Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2010 г. по делу № 3-21/10

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа",

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" (далее - Положение).
В обоснование требований указал, что отдельные нормы Положения обладают правовой неопределенностью и содержат коррупциогенные факторы.
Так, в соответствии с пунктом 1.1. раздела 1 и абзаца 2 раздела 2 Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан и осуществляет полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций. Одной из основных задач Агентства является развитие и совершенствование информационного пространства Республики Татарстан.
Эти нормы дублирует установленные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 318 задачи и функции Министерства информатизации и связи Республики Татарстан по управлению информатизацией в сфере связи и развития государственных информационных систем Республики Татарстан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов).
Оспариваемые нормы Положения содержат коррупциогенные факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти, которые могут способствовать проявлениям коррупции при правоприменении.
При этом прокурор сослался на статью 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Разделом 4 Положения закреплено право Агентства осуществлять общее руководство и координацию деятельности организаций в установленной сфере деятельности. По мнению прокурора, данным положением установлено право непосредственного управления, согласования и регулирования действий организаций, вне зависимости от форм собственности, в сфере печати и массовых коммуникаций, как составная часть процесса руководства со стороны Агентства их деятельностью.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ имеет название "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а не "Об информации, информационных технологиях и информатизации".

Вмешательство в деятельность всех организаций в сфере печати и массовых коммуникаций не соответствует принципам свободы массовой информации, правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, установленным статьей 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьей 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и информатизации".
Кроме того, указанная норма Положения нарушает статью 15 Федерального закона "О защите конкуренции", которой установлен запрет органам государственной власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Прокурор Республики Татарстан просит суд признать недействующими пункт 1.1 в части слов "массовых коммуникаций", абзац 2 раздела 2, абзац 2 радела 4 Положения.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требования.
Представители Кабинета Министров Республики с требованиями не согласились.
Выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
В силу части 3 статьи 9 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 статьи 42 Закона Республики Татарстан от 06.04.2005 № 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" перечень функций и полномочий республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающих выполнение республиканским органом исполнительной власти возложенных на него задач, предусмотренных законами Республики Татарстан и указами Президента Республики Татарстан, закрепляется в положении о республиканском органе исполнительной власти.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" утверждено Положение о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа".
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Положения Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан специальной компетенции (ведомством Республики Татарстан), осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций.
Абзацем 2 раздела 2 Положения установлено, что основными задачами Агентства являются развитие и совершенствование информационного пространства Республики Татарстан.
Как указывалось выше, заявитель утверждает, что данные положения дублируют установленные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 318 "Вопросы министерства информатизации и связи Республики Татарстан" задачи и функции Министерства информатизации и связи Республики Татарстан по управлению информатизацией в сфере связи и развития государственных информационных систем Республики Татарстан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов).
При этом заявитель ссылается на абзацы 1, 2 пункта 3.1. раздела 3 Положения о министерстве информатизации и связи Республики Татарстан, утвержденного вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, в соответствии с которыми министерство несет ответственность за осуществление следующих функций: управление информатизацией, в том числе управление развитием государственных информационных систем Республики Татарстан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов).
Однако с такой позицией заявителя суд согласиться не может, поскольку вопросы управления информацией и управления развитием государственных информационных систем Республики Татарстан, как это видно из самого текста оспариваемого Положения, не входят в компетенцию Агентства.
Довод представителя прокурора Республики Татарстан о том, что закрепление в нормативном правовом акте положений (понятий) "массовая коммуникация" и "информационное пространство" может способствовать проявлениям коррупции при правоприменении является не убедительным, поскольку буквальное содержание оспариваемых положений раскрывается в пункте 3.3 Положения, которым определены конкретные полномочия Агентства. Каких-либо дублирующих элементов полномочий министерства и Агентства данный пункт не содержит, что представителем прокурора Республики Татарстан не отрицается.
По мнению суда, самостоятельное регулирование субъектом Российской Федерации вопросов государственного управления в сфере массовых коммуникаций и решения задач развития и совершенствования информационного пространства само по себе не противоречит федеральному законодательству.
В случае же нормативного правового определения понятий "массовая коммуникация" и "информационное пространство" на федеральном уровне функции и полномочия названных органов исполнительной власти республики подлежат привидению в соответствие с федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения пункта 1.1, абзаца 2 раздела 2 Положения не противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с абзацем 2 раздела 4 Положения Агентство в целях реализации вышеназванных полномочий имеет право осуществлять общее руководство и координацию деятельности организаций в установленной сфере деятельности.
Суд считает, что данное положение входит в противоречие с принципами правового регулирования отношений возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, закрепленных в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", одним из принципов которых является свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Абзац 2 раздела 4 Положения противоречит и Гражданскому кодексу Российской Федерации, в частности части 1 статьи 9 Кодекса, в соответствии с которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что абзац 2 раздела 4 Положения противоречит федеральному законодательству.
При таком положении абзац 2 радела 4 Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований суд полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 2 раздела 4 Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 7 июля 2010 г.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Татарстан от 24.05.2010 по делу № 3-21/10
<О признании недействующим абзаца 2 раздела 4 Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru