ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2009 г. № 63/366-4
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О НЕСНЯТОЙ
И НЕПОГАШЕННОЙ СУДИМОСТИ У КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрев рекомендации "О порядке проведения проверки сведений о неснятой и непогашенной судимости у кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования и об организации взаимодействия муниципальных избирательных комиссий с органами местного самоуправления", предложенные председателем ТИК Ивановского района А.В.Кучеренко, избирательная комиссия Амурской области постановляет:
1. Одобрить рекомендации "О порядке
проведения проверки сведений о неснятой и непогашенной судимости у кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования и об организации взаимодействия муниципальных избирательных комиссий с органами местного самоуправления".
2. Направить настоящие рекомендации в территориальные избирательные комиссии области.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте избирательной комиссии Амурской области.
Председатель
избирательной комиссии
Амурской области
А.И.КУЦОНОЖКО
Секретарь
избирательной комиссии
Амурской области
В.Д.ЛЕБЕДЕВ
Одобрен
постановлением
избирательной комиссии
Амурской области
от 22 января 2009 г. № 63/366-4
ПОРЯДОК
ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О НЕСНЯТОЙ И НЕПОГАШЕННОЙ СУДИМОСТИ
У КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с пунктом 3(2) статьи 4
Избирательного кодекса Амурской области не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. В соответствии с пунктом 2(1) статьи 33
Избирательного кодекса в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33
Избирательного кодекса Амурской области, указываются сведения о судимости кандидата.
Учитывая, что основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2(1) статьи 33
Избирательного кодекса, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений о наличие либо отсутствии неснятой и непогашенной судимости в органы внутренних дел.
Практика показывает, что зачастую избирательные комиссии получают ответы не о наличии неснятой и непогашенной судимости, а о наличии самого факта судимости, сведения о мере наказания и о сроке отбытия назначенного судом наказания. Пример: Иванов И.И. 7 октября 1997 года осужден Архаринским районным судом Амурской области по статьям 131, ч. 1, и 30 - 132, ч. 2, п. "а", Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 5 лет, освобожден из мест лишения свободы 4 октября 2002 года по отбытию наказания.
Вопрос о непогашенной судимости необходимо рассматривать в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Для этого необходимо в первую очередь определить категорию преступления.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) предусматривает четыре категории преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ст. 15 УК). В основу классификации положены характер и степень общественной опасности деяния. Для классификации всех четырех категорий использован один вид наказания - лишение свободы. Однако различать их позволяет размер максимального наказания в виде лишения свободы, предусмотренного в УК за совершенное преступление (именно предусмотренного в УК, а не назначенного за совершенное деяние).
│ │осуществляющего правосудие │
│ │или предварительное расследование │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Ст. 317 │Посягательство на жизнь сотрудника │
│ │правоохранительного органа │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Ст. 321, ч. 3 │Дезорганизация деятельности учреждений, │
│ │обеспечивающих изоляцию от общества │
└────────────────────┴───────────────────────────────────────────┘
В соответствии со статьей 86 УК лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу в течение всего времени отбывания наказания, а также и в течение определенного законом времени после отбытия или исполнения наказания. Лицо считается несудимым только после погашения или снятия судимости.
Закон предусматривает два способа прекращения судимости - ее погашение и снятие.
Погашение судимости происходит автоматически по истечении сроков, установленных ч. 3 ст. 86 УК. Судимость погашается: в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Пример: Иванов И.И. 7 октября 1997 года осужден Архаринским районным судом Амурской области по статьям 131, ч. 1, и 30 - 132, ч. 2, п. "а", Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 5 лет. Освобожден из мест лишения свободы 4 октября 2002 года по отбытию наказания.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 132, а не статья 1342 Уголовного кодекса РФ.
Преступления, предусмотренные статьями 131, частью 1, и 132, частью 2, УК, являются тяжкими: по ст. 131, ч. 1, наказание - лишение свободы на срок от трех до шести лет; по ст. 1342, ч. 2, п. "а", наказание - лишение свободы на срок от четырех до десяти лет, срок погашения судимости за совершение тяжких преступлений - 6 лет, таким образом, судимость у Иванова И.И. погасится 5 октября 2008 года.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактического отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Второй способ прекращения судимости - снятие судимости. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Рассмотрение вопросов о снятии и погашении судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления требует знаний уголовного законодательства, поэтому целесообразно в представлениях органам внутренних дел о проверке достоверности сведений, представляемых кандидатами, правильно обозначить цель проверки.
Пример:
Уважаемый Сергей Геннадьевич!
В связи с назначением на 12 октября 2008 года выборов главы Ивановского района и предстоящей регистрацией кандидатов на данную должность в соответствии с п. 3 статьи 43
Избирательного кодекса Амурской области прошу провести проверку достоверности сведений о наличии (об отсутствии) неснятой или непогашенной судимости у следующих граждан, давших согласие баллотироваться на предстоящих выборах:
1. Лазаренко Елена Владимировна, 10 февраля 1966 года рождения. Уроженка с. Головино Биробиджанского района ЕАО, проживающая: с. Ерковцы Ивановского района Амурской области, пер. Новый, д. 3, кв. 1.
2.
3.
О результатах проверки прошу Вас сообщить в 10-дневный срок.
Председатель муниципальной
избирательной комиссии
Ивановского района _________ /Ф.И.О./
Организация взаимодействия муниципальных избирательных
комиссий с органами местного самоуправления
При организации взаимодействия муниципальных избирательных комиссий с органами местного самоуправления в период подготовки и проведения муниципальных выборов большую часть вопросов приходится решать муниципальной избирательной комиссии района.
По вопросам своевременного назначения муниципальных выборов сельскими Советами народных депутатов муниципальная избирательная комиссия должна взаимодействовать с районным Советом народных депутатов, обеспечивая двойной контроль за принятием решений и их публикацией в средствах массовой информации.
Учитывая, что контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории района возложен на муниципальную избирательную комиссию муниципального образования, вопрос образования главами муниципальных образований избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей требует особого внимания со стороны муниципальной избирательной комиссии района, особенно в части опубликования сведений об избирательных участках в средствах массовой информации.
Особого внимания требуют вопросы выделения денежных средств на проведение избирательных кампаний. В основном эта проблема решается с помощью главы администрации района, а в крайнем случае - через акты прокурорского реагирования.
Для успешного взаимодействия необходимо, чтобы каждая из сторон знала об общих задачах, которые предстоит решать. Исходя из этого, в начале избирательных кампаний по предложению муниципальной избирательной комиссии района при главе администрации района необходимо провести совещание глав муниципальных образований, в которых назначены выборы и председателей муниципальных избирательных комиссий. Главам муниципальных образований необходимо довести мероприятия календарных планов по подготовке и проведению выборов, которые они должны осуществить и разъяснить требования к помещениям для размещения муниципальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий, помещений для голосования, обеспечению соответствующим оборудованием.
Муниципальным избирательным комиссиям целесообразно разъяснить главам муниципальных образований требования закона по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий, чтобы исключить их вмешательство в деятельность избирательных комиссий.
В соответствии с п. 7 ст. 60
Избирательного кодекса Амурской области органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны отвечать следующим требованиям: быть удобными для посещения избирателями, располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
При организации взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления успешнее решаются вопросы при личных встречах с руководителями данных органов.