Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Орловская область


ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2010 г. по делу № 33-1257

Докладчик: Старцева С.А.
Федеральный судья: Макарова О.В.

20 августа 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Старцевой С.А.
судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н.
с участием прокурора Териной Н.Н.
при секретаре Н.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Б. на решение Советского районного суда города Орла от 13 июля 2010 г., которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Б. об оспаривании постановления администрации г. Орла отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г. Орла № 839 от 19.03.2010 г.
В обоснование требований указывал, что указанное постановление администрации г. Орла противоречит ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г., в результате чего он, являясь инвалидом и проживая в приватизированной квартире, не может пользоваться правом на 50% скидку по оплате жилищных услуг наряду с инвалидами, проживающими в государственном и муниципальном жилищном фонде.
По указанным основаниям просил суд признать недействующим полностью со дня принятия постановление администрации г. Орла № 839 от 19.03.2010 г. как противоречащее Федеральному закону № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлению Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В кассационной жалобе Б. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Полагает, суд не определил, является ли мера социальной поддержки инвалидов, проживающих в домах относящихся к частному жилищному фонду в виде 50% скидки по оплате жилого помещения дополнительной или она уже была предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Ссылается также на то, что предусмотренные оспариваемым постановлением меры социальной поддержки противоречат порядку предоставления льгот, установленному п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Б., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя администрации г. Орла Т., заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей решение суда оставить без изменений, а жалобу Б. - без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.
Граждане же из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, не имеют права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В то же время, в соответствии с п. 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901, дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Как видно из материалов дела, Б. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой <...>.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность от <...>, копии лицевого счета <...> Б. проживает в приватизированной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу <...>.
08.02.2010 г. Орловским городским Советом народных депутатов принято решение № 58/957-ГС "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде г. Орла".
В силу п. 1 - 2 указанного решения за счет средств бюджета города Орла установлена дополнительная мера социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированным по месту жительства в частном жилищном фонде г. Орла и не получающим мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение в соответствии с действующим законодательством, в виде компенсации 50 процентов платы за жилое помещение. Предоставление дополнительной меры социальной поддержки, указанной в пункте 1 настоящего решения, осуществляется в порядке, установленном администрацией города Орла.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов № 58/958-ГС "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрена за счет средств бюджета города Орла дополнительная мера социальной поддержки в виде компенсации платы за содержание лифтового хозяйства и уборку лифта инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также проживающим в жилых помещениях многоквартирных домов, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом.
Во исполнение указанных выше решений Орловского городского Совета народных депутатов принято Постановление администрации г. Орла № 839 от 19.03.2010 г. "Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде г. Орла и порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в г. Орле", которое опубликовано в газете "Город Орел", № 10 от 19.03.2010 г. (л.д. 13 - 15).
Указанным постановлением предусмотрено, что настоящий Порядок распространяется на лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения в соответствии с решением Орловского городского Совета народных депутатов от 08.02.2010 № 58/957-ГС "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде города Орла" (п. 1.1).
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения осуществляется в виде ежемесячной денежной компенсации фактически произведенных расходов граждан в размере, эквивалентном установленному проценту уменьшения размера платежа за жилое помещение (п. 1.2).
Ежемесячная денежная компенсация 50 процентов платы за жилое помещение назначается:
а) инвалидам, проживающим в частном жилищном фонде города Орла;
б) семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде города Орла (п. 1.3).
Ежемесячная денежная компенсация предоставляется указанным в настоящем Порядке категориям граждан при условии, что эти лица не имеют права на получение аналогичных мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Орловской области (п. 1.4).
Проверяя доводы заявителя, судом первой инстанции бесспорно установлено, что принятие оспариваемого постановления относится к компетенции администрации города Орла, издано полномочным органом, подписано полномочным должностным лицом и официально опубликовано, что не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемым постановлением установлены дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и порядок их предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые проживают в частном жилищном фонде города Орла и не имеют права на получение аналогичных мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Орловской области, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что предоставление указанным категориям граждан вышеприведенных мер социальной поддержки администрацией города Орла повышает уровень их социальной защищенности, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающее права заявителя как инвалида, проживающего в частном жилищном фонде, на социальное обеспечение. Поэтому обоснованно отказал в удовлетворении требований Б.
Ввиду изложенного, несостоятельными являются доводы кассатора о том, что суд не определил, является ли мера социальной поддержки инвалидов, установленная оспариваемым постановлением, дополнительной мерой, поэтому не может повлечь отмену решения суда.
Не может коллегия согласиться и с доводом кассатора, как основанным на неправильном толковании норм материального права, о противоречии предусмотренных оспариваемым постановлением мер социальной поддержки порядку предоставления льгот, установленному п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г., поскольку в соответствии с Законом Орловской области от 29.08.2009 г. № 955-ОЗ "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Орловской области в денежной форме" определено, что гражданам, проживающим в Орловской области, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством РФ и законодательством Орловской области, предоставляются с 01.01.2010 г. в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Орла от 13 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.

Председательствующий:
судья

Судьи:




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Орловского областного суда от 20.08.2010 по делу № 33-1257
<Об оставлении без изменения решения Советского районного суда г. Орла от 13.07.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации г. Орла от 19.03.2010 № 839 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде города Орла, и Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в городе Орле">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru