УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 23 марта 2011 г. № 95-р
О МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ
В 2010 г. в Тверской области зарегистрированы 5762 заболевания острыми кишечными инфекциями (в 2009 г. - 4873), что на 18% больше, чем в 2009 г. Отмечен рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями по всем нозологическим формам.
В структуре инфекционной заболеваемости (без гриппа и ОРЗ) удельный вес кишечных инфекций увеличился с 17% в 2009 г. до 21% в 2010 г.
Регистрировался рост заболеваемости бактериальной дизентерией на 54%, острыми кишечными инфекциями (ОКИ) установленной этиологии - на 27%, ОКИ неустановленной этиологии - на 11%, сальмонеллезной инфекцией - на 41%, энтеровирусными инфекциями - в 2,6 раза.
В сумме острых кишечных инфекций превалировал удельный вес острых кишечных инфекций неустановленной этиологии - 65% (в 2009 г. - 68%). На долю ОКИ установленной этиологии приходилось 32% (в 2009 г. - 29%), бактериальной дизентерии - 2,7% (в 2009 г. - 2%).
Результаты проведенных эпидемиологических расследований и анализ причин вспышечной заболеваемости в 2010 г. свидетельствовали о многочисленных нарушениях требований санитарного законодательства.
С целью профилактики острых кишечных инфекций, недопущения вспышечной заболеваемости и повышения эффективности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах приказываю:
1. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Смирновой Л.А., начальникам территориальных отделов:
1.1. Проработать со специалистами "Анализ заболеваемости острыми кишечными инфекциями за 2010 г." (приложение № 1)
и принять меры по устранению недостатков в организации надзора за острыми кишечными инфекциями.
Срок - до 01.04.2011.
1.2. Информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о эпидситуации на административных территориях в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
1.3. Оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера, проведение санитарно-эпидемиологических расследований по установлению причин и выявлению условий возникновения и распространения эпидемиологического неблагополучия.
Срок - при регистрации.
1.4. Своевременно представлять внеочередные донесения при возникновении чрезвычайной ситуации в установленном порядке и Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи в течение 10 дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге.
1.5. Осуществлять взаимодействие с заинтересованными ведомствами по проведению адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
1.6. В случае регистрации эпидемического неблагополучия по острым кишечным инфекциям организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в полном объеме:
- инициировать внеплановые заседания санитарно-противоэпидемической комиссии (межведомственных комиссий);
- при необходимости вводить режим гиперхлорирования водопроводной воды с обязательным контролем остаточного хлора;
- усилить контроль за соблюдением противоэпидемического режима в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях;
- рекомендовать проведение внеочередных медицинских осмотров лицам декретированных групп;
- принимать меры по временному исключению холодных закусок, блюд и продуктов, не подвергающихся термической обработке, на пищеблоках детских образовательных учреждений как факторов передачи инфекции, подозрительных на инфицирование, до завершения всего комплекса противоэпидемических мероприятий в соответствии п. 4.8.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика острых кишечных инфекций";
- при необходимости осуществлять проведение внеплановых проверок организаций общественного питания и торговли по решению санитарно-противоэпидемической комиссии (межведомственных комиссий).
1.7. При выявлении нарушений требований санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых мероприятий применять меры административного воздействия в соответствии с КоАП Российской Федерации вплоть до закрытия учреждений и передачи материалов в следственные органы.
1.8. Продолжить еженедельный мониторинг заболеваемости по сумме ОКИ и с учетом среднемноголетних недельных уровней.
Срок - еженедельно.
1.9. Осуществлять эпиднадзор за энтеровирусными инфекциями в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
1.10. Информировать население о мерах личной и общественной профилактики, используя для этик целей СМИ.
2. Начальнику отдела санитарного надзора Гущиной Н.Р., начальникам территориальных отделов:
2.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием эпидемиологически значимых объектов (за источниками централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, объектами пищевой промышленности, детскими и подростковыми учреждениями).
2.2. Обеспечить надзор за санитарным состоянием и благоустройством территорий населенных мест.
2.3. Установить жесткий контроль за выполнением предписаний в случае выявления нарушений требований санитарного законодательства, в первую очередь на объектах общественного питания, торговли, в детских образовательных учреждениях, учреждениях отдыха и оздоровления, лечебно-профилактических учреждениях, организациях, занимающихся подачей воды населению.
