой возбуждены 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил) и ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил хранения или реализации продуктов животноводства) в отношении юридических лиц ФГУ "П" и ЗАО "А", а также должностных лиц, в том числе - завлабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы филиала КГУ "П". Дела направлены на рассмотрение в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю по подведомственности.
Кроме того, по результатам проверки природоохранной прокуратурой внесено представление начальнику ФГУ "П" об устранении нарушений законодательства об обороте продукции, изготовленной из водных биоресурсов.
Рассмотрение актов прокурорского реагирования находится на контроле в природоохранной прокуратуре.
В течение 2010 г. Управлением оформлено 908 разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов (АППГ - 684): 600 (354) - для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, во внутренних водах, территориальном море Российской Федерации, 216 (263) - для осуществления прибрежного рыболовства, 34 (9) - для организации спортивного и любительского рыболовства, 6 (4) - для осуществления рыболовства в целях рыбоводства и акклиматизации водных биоресурсов, 48 (54) - для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, 4 (0) - в учебных и культурно-просветительских целях; внесено 2191 изменение в указанные разрешения.
Существенное увеличение количества выданных разрешений связано с развитием добычи (вылова) водных биоресурсов, объемы допустимого улова на которые не устанавливаются.
В 2010 году Управлением приостановлено 122 (134) разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и аннулировано 15 (14) разрешений по заявлениям пользователей.
Отделом международного сотрудничества и рыбопромыслового флота Управления в анализируемый период для целей промышленного рыболовства иностранным пользователям выдано 328 (302) разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, российским пользователям на открытые воды Южной части Тихого океана разрешений не выдавалось (3), в научно исследовательских целях в открытых водах Северо-Западной части Тихого океана выдано 2 разрешения (0).
Иностранным пользователям аннулировано 15 разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов (0).
В ходе систематически проводимых природоохранной прокуратурой проверок были выявлены многочисленные нарушения в деятельности Приморского территориального управления Росрыболовства.
Так, Управлением были выданы разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании заявлений, в которых отсутствовали реквизиты договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Внесенное по данному факту прокурором представление рассмотрено и удовлетворено.
Управлением допущен факт выдачи разрешения № 27-2010-П от 25.02.2010, в котором указан район добычи (вылова) водных биоресурсов, где не допускается осуществлять прибрежное рыболовство. Протест прокурора на указанный правовой акт удовлетворен. Внесено изменение в разрешение.
В пяти разрешениях был неверно определен район добычи (вылова) водных биоресурсов. На указанные правовые акты природоохранным прокурором внесены протесты. Протесты удовлетворены. Внесены изменения в разрешения.
Проверкой выявлено разрешение № 42-2010-В, удостоверяющее право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в целях осуществления прибрежного рыболовства, на основании договора, заключенного в целях осуществления промышленного рыболовства.
Протест удовлетворен, в разрешение внесено изменение.
Разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 243-2010-НО от 06.07.2010, выданном Приморским территориальным управлением Росрыболовства, удостоверяется право на изъятие из среды обитания 10 тонн корюшки малоротой японской в отсутствие правового основания - решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.
На указанное разрешение и.о. природоохранного прокурора принесен протест. Протест удовлетворен, разрешение аннулировано.


атмосферного воздуха

По данным Приморского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2010 г., а также в 2009 году случаев экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха не наблюдалось, чрезвычайных происшествий связанных с загрязнением атмосферного воздуха на территории края в анализируемый период не выявлялось.
На территории Приморского края федеральный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляет Управление по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов "48 плановых и 17 внеплановых" пропущено слово "проверок".

Так по информации, представленной указанным управлением, проведено 48 плановых и 17 внеплановых (в 2009 году 23 плановых и 6 внеплановых).
По контролю в области охраны атмосферного воздуха наиболее часто встречались нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий), ст. 8.21 ч. 2 КоАП РФ (нарушение условий специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу), ст. 8.21 ч. 3 КоАП РФ (нарушение правил охраны атмосферного воздуха).
В 2010 году количество устраненных нарушений по отношению к выявленным по контролю в области охраны атмосферного воздуха - 22/25, что составляет 88%. В 2009 году количество устраненных нарушений по отношению к выявленным по контролю в области охраны атмосферного воздуха - 56/59, что составляет 95%.
За 2010 год было выдано 46 предписаний об устранении нарушений, исполнено - 18. 17 предписаний не выполнены в установленный срок. По данным фактам составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которые переданы мировому судье на рассмотрение. По 50 предписаниям срок исполнения не истек.
За аналогичный период 2009 года было выдано 43 предписания об устранении нарушений, из них исполнено 18. 6 предписаний не выполнены в установленный срок. По данным фактам составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которые переданы мировому судье на рассмотрение. По 65 предписаниям срок исполнения не истек.
