Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область

Документ не применяется.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2008 г. по делу № А23-3620/08А-13-129

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ипатова А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Жуков Калужской области,
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области,
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Калужской области с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области
о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2008 № 4 и решения по апелляционной жалобе от 28.08.2008 № 63-10/06834,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Панариной И.А. по доверенности от 09.10.2008 б/н, представителя Мартынова А.В. по доверенности от 09.10.2008 б/н, представителя Васютиной О.В. по доверенности от 09.10.2008 б/н;
от 1-го ответчика - начальника юридического отдела Клюевой Е.А. по доверенности от 10.11.2008 № 26422, старшего государственного налогового инспектора Тепляковой Ю.А. по доверенности от 11.11.2008 № 26734;
от 2-го ответчика - ведущего специалиста-эксперта Абазовой В.А. по доверенности от 19.02.2008 № 49-13/5, заместителя начальника отдела Орловой М.А. по доверенности от 10.11.2008 № 49-13/17;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - консультанта руководителя Архиповой Л.Ф. по доверенности от 26.08.2008 № НВ-01/3064-08, главного специалиста Лаврентьева Д.Ю. по доверенности от 03.12.2008 № НВ-01/4851-08,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", г. Жуков Калужской области (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области (далее - 1-й ответчик, МИФНС № 3 по Калужской области, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы России по Калужской области (далее - 2-й ответчик, управление) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2008 № 4 и решения по апелляционной жалобе от 28.08.2008 № 63-10/06834. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, мотивируя тем, что тарифы на водоснабжение, установленные органами местного самоуправления, также являются государственными регулируемыми ценами; в связи с этим налогооблагаемая база по налогам на прибыль и добавленную стоимость должна основываться на тарифах, установленных органами местного самоуправления; субсидии, выделенные по решению Районного Собрания муниципального образования "Жуковский район", связаны с регулированием тарифов по холодному водоснабжению и не могут включаться в налогооблагаемую базу по налогам на добавленную стоимость и на прибыль; предприятие является поставщиком услуг в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей, находящихся на территории муниципального образования "Жуковский район", которые потребляют 100% (в натуральном выражении) этих услуг, в связи с чем предприятие руководствовалось тарифами, установленными местными органами власти на основании п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; доначисление водного налога незаконно, так как квалифицирующим признаком применения пониженной ставки водного налога является не факт наличия соответствующей лицензии на водопользование, а целевое использование водного объекта, то есть забор воды для снабжения населения.
Представитель 1-го ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, мотивируя тем, что единственным органом, наделенным полномочиями по государственному регулированию и установлению тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации являлся Комитет государственного регулирования тарифов Калужской области (далее - КГРТ), поэтому предприятие должно было включить неполученные из бюджета средства на сумму межтарифной разницы в налоговую базу; в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований на территории Калужской области в пределах Жуковского района существуют следующие муниципальные образования: муниципальный район - Жуковский район, городские поселения - г. Жуков, г. Белоусово, г. Кременки, сельские поселения - с. Истье, с. Высокиничи, с. Восход, д. Корсаково, с. "Совхоз "Победа", д. Верховье, с. Тарутино, д. Тростье, с. Троицкое, с. Трубино, с. "Совхоз "Чаусово", д. Чубарово и согласно структуре потребления товаров и услуг, оказываемых предприятием, ни один из потребителей из числа соответствующих муниципальных образований не потребляет более 80% (в натуральном выражении) услуг предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения, следовательно, именно КГРТ являлся органом, наделенным полномочиями по государственному регулированию и установлению тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, таким образом, налоговая база как по налогу на прибыль, так и по налогу на добавленную стоимость определена исходя из государственных регулируемых цен; водопользование должно было осуществляться до 01.01.2007 на основании лицензии, в связи с отсутствием такой лицензии предприятие не имело права на применение пониженной ставки водного налога.
В судебном заседании 1-й ответчик ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области, мотивируя тем, что именно оно осуществляет проверку обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов), а также осуществляет контроль за применением регулируемых цен (тарифов), проводит экспертизу тарифов на коммунальные услуги. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Определением от 13.11.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области.
Представитель 2-го ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по тем же основаниям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании заявленные требования не признал, мотивируя тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации на услуги систем водоснабжения и канализации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом в соответствии с постановлениями Правительства Калужской области от 25.05.2004 № 156 "О разграничении полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в Калужской области", от 09.06.2004 № 179 "О комитете государственного регулирования тарифов Калужской области" единственным органом, наделенным полномочиями по государственному регулированию и установлению тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации являлся комитет государственного регулирования тарифов Калужской области.