2.4. Осуществить подготовку к началу летнего оздоровительного сезона: провести анализ санитарно-технического состояния объектов летнего отдыха и оздоровления детей по данным предыдущих лет, уточнить список планируемых поставщиков продуктов питания, повысить персональную ответственность специалистов при выполнении плановых мероприятий по надзору.
Срок - март, апрель 2011 г.
2.5. Осуществлять постоянное взаимодействие с органами прокуратуры, при необходимости передавать материалы проверок для принятия мер прокурорского реагирования.
3. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" Матюшковой В.В.:
3.1. Обеспечить постоянное взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями, на базах которых функционируют референс-центры, с целью получения методической и практической помощи в работе по мониторингу за возбудителями острых кишечных инфекций.
3.2. Проводить оперативное еженедельное (ежедневное) слежение за уровнем заболеваемости острыми кишечными инфекциями с учетом средненормативных показателей, а также ретроспективный анализ заболеваемости.
3.3. Информировать Управление Роспотребнадзора по Тверской области (территориальные отделы) о возникновении 2 и более случаев острых кишечных инфекций в лечебно-профилактических, общеобразовательных и иных учреждениях в установленном порядке для своевременного проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Срок - при регистрации.
3.4. При возникновении групповой заболеваемости ежедневно к 10.00 направлять в Управление Роспотребнадзора по Тверской области (территориальные отделы) внеочередные донесения.
3.5. Обеспечить регистрацию каждого случая энтеровирусной инфекции в установленном порядке и передавать информацию в Управление Роспотребнадзора по Тверской области (территориальные отделы).
│ │ │ всего │ в том числе │
│ │ │ │детей до 17 лет│
├───────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│Острые кишечные инфекции, всего в том│ 7 │ 118 │ 65 │
│числе: │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ротавирусная инфекция │ 1 │ 6 │ 6 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│норовирусная инфекция │ 3 │ 44 │ 8 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│сальмонеллезная инфекция │ 2 │ 56 │ 47 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ОКИ неустановленной этиологии │ 1 │ 12 │ 4 │
└───────────────────────────────────────┴─────────┴───────┴───────────────┘
В возрастной структуре дети до 17 лет составили 55% от общего числа пострадавших. Остается высоким число вспышек острых кишечных инфекций в организованных коллективах (57%), прежде всего, за счет вспышек вирусной этиологии (ротавирус и норовирус) и сальмонеллезной инфекции (таб.)
.
Таблица
Число вспышек и количество пострадавших по объектам
на территории Тверской области в 2010 г.
┌───┬───────────────────────────────────┬─────────┬───────────────────────┐
│ № │ Форма № 23-09 │ Число │ Число пострадавших │
│п/п│ │ вспышек ├───────┬───────────────┤
│ │ │ │ всего │ в том числе │
│ │ │ │ │детей до 17 лет│
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ 1.│Дошкольные учреждения │ 3 │ 62 │ 53 │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ 2.│Общеобразовательные учреждения │ 1 │ 8 │ 7 │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ 3.│Санаторно-курортные учреждения │ 1 │ 9 │ 1 │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ 4.│Специализированные учреждения│ 1 │ 27 │ - │
│ │специального обслуживания граждан│ │ │ │
│ │пожилого возраста и инвалидов │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ 5.│Прочие (база отдыха) │ 1 │ 12 │ 4 │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ │Итого │ 7 │ 118 │ 65 │
└───┴───────────────────────────────────┴─────────┴───────┴───────────────┘
Реализация механизма передачи инфекций происходила пищевым (57%) и контактно-бытовым (43%) путями передач.
В 100% случаях установлены причинно-следственные связи между выявленными нарушениями технологических требований на предприятиях общественного питания, на пищеблоках учреждений и заболеваемостью пострадавших.
Причинами возникновения вспышек пищевого характера, как правило, являлись грубейшие нарушения технологического процесса при приготовлении блюд, в том числе при изготовлении, хранении и реализации пищевых продуктов, невыполнение сотрудниками пищевых предприятий и пищеблоков правил личной гигиены.
Вспышки контактно-бытового характера были обусловлены нарушениями санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях, несоблюдением гигиенических норм.