За текущий 2010 год рассмотрено 24 дела об административном правонарушении. Привлечено к административной ответственности 16 лиц.
За 2009 год рассмотрено 59 административных дел. Привлечено к административной ответственности 43 лица.
Наложено административных штрафов на сумму 635 тыс. рублей, взыскано - 561 тыс. рублей.
По факту неуплаты административного штрафа составлено 3 протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
За 2009 год наложено штрафов - 1349 тыс. рублей, взыскано - 1232 тыс. рублей.
По информации, предоставленной Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в пределах, предоставленных законом полномочий данным управлением, в 2010 году выдано 135 разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в рамках осуществления государственного надзора (контроля) в 2010 г. при проведении плановых и внеплановых мероприятий по надзору выявлено 45 нарушений, тогда как в 2009 г. - 43. Вынесено постановлений о назначении административных наказаний в 2010 г. - 21 (2009 - 16) на общую сумму штрафов в 2010 г. - 159700 руб. (в 2009 г. - 77500 руб.). Обязательных для исполнения предписаний выдано в 2010 г. - 38 (33), фактически исполнено требований по предписаниям в 2010 г. - 6 (10). В суды передано дел по ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение обязательных предписаний в 2010 г. - 14 (23). В 2010 году в суды передано дел на приостановку деятельности - 9(4), судами принято решений о приостановлении деятельности - 3 (2). Один материал направлен для разрешения в органы прокуратуры.
Основными нарушениями в указанной сфере, по мнению органов санэпиднадзора, были и остаются: отсутствие организации производственного контроля качества атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия; отсутствуют проекты санитарно-защитной зоны для предприятий 1 - 3 класса санитарной классификации, проекты предельно допустимых выбросов предприятий.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления прокурорского надзора по данному направлению в течение 2010 года внесено 11 представлений (2009 г. - 17) в адрес руководителей предприятий и организаций различных форм собственности, все представления удовлетворены; заявлено 1 исковое заявление (в 2009 г. - 17), которое удовлетворено, вынесено 3 (2) постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которые удовлетворены (общая сумма штрафных санкций составляет 74 тыс. руб., АППГ - 70 тыс.руб.), все штрафы оплачены.
Одно из самых распространенных нарушений среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, является отсутствие на предприятии лабораторного (инструментального) контроля, как на стационарных, так и на передвижных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ежегодные отчеты по форме 2-ТП (воздух), предоставляемые хозяйствующими субъектами в Управление, в которых отражаются состав загрязняющих веществ, объемы их выбросов в атмосферу, составляются расчетным методом, что не отражает фактическую ситуацию с выбросами на промплощадках предприятия, в ее санитарно-защитной зоне. Также возросло количество выявляемых нарушений, связанных с отсутствием у предприятия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Так по результатам прокурорской проверки по обращению жителей улицы Верещагина в г. Владивостоке установлено, что ИП О. эксплуатирует баню, расположенную по <...>. На котельную указанной бани (как на источник выброса вредных веществ в атмосферный воздух) у ИП О. отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем отсутствует какой-либо контроль в указанной области за данным источником выбросов. По результатам рассмотрения обращения в Советский районный суд г. Владивостока направлено исковое заявление о признании деятельности ИП О. по эксплуатации котельной бани без разрешительных документов незаконной, и приостановке эксплуатации указанной котельной до получения соответствующего разрешения. Данные исковые требования судом удовлетворены в полном объеме.
Также по результатам проверки природоохранной прокуратуры в августе 2010 года установлены многочисленные нарушения в деятельности ОАО "Д" филиала "П". Так, указанный филиал осуществлял свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в ходе деятельности образовывались сверхнормативные выбросы, что подтвердилось в ходе проверки статистическими сведениями, предоставленными отдельными должностными лицами указанного филиала, также установлено что деятельность котлоагрегата ст. № 9 Владивостокской ТЭЦ-2 осуществлялась с превышением выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Допущенные нарушения стали возможны по причине лояльного отношения руководства к деятельности филиала и отдельных его сотрудников, вследствие чего прокурорской проверкой были установлены вышеперечисленные нарушения закона. По всем данным нарушениям в адрес руководителя прокурором внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, в отношении 5 должностных лиц приняты меры дисциплинарного характера.
На основании изложенного, в целом работу контролирующих органов на территории Приморского края по направлению соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха можно признать удовлетворительной, вместе с этим, необходимо проведение проверок в указанном направлении, поскольку результаты анализа состояния законности за данный период указывают на тенденцию роста числа нарушений, выявляемых контролирующими органами, что позволяет сделать вывод об ухудшении общего состояния атмосферного воздуха в Приморском крае.