Начиная с 2006 года в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" государственное регулирование тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал", осуществлял комитет государственного регулирования тарифов Калужской области.
Так как системы коммунальной инфраструктуры, обслуживаемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" находятся в границах нескольких сельских поселений, расположенных на территории одного муниципального района субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Установление тарифов осуществляется в соответствии с общими принципами регулирования тарифов (ст. 3 ФЗ РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ): устанавливаются тарифы, обеспечивающие финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной и инвестиционной программ, и полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Тариф применяется для любых расчетов с потребителями услуг муниципального унитарного предприятия "Водоканал".
Таким образом, в связи с тем, что обслуживаемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" системы коммунальной инфраструктуры находятся в границах нескольких сельских поселений, расположенных на территории одного муниципального района субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса государственное регулирование цен (тарифов) по услугам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рассматриваемых периодах должно было осуществляться и осуществлялось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом в рассматриваемом периоде являлся комитет государственного регулирования тарифов Калужской области.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области была проведена выездная налоговая проверка муниципального унитарного предприятия "Водоканал", результаты которой оформлены актом от 22.05.2008 № 4.
Проверкой установлено следующее.
В соответствии с п. 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
По эпизоду "2005-й год":
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данный перечень включены услуги систем водоснабжения и канализации.
Полномочиями государственного регулирования тарифов области на услуги систем водоснабжения и канализации в соответствии с Постановлением Правительства Калужской области от 25.05.2004 № 156 "О разграничении полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) Калужской области" наделен комитет государственного регулирования цен (тарифов).
Комитет государственного регулирования тарифов Калужской области является органом исполнительной власти Калужской области в сфере государственного регулирования тарифов, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации и проводящим экспертизу тарифов на коммунальные услуги. Решения КГРТ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории Калужской области.
Постановлением от 30.12.2004 № 202-эк "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые МУП "Водоканал" МО "Жуковский район", вынесенным КГРТ на основании и с учетом результатов проведения экспертизы экономического обоснования тарифов на услуги систем водоснабжения, водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Жуковский район", КГРТ постановил: утвердить и ввести в действие с 01.01.2005 тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал":
- водоснабжение - 7,95 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость);
- водоотведение (канализация) - 9,32 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость).
Вместе с тем, постановлением от 22.04.2005 № 83 Представительного Собрания муниципального образования "Жуковский район" "О тарифах для населения за холодное водоснабжение" установлены с 01.04.2005 тарифы для населения на холодное водоснабжение (на 20% ниже ранее установленных тарифов).
Проверяемое предприятие, в нарушение п. 13 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения при исчислении платы за услуги водоснабжения и канализации использовала тарифы, установленные Представительным Собранием муниципального образования "Жуковский район", в связи с чем с 01.04.2005 возникла межтарифная разница.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ.
Следовательно, при реализации предприятием услуг систем водоснабжения и водоотведения по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения должны были приниматься цены (тарифы), установленные КГРТ.
В течение 2005 года предприятию была выделена дотация на возмещение межтарифной разницы из средств местного бюджета. Выделенные средства включены в смету расходов бюджета по статье - представление субсидий жилищно-коммунальному хозяйству - в сумме 721 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 109 983 руб.
Предприятие должно было включить неполученные из бюджета средства на сумму межтарифной разницы в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость и уплатить соответствующий налог исходя из государственных регулируемых цен.
Также в связи с неверным определением налогооблагаемой базы предприятием неверно исчислен налог на прибыль.
По эпизоду "2006-й год":
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов с организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых отходов подлежат регулированию.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 4 названного Закона, органы регулирования субъектов Российской федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципального районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных районов потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Полномочиями государственного регулирования тарифов области на услуги систем водоснабжения и канализации наделен комитет государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 25.05.2004 № 156 "О разграничении полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) Калужской области".
Согласно структуре потребления товаров и услуг, оказываемых предприятием, ни один из потребителей из числа соответствующих муниципальных образований не потребляет более 80% (в натуральном выражении) услуг предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения. Следовательно, принимая во внимание, что именно КГРТ, являясь органом, наделенным полномочиями по государственному регулированию и установлению тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, утвердил постановлением от 22.11.2005 № 187-эк "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" и ввел в действие с 01.01.2006 соответствующие тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал":
- водоснабжение - 9,85 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость) (с учетом налога на добавленную стоимость - 11,62 руб.);
- водоотведение - 10,66 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость) (с учетом налога на добавленную стоимость - 12,58 руб.).
Вместе с тем, Районное Собрание муниципального образования "Жуковский район" решением от 23.12.2005 № 53 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения сельских поселений г. Жукова" установило тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения сельских поселений и городского поселения г. Жукова в размере 100% от себестоимости услуг - холодное водопотребление - 7,66 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость), водоотведение - 10,79 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость).
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров, (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, то есть исходя из установленных в соответствующем порядке государственных регулируемых цен.
Предприятие должно было включить неполученные из бюджета средства на сумму межтарифной разницы в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость и уплатить соответствующий налог исходя из государственных регулируемых цен.
Кроме того, в связи с неверным определением налогооблагаемой базы предприятием неверно исчислен налог на прибыль.
По эпизоду "2007-й год":
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов с организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых отходов подлежат регулированию.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 4 названного Закона, органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципального районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных районов потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Полномочиями государственного регулирования тарифов области на услуги систем водоснабжения и канализации наделен комитет государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 25.05.2004 № 156 "О разграничении полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) Калужской области).
Согласно структуре потребления товаров и услуг, оказываемых предприятием, ни один из потребителей из числа соответствующих муниципальных образований не потребляет более 80% (в натуральном выражении) услуг предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения. Следовательно, принимая во внимание, что именно КГРТ, являясь органом, наделенным полномочиями по государственному регулированию и установлению тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, утвердил постановлением от 10.10.2006 № 115-эк "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые МУП "Водоканал" МО "Жуковский район" и ввел в действие с 01.01.2007 соответствующие тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал":
- водоснабжение - 10,90 руб. за 1 куб. м (с учетом налога на добавленную стоимость - 12,86 руб.);
- водоотведение - 11,75 руб. за 1 куб. м (с учетом налога на добавленную стоимость - 13,86 руб.).
Вместе с тем, Районное Собрание муниципального образования "Жуковский район" решением от 28.11.2006 № 147 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения сельских поселений", установило тариф на жилищно-коммунальные услуги для населения сельских поселений следующие тарифы:
- холодное водопотребление - 8,72 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость);
- водоотведение - 12,29 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение городской Думы городского поселения "Г. Жуков" № 74 издано 23.11.2006, а не 26.11.2006.

Решением городской Думы муниципального образования городское поселение "Г. Жуков" от 26.11.2006 № 74 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения городского поселения "Г. Жуков" с 01.01.2007 установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения городского поселения "Г. Жуков":
- холодное водопотребление - 8,00 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость);
- водоотведение - 12,29 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость).
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров, (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ.
Возникновение межтарифной разницы привело к занижению налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
По эпизоду "Водный налог":
В соответствии со ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К специальному водопользованию, в соответствии со ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации (действовавшего на период спорных правоотношений) (далее - ВК РФ), относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование), осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 33.12 в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует, имеется в виду пункт 3 статьи 333.12.

Согласно п. 3 ст. 33.12 НК РФ ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Забор воды осуществляется на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.


При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды их водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно бытовое водоснабжение, и которые имеют лицензию на водопользование. В лицензии на водопользование помимо цели использования водного объекта, отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).
Налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, признаются организации, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжение жилищного фонда), в котором отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению ним, а также лимиты водопользования, установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.
Таким образом, предприятие неправомерно применяло ставку водного налога за пользование водными объектами в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды при отсутствии соответствующей лицензии с указанием цели использования водного объекта.
Предприятие, не согласившись с данным решением, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Калужской области с апелляционной жалобой от 28.08.2008 № 63-10/06834.
Решением по названной апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы России по Калужской области решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области от 26.06.2008 № 4 изменено путем увеличения по п. 3.1 решения суммы налога на добавленную стоимость за 9 месяцев 2007 года на 337,9 тыс. руб., соответствующей ей суммы пени и штрафов; уменьшения по п. 3.1 суммы налога на прибыль за 2005 год на 17,9 тыс. руб.; уменьшения суммы налога на прибыль за 2006 год на 64,2 тыс. руб., соответствующих им суммам пени и штрафов; в остальной части решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Предприятие, не согласившись с оспариваемыми решением и решением по апелляционной жалобе, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке 31.07.2004 и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1044003802094.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления и возражений на него, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.
Довод предприятия о том, что налоговым органом необоснованно увеличена налогооблагаемая база на сумму рассчитанной межтарифной разницы судом не принимается как не основанный на законодательстве и противоречащий материалам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данный перечень включены услуги систем водоснабжения и канализации. Полномочиями государственного регулирования тарифов области на услуги систем водоснабжения и канализации наделен комитет государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 25.05.2004 № 156 "О разграничении полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) Калужской области".
