ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 29 апреля 2010 г. № 7-5-47-2010
НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.05.2006 № 355-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ
"ВЕТЕРАН ТРУДА" В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 01.04.2010 № 165-ПП)
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия федеральному законодательству постановления
Правительства Пензенской области от 01.04.2010 № 165-пП "О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП (с последующими изменениями)".
Названным постановлением
внесены изменения в отдельные пункты Положения
о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП (с последующими изменениями), далее по тексту - Положение. Положение
дополнено пунктом 8.1
, устанавливающим основания для отказа в присвоении звания "Ветеран труда".
Проверкой установлено, что отдельные нормы указанного Положения
противоречат Конституции Российской Федерации и содержат коррупциогенные факторы, а их применение может привести к нарушению прав и свобод отдельных категорий граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда".
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 3 подпункта 2.2. пункта 2, а не абзац 5.
Так, абзацем 5 подпункта 2.2. пункта 2
Положения, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП (в редакции постановления
Правительства Пензенской области от 01.04.2010 № 165-пП), предусмотрено, что знаки отличия в труде, указанные в абзацах первом
и втором подпункта 2.2
. настоящего Положения, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", если награждение ими осуществлено в период до 15 апреля 2010 года.
В проекте постановления данный период был обозначен иначе - "до вступления в силу настоящего постановления".
Согласно пункту 1
Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП (с последующими изменениями), далее - Порядок, нормативные правовые акты Правительства Пензенской области (далее именуются - акты Правительства), исполнительных органов государственной власти Пензенской области (министерств, департаментов, управлений, комитетов, отделов и иных органов, образуемых в соответствии с законодательством Пензенской области) (далее именуются - акты исполнительных органов) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В силу пункта 2
Порядка официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда".
В соответствии с пунктом 4
Порядка акты Правительства и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Установлено, что постановление
Правительства Пензенской области от 01.04.2010 № 165-пП было опубликовано в газете "Пензенские губернские ведомости" 10.04.2010 (№ 30). На основании вышеуказанных норм оно вступило в силу 21 апреля 2010 года.
Таким образом, абзацем 3 подпункта 2.2. пункта 2
Положения право граждан, которые могли быть награждены в период с 15.04.2010 до 21.04.2010 знаками отличия в труде, указанными в абзацах 1
и 2 подпункта 2.2
Положения, на присвоение звания "Ветеран труда" безосновательно ограничено по сравнению с иными категориями граждан, претендующими на присвоение этого звания.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ни Федеральный закон "О ветеранах", ни иные федеральные законы не предусматривают возможности ограничения прав граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", в зависимости от времени получения ими наград или знаков отличия в труде.
Таким образом, абзац 3 подпункта 2.2 пункта 2
Положения противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку необоснованно устанавливает неравные условия реализации гражданами права на присвоение звания "Ветеран труда" и препятствует тем самым получению предусмотренных законом мер социальной поддержки, установленных для ветеранов.
Пунктом 2.2
. постановления Правительства Пензенской области от 01.04.2010 № 165-пП Положение
дополнено пунктом 8.1
, согласно которому в присвоении звания "Ветеран труда" в Пензенской области может быть отказано в случае отсутствия у гражданина одного из оснований, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", указанных в пункте 1
настоящего Положения.
В данном пункте
Положения содержится коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, выражающиеся в определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти (их должностными лицами) действий в отношении граждан (подпункт "б" пункта 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).
На наличие указанного коррупциогенного фактора в проекте постановления Правительства Пензенской области "О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП" указывалось в письме прокуратуры области от 12.03.2010 № 22-09-2010, адресованном Вице-губернатору - руководителю аппарата Правительства Пензенской области Сатину В.А. Однако постановление
принято без учета замечаний прокуратуры области.
Кроме того, ссылка в пункте 8.1
. Положения на основания, необходимые для присвоения звания "Ветеран труда", указанные в пункте 1
Положения, также содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий необоснованно широкие пределы усмотрения, выражающиеся в широте дискреционных полномочий - неопределенности условий или оснований принятия решения (подпункт "б" пункта 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).
В соответствии с пунктом 1
Положения звание "Ветеран труда" в Пензенской области присваивается в соответствии с настоящим Положением
гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области и:
1.1. награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
1.2. награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
1.3. начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин.
Редакция пункта 8.1
Положения (в редакции постановления
Правительства Пензенской области от 01.04.2010 № 165-пП) позволяет принимать различные решения в аналогичных ситуациях. Например, лицам, имеющим необходимый трудовой стаж, и имеющим ордена или медали, удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, но не награжденным ведомственными знаками отличия в труде, может быть как отказано присвоении звания "Ветеран труда", так и присвоено данное звание.
Способом устранения указанных коррупциогенных факторов является внесение изменений в постановление
Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП (с последующими изменениями), путем замены формулировки пункта 8.1
. Положения "может быть отказано" на "отказывается", а также дифференциации оснований отказа по категориям лиц, перечисленных в подпунктах 1.1
, 1.2
, 1.3
Положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
Абзац 2 подпункта 2.2 пункта 2
, пункт 8.1
Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП (в редакции постановления
Правительства Пензенской области от 01.04.2010 № 165-пП), привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