Обобщение деятельности правоохранительных органов по расследованию экологических преступлений (за исключением ст. ст. 253, 256, 260 УК Российской Федерации) показало, что исходя из сведений, представленных горрайпрокурорами, на территории Приморского края в 2010 году зарегистрировано 189 сообщений о преступлениях, предусмотренных гл. 26 УК Российской Федерации (за исключением ст. ст. 253, 256, 260 УК Российской Федерации), АППГ - 352, что на 53,69% меньше показателей прошлого года.
По поступившим в 2010 г. сообщениям возбуждено 48 уголовных дел экологической направленности (АППГ - 72), что составляет 25,3% (20,4%) от общего количества поступивших сообщений. То есть количество возбужденных уголовных дел в сравнении с АППГ уменьшилось практически в 2 раза, вместе с тем, в процентном отношении к поступившим сообщениям о преступлениях, количество возбужденных в 2010 году уголовных дел указанной категории незначительно увеличилось.
Из общего числа возбужденных в 2010 году уголовных дел указанной категории, по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ (незаконная охота) возбуждено 42 дела, по ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений) возбуждено 5 дел, по ст. 262 УК РФ (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) - 1 уголовное дело.
Из общего числа возбужденных в 2009 году, 50 уголовных дел возбуждено по ст. 261 УК РФ, 21 уголовное дело возбуждено по ст. 258 УК РФ, 1 уголовное дело - по ст. 251 УК РФ.
Таким образом, анализируя вышеуказанные данные можно прийти к выводу, что причина снижения в 2010 году количества возбужденных уголовных дел указанной категории связана с существенным снижением числа зафиксированных фактов лесных пожаров, что свидетельствует о надлежащей профилактической работе контролирующих органов ПК в указанной сфере деятельности.
Относительно общего количества возбужденных уголовных дел в 10 раз уменьшился показатель по возбужденным уголовным делам по ст. 261 УК (с 50 в 2009 году до 5 в 2010 году) и в 2 раза возросло количество возбужденных дел по ст. 258 УК РФ (с 21 до 42).
Также на фоне общего объективного снижения показателей по возбужденным уголовным делам в 3,25 раза уменьшилось количество приостановленных дел (по отношению к возбужденным уголовным делам) - с 38 в 2009 г. до 25 в 2010 г. (с учетом повторных). Основанием для приостановления уголовных дел является неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК Российской Федерации).
Данная ситуация свидетельствует о недостаточной работе правоохранительных органов Приморского края, направленной на расследование и раскрытие преступлений экологической направленности в частности по преступлениям, возбужденным по ст. ст. 261, 258 УК Российской Федерации. Так на фоне 42 возбужденных по ст. 258 УК РФ уголовных дел в 2010 году, приостановлено в этом же году 18 уголовных дел.
Вместе с тем в 2010 г. 22 постановления о приостановлении производства по уголовным делам указанной категории было отменено (АППГ - 14).
В 2010 г. в судах ПК рассмотрено 21 уголовное дело исследуемой категории (все по ст. 258 УК Российской Федерации), что на 6 уголовных дел больше чем в АППГ - 15 (11 по ст. 258 УК РФ и 4 по ст. 261 УК РФ). Соответственно в суд направлено 43,75% (20%) от общего количества возбужденных уголовных дел, что говорит об улучшении данного показателя в 2010 году.
На фоне общего уменьшения количества поступивших сообщений закономерным является и значительное снижение показателей по возбужденным уголовным делам, однако стоит отметить, что показатель по количеству возбужденных по сообщениям контролирующих органов по ст. 258 УК Российской Федерации дел возрос, что вызвано, в том числе, повышенной требовательностью Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры к управлению охотничьего надзора Приморского края на данном направлении работы.
Процентное уменьшение количества приостановленных дел по отношению к возбужденным также свидетельствует о более тщательном надзоре со стороны горрайпрокуроров на стадии досудебного производства.
В целом по Приморскому краю складывается отрицательная ситуация по расследованию уголовных дел, возбужденных по ст. 261 УК Российской Федерации. Так из 5 уголовных дел, возбужденных по данному основанию, в 2010 г. до суда не дошло ни одного. Схожая ситуация наблюдается и в 2009 г.
Указанное обстоятельство свидетельствует о недостаточной организации оперативно-следственных мероприятий на досудебной стадии уголовного процесса. Основной проблемой является несвоевременное установление очагов возгорания и лиц, причастных к ним.
Учитывая специфику данной категории дел, прокурорами (Ханкайского района) направлено лишь 1 представление (удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности) об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства в 2010 г., тогда как в АППГ их направлено 2 (1 удовлетворено).
Стоит обратить внимание и на то, что наряду с основной проблемой при раскрытии преступлений исследуемой категории, такой как невозможность установления субъекта преступления, существует еще одна специфическая проблема, возникающая при расследовании преступлений, возбужденных по ст. 258 УК Российской Федерации.