Комитет государственного регулирования тарифов Калужской области является органом исполнительной власти Калужской области в сфере государственного регулирования тарифов, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации и проводящим экспертизу тарифов на коммунальные услуги. Решения КГРТ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории Калужской области.
Постановлением от 30.12.2004 № 202-эк "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые МУП "Водоканал" МО "Жуковский район", вынесенным КГРТ на основании и с учетом результатов проведения экспертизы экономического обоснования тарифов на услуги систем водоснабжения, водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Жуковский район", КГРТ постановил: утвердить и ввести в действие с 01.01.2005 тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал":
- водоснабжение - 7,95 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость);
- водоотведение (канализация) - 9,32 руб. за 1 куб. м (в том числе налог на добавленную стоимость).
Вместе с тем, постановлением от 22.04.2005 № 83 Представительного Собрания муниципального образования "Жуковский район" "О тарифах для населения за холодное водоснабжение" установлены с 01.04.2005 тарифы для населения на холодное водоснабжение (на 20% ниже ранее установленных тарифов).
Проверяемое предприятие, в нарушение п. 13 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения при исчислении платы за услуги водоснабжения и канализации использовала тарифы, установленные Представительным Собранием муниципального образования "Жуковский район", в связи с чем с 01.04.2005 возникла межтарифная разница.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ.
Следовательно, при реализации предприятием услуг систем водоснабжения и водоотведения по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения должны были приниматься цены (тарифы), установленные КГРТ.
В течение 2005 года предприятию была выделена дотация на возмещение межтарифной разницы из средств местного бюджета. Выделенные средства включены в смету расходов бюджета по статье - представление субсидий жилищно-коммунальному хозяйству - в сумме 721 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 109 983 руб.
Следовательно, государственное регулирование цен (тарифов) по услугам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рассматриваемых периодах должно было осуществляться и осуществлялось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом в рассматриваемом периоде являлся комитет государственного регулирования тарифов Калужской области.
Таким образом, в рассматриваемом случае, принимая во внимание оказание предприятием жилищно-коммунальных услуг по ценам ниже уровня государственных регулируемых цен с учетом льгот, предоставляемых потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, и с учетом предоставляемых их бюджета в виде субсидий на оплату льгот всем категориям граждан по оплате вышеуказанных услуг, налоговая база правомерна определена налоговым органом исходя из уровня государственных регулируемых цен (в том числе, если указанные услуги оказываются с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различных уровней).
Не принимается судом довод заявителя о том, что со вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", регулировать тарифы должны органы регулирования муниципальных образований, так как потребители муниципального образования "Жуковский район" потребляют более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг предприятия как организации коммунального комплекса.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" является организацией коммунального комплекса, эксплуатирующей системы коммунальной инфраструктуры, используемой в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, состоит в информационной базе "Реестр энергоснабжающих организаций Калужской области", оказывает услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территориях:

┌─────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐
│   Наименование МО   │    Водоснабжение     │Водоотведение и очистка│
│                     │                      │      сточных вод      │
│                     ├─────────────┬────────┼─────────────┬─────────┤
│                     │    Объем    │   %    │   Объем     │    %    │
│                     │(тыс. куб. м)│        │(тыс. куб. м)│         │
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Деревня Верховье     │        55,03│    4,83│         0   │     0,00│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Село Восход          │       261,46│   22,93│       235,49│    14,06│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Село Высокиничи      │       171,91│   15,08│       118,25│     7,06│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Город Жуков          │       370,63│   32,50│      1201,09│    71,72│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Село Истье           │        31,78│    2,79│         0   │     0,00│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Село Совхоз "Победа" │        40,23│    3,53│        21,88│     1,31│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Село Совхоз "Чаусово"│        44,02│    3,86│        29,74│     1,78│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Деревня Тростье      │        39,54│    3,47│         0   │     0,00│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Село Трубино         │       106,14│    9,31│        68,28│     4,08│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Деревня Чубарово     │        19,5 │    1,71│         0   │     0,00│
├─────────────────────┼─────────────┼────────┼─────────────┼─────────┤
│Итого                │      1140,24│  100,00│      1674,73│   100,00│
└─────────────────────┴─────────────┴────────┴─────────────┴─────────┘

Тарифы на 2005 год установлены комитетом государственного регулирования тарифов Калужской области постановлением от 30.12.2004 № 202-эк "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Жуковский район":
- водоснабжение - 6,74 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость);
- водоотведение - 7,90 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации на услуги систем водоснабжения и канализации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом в соответствии с постановлениями Правительства Калужской области от 25.05.2004 № 156 "О разграничении полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в Калужской области", от 09.06.2004 № 179 "О комитете государственного регулирования тарифов Калужской области" на тот момент являлся комитет государственного регулирования тарифов Калужской области.
Начиная с 2006 года в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" государственное регулирование тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал", осуществлял комитет государственного регулирования тарифов Калужской области, так как системы коммунальной инфраструктуры, обслуживаемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" находятся в границах нескольких сельских поселений, расположенных на территории одного муниципального района субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Калужской области от 22.11.2005 № 187-эк "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации, оказываемые МУП "Водоканал" МО "Жуковский район" тарифы на 2006 год составили:
- водоснабжение - 9,85 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость);
- водоотведение - 10,66 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость).
Согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов Калужской области от 10.10.2006 № 115-эк "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые МУП "Водоканал" МО "Жуковский район" тарифы на 2007 год составили:
- водоснабжение - 10,90 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость);
- водоотведение и очистка сточных вод - 11,75 руб. за 1 куб. м (без налога на добавленную стоимость).
Тариф на товары и услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки, по которым потребители осуществляют расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги.
Установление тарифов осуществляется в соответствии с общими принципами регулирования тарифов (ст. 3 ФЗ РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ): устанавливаются тарифы, обеспечивающие финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной и инвестиционной программ, и полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Тариф применяется для любых расчетов с потребителями услуг муниципального унитарного предприятия "Водоканал".
Таким образом, в связи с тем, что обслуживаемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" системы коммунальной инфраструктуры находятся в границах нескольких сельских поселений, расположенных на территории одного муниципального района субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 % (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса государственное регулирование цен (тарифов) по услугам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рассматриваемых периодах должно было осуществляться и осуществлялось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом в рассматриваемом периоде являлся комитет государственного регулирования тарифов Калужской области.
Суд считает обоснованным довод заявителя о том, что ставка водного налога в соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, и не зависит от того, имеется ли у предприятия соответствующее разрешение.
Судом установлено, и это подтверждается материалами дела и объяснениями ответчиков, что предприятием осуществлялось водопользование в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
Суд не принимает как не основанный на нормах налогового законодательства довод налогового органа о том, что если водопользование в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения осуществлялось без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, не применяются и налогообложение производится по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ, то есть налоговая ставка в рублях за одну тысячу кубических метров воды составляет 360 руб.
Объектом обложения водным налогом в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ признается забор воды из водных объектов. Отсутствие лицензии не влияет на ставку налога, установленную для забора воды для населения. Налоговое законодательство никак не связывает ставку для целей питьевого и питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с наличием лицензии.
Безлицензионное водопользование, водопользование без заключения в соответствии с законом соответствующего договора, а также водопользование с нарушением условий, предусмотренных в лицензии или договоре, влечет уголовную административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оценив все обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи, суд считает, что требования муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Жуков Калужской области, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Калужской области о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2008 № 4 и решения по апелляционной жалобе от 28.08.2008 № 63-10/06834, подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167, 169, 170, 181, 182, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области от 26.06.2008 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- по пп. 4 п. 1 резолютивной части решения в части привлечения муниципального унитарного предприятия "Водоканал" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм водного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога (480 984 x 20%) в сумме 96 197 руб.;
- по пп. 5 п. 2 резолютивной части решения в части начисления пеней по водному налогу в сумме 108 415 руб.;
- по пп. 4 п. 3.3.1. резолютивной части решения в части предложения муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" уплатить недоимку по водному налогу в сумме 493 997 руб.
В остальной части заявленных требований отказать.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Жуков Калужской области.
Об исполнении решения сообщить в Арбитражный суд Калужской области в срок до 20.01.2009.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Калужской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал", расположенного по адресу: Калужская область, г. Жуков, ул. Первомайская, д. 1, включенного в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1044003802094, государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) руб., уплаченную по платежным поручениям от 03.10.2008 № 472, от 27.10.2008 № 499.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
А.Н.Ипатов




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 16.06.2009 по делу № А23-3620/08А-13-129 данное решение в обжалуемой части отменено и дело передано на новое рассмотрение в ином судебном составе в Арбитражный суд Калужской области.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу № А23-3620/08А-13-129 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2008 по делу № А23-3620/08А-13-129
Требования о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и решения по апелляционной жалобе удовлетворены в части. Решение признано недействительным в части привлечения к ответственности за неполную уплату водного налога; в части начисления пеней по налогу и в части предложения уплатить недоимку, поскольку отсутствие лицензии не влияет на ставку налога. В остальной части требований отказано, так как заявитель должен был использовать тарифы, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru