ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2010 г. по делу № 3-21/10
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Положения
о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа",
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Положения
о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" (далее - Положение).
В обоснование требований указал, что отдельные нормы Положения
обладают правовой неопределенностью и содержат коррупциогенные факторы.
Так, в соответствии с пунктом 1.1. раздела 1
и абзаца 2 раздела 2
Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан и осуществляет полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций. Одной из основных задач Агентства является развитие и совершенствование информационного пространства Республики Татарстан.
Эти нормы дублирует установленные Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 318 задачи и функции Министерства информатизации и связи Республики Татарстан по управлению информатизацией в сфере связи и развития государственных информационных систем Республики Татарстан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов).
Оспариваемые нормы Положения
содержат коррупциогенные факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти, которые могут способствовать проявлениям коррупции при правоприменении.
При этом прокурор сослался на статью 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Разделом 4
Положения закреплено право Агентства осуществлять общее руководство и координацию деятельности организаций в установленной сфере деятельности. По мнению прокурора, данным положением установлено право непосредственного управления, согласования и регулирования действий организаций, вне зависимости от форм собственности, в сфере печати и массовых коммуникаций, как составная часть процесса руководства со стороны Агентства их деятельностью.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ имеет название "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а не "Об информации, информационных технологиях и информатизации".
Вмешательство в деятельность всех организаций в сфере печати и массовых коммуникаций не соответствует принципам свободы массовой информации, правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, установленным статьей 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьей 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и информатизации".
Кроме того, указанная норма Положения
нарушает статью 15 Федерального закона "О защите конкуренции", которой установлен запрет органам государственной власти принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Прокурор Республики Татарстан просит суд признать недействующими пункт 1.1
в части слов "массовых коммуникаций", абзац 2 раздела 2
, абзац 2 радела 4
Положения.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требования.
Представители Кабинета Министров Республики с требованиями не согласились.
Выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
В силу части 3 статьи 9
Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 статьи 42
Закона Республики Татарстан от 06.04.2005 № 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" перечень функций и полномочий республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающих выполнение республиканским органом исполнительной власти возложенных на него задач, предусмотренных законами Республики Татарстан и указами Президента Республики Татарстан, закрепляется в положении о республиканском органе исполнительной власти.
Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" утверждено Положение
о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа".
Согласно пункту 1.1 раздела 1
Положения Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан специальной компетенции (ведомством Республики Татарстан), осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций.
Абзацем 2 раздела 2
Положения установлено, что основными задачами Агентства являются развитие и совершенствование информационного пространства Республики Татарстан.
Как указывалось выше, заявитель утверждает, что данные положения дублируют установленные Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 318 "Вопросы министерства информатизации и связи Республики Татарстан" задачи и функции Министерства информатизации и связи Республики Татарстан по управлению информатизацией в сфере связи и развития государственных информационных систем Республики Татарстан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов).
При этом заявитель ссылается на абзацы 1
, 2 пункта 3.1. раздела 3
Положения о министерстве информатизации и связи Республики Татарстан, утвержденного вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, в соответствии с которыми министерство несет ответственность за осуществление следующих функций: управление информатизацией, в том числе управление развитием государственных информационных систем Республики Татарстан (кроме управления формированием государственных информационных ресурсов).
Однако с такой позицией заявителя суд согласиться не может, поскольку вопросы управления информацией и управления развитием государственных информационных систем Республики Татарстан, как это видно из самого текста оспариваемого Положения
, не входят в компетенцию Агентства.
Довод представителя прокурора Республики Татарстан о том, что закрепление в нормативном правовом акте положений (понятий) "массовая коммуникация" и "информационное пространство" может способствовать проявлениям коррупции при правоприменении является не убедительным, поскольку буквальное содержание оспариваемых положений раскрывается в пункте 3.3
Положения, которым определены конкретные полномочия Агентства. Каких-либо дублирующих элементов полномочий министерства и Агентства данный пункт не содержит, что представителем прокурора Республики Татарстан не отрицается.
По мнению суда, самостоятельное регулирование субъектом Российской Федерации вопросов государственного управления в сфере массовых коммуникаций и решения задач развития и совершенствования информационного пространства само по себе не противоречит федеральному законодательству.
В случае же нормативного правового определения понятий "массовая коммуникация" и "информационное пространство" на федеральном уровне функции и полномочия названных органов исполнительной власти республики подлежат привидению в соответствие с федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения пункта 1.1
, абзаца 2 раздела 2
Положения не противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с абзацем 2 раздела 4
Положения Агентство в целях реализации вышеназванных полномочий имеет право осуществлять общее руководство и координацию деятельности организаций в установленной сфере деятельности.
Суд считает, что данное положение
входит в противоречие с принципами правового регулирования отношений возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, закрепленных в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", одним из принципов которых является свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Абзац 2 раздела 4
Положения противоречит и Гражданскому кодексу Российской Федерации, в частности части 1 статьи 9 Кодекса, в соответствии с которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что абзац 2 раздела 4
Положения противоречит федеральному законодательству.
При таком положении абзац 2 радела 4
Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований суд полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 2 раздела 4
Положения о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2009 № 655 "О вопросах республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Решение вступило в законную силу 7 июля 2010 г.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