А именно, в частности при расследовании уголовных дел, возбужденных по факту отстрела какого-либо животного, занесенного в Красную книгу РФ (например Дальневосточный леопард и Амурский тигр), возникает проблема фиксации доказательств, т.к. отсутствует методика расследования указанных дел, серьезные проблемы возникают при идентификации смывов с пятен крови на месте незаконного отстрела, на одежде и вещах виновных лиц. Также отсутствуют специализированные государственные экспертные организации, в штат которых входят специалисты, способные дать заключение о причине гибели животного (насильственная ли смерть и по какой причине произошла).
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о недостаточной эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению преступлений экологической направленности. Однако несомненно улучшилась работа по направлению расследования преступлений, возбужденных по ст. 258 УК (незаконная охота). Кроме того, природоохранной прокуратурой во исполнение п. 9 плана работы Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры на 1-ое полугодие 2011 года запланировано разработать совместно со специалистами управления Росприроднадзора по ПК, специнспекции "Тигр" и Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира ПК - методики расследования преступлений, связанных с незаконной охотой на объекты животного мира, занесенные в Красную книгу РФ.
В остальном же работа правоохранительных органов ПК на анализируемом направлении требует более детального контроля со стороны горрайпрокуроров, особенно в части проведения доследственных проверок по фактам лесных пожаров.
Результаты настоящего анализа подтверждаются полученными сведениями от краевых общественных экологических организаций, с которыми природоохранной прокуратурой установлено взаимодействие во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 34 от 04.03.2008 (Всемирный фонд дикой природы, фонд "Феникс", БРОК и др.).
По мнению правозащитников экологическая ситуация в Приморье является неблагополучной, особенно в южно-приморской зоне, где расположены такие крупные города, как Владивосток, Уссурийск, Находка, Партизанск и Большой Камень. Здесь же - Амурский и Уссурийский заливы и залив Петра Великого, к которым примыкают южные территории края. Этот сектор один из наиболее загрязненных в Приморье. Загрязнения носят в основном техногенный характер.
Серьезные замечания имеются к деятельности управления лесным хозяйством Приморского края и казенного предприятия "Приморское лесохозяйственное объединение", постоянно высока негативная оценка в части охраны амурского тигра, дальневосточного леопарда и среды их обитания.
Поступающие обращения и предложения незамедлительно учитывались в ходе осуществления надзорных мероприятий.
16.02.2010 при Приморском межрайонном природоохранном прокуроре проведено заседание общественного экологического совета по проблемам нелегальных заготовок леса. На заседании присутствовали представители Всемирного фонда дикой природы, фонда "Феникс", Приморского краевого общества защиты животных, а также были приглашены представители управления лесным хозяйством края. В процессе обмена мнениями были выработаны предложения по совершенствованию надзора за исполнением лесного законодательства, полученная информация использована при проведении плановой проверки в феврале - марте 2010 г.
Всего в 2010 году природоохранной прокуратурой рассмотрено 14 обращений общественных организаций, по результатам рассмотрения которых внесено 2 представления и объявлено 2 предостережения.
К указанной выше информации следуют добавить, что в январе текущего года в результате проведенной природоохранной прокуратурой проверки по обращению члена правления Общественного движения "За развивающуюся Находку" Г. была предотвращена попытка строительства Приморского нефтеперерабатывающего завода в районе мыса Елизарова в отсутствие положительного заключения государственного экологической экспертизы. 09.02.2010 генеральному директору ООО "Р" К. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
В части работы по правовому просвещению работники природоохранной прокуратуры провели 15 мероприятий:
- природоохранным прокурором прочитана лекция для курсантов ФГОУ СПО "Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж" по теме "Привлечение к ответственности за экологические правонарушения",
- направлено 14 информаций с разъяснениями требований действующего законодательства в различные учреждения и организации,
- дано 28 публикаций методического содержания в правовой системе "Консультант" в электронной интернет-версии,
- проведено 8 семинаров с сотрудниками исполнительных органов государственной власти (отдел дознания, следственное управление УВД по краю, отдел дознания Пограничного управления ФСБ России, управление лесным хозяйством края, Приморское территориальное управление Росрыболовства, управление охотнадзора Приморского края).

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Информация Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.01.2011 № 20-2010
"О состоянии законности в сфере охраны окружающей среды в 2010 году"

В сфере исполнения лесного законодательства
В сфере соблюдения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов
В сфере контроля и охраны объектов животного мира
В сфере контроля и охраны особо охраняемых природных территорий
В сфере исполнения законодательства о недрах
В сфере соблюдения законодательства об экологической безопасности граждан
В сфере соблюдения водного законодательства
В сфере соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru