ВОРОНЕЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2010 г. № 303-III
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ВОРОНЕЖСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
(в ред. решения
Воронежской городской Думы
от 30.03.2011 № 379-III)
Руководствуясь Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом
Воронежской области от 12.05.2009 № 43-ОЗ "О профилактике коррупции в Воронежской области", в целях обеспечения проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Воронежской городской Думы Воронежская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Воронежской городской Думы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением решения возложить на руководителя аппарата Воронежской городской Думы Котенко Н.В.
Председатель Воронежской городской Думы
А.Н.ШИПУЛИН
Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 15.12.2010 № 303-III
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
(в ред. решения
Воронежской городской Думы
от 30.03.2011 № 379-III)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Воронежской городской Думы и проектов нормативных правовых актов Воронежской городской Думы.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях предупреждения принятия Воронежской городской Думой нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, и устранения коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах.
1.3. Задачей антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов, подготовка предложений, направленных на устранение таких факторов.
1.4. Понятия, используемые в настоящем Положении:
Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - деятельность, направленная на выявление в тексте нормативного правового акта и проекта нормативного правового акта коррупциогенных факторов для их последующего устранения;
- коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
1.5. Нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов подвергаются антикоррупционной экспертизе согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, и в соответствии с настоящим Положением.
1.6. Сроки проведения антикоррупционной экспертизы:
нормативных правовых актов - в течение 10 рабочих дней со дня получения поручения председателя Воронежской городской Думы или заместителей председателя Воронежской городской Думы либо в срок, указанный в поручении;
проектов нормативных правовых актов - в течение 5 рабочих дней со времени поступления проекта - срока, установленного Регламентом
Воронежской городской Думы для проведения предварительной юридической экспертизы проекта нормативного правового акта правовым управлением Воронежской городской Думы.
2. Коррупциогенные факторы
2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, являются:
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
(пп. 4 в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
6) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
7) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
8) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
(пп. 8 введен решением
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, являются:
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
(пп. 1 в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
(в ред. решения
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится правовым управлением Воронежской городской Думы по поручению председателя Воронежской городской Думы или заместителей председателя Воронежской городской Думы.
3.2. По результатам антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов составляется письменное заключение, в котором отражаются следующие сведения:
- основание для проведения антикоррупционной экспертизы;
- реквизиты нормативного правового акта (наименование, дата, регистрационный номер);
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих пунктов (подпунктов) нормативного правового акта, в которых эти факторы выявлены;
- предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы не выявлены, правовым управлением Воронежской городской Думы готовится заключение, в котором делается отметка об отсутствии коррупциогенных факторов.
(абзац введен решением
Воронежской городской Думы от 30.03.2011 № 379-III)
3.3. Заключение подписывается руководителем правового управления Воронежской городской Думы либо заместителем руководителя правового управления и передается лицу, по поручению которого была проведена антикоррупционная экспертиза, для принятия решения.
3.4. Заключение с резолюцией лица, по поручению которого была проведена антикоррупционная экспертиза, направляется в профильную комиссию Воронежской городской Думы, которая назначается ответственной за подготовку проекта нормативного правового акта, предусматривающего устранение выявленных коррупциогенных факторов.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов
4.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, поступивших в Воронежскую городскую Думу, осуществляется правовым управлением Воронежской городской Думы при проведении предварительной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов.
4.2. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов правовым управлением Воронежской городской Думы в заключении по результатам проведения юридической экспертизы проекта такого нормативного правового акта указываются пункты (подпункты) проекта нормативного правового акта, в которых выявлены коррупциогенные факторы, и их признаки. Порядок дальнейшего прохождения в Воронежской городской Думе нормативного правового акта, в котором в ходе проведения антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы, устанавливается Регламентом
Воронежской городской Думы.
4.3. К проекту нормативного правового акта, в котором коррупциогенные факторы не выявлены, либо выявленные ранее факторы устранены субъектом правотворческой инициативы, правовым управлением Воронежской городской Думы готовится заключение, в котором делается отметка об отсутствии коррупциогенных факторов. Такие нормативные правовые акты подлежат дальнейшему рассмотрению в Воронежской городской Думе в порядке, установленном Регламентом
Воронежской городской Думы.
Руководитель аппарата
Воронежской городской Думы
Н.В.КОТЕНКО