Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чукотский АО


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

РЕШЕНИЕ

(извлечение)

24 сентября 2010 г.г. Анадырь
Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2010
Полный текст решения изготовлен 24.09.2010

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 8/3-01/10 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Ч" в лице его филиала <...> (далее - Общество), находящимся по адресу: <...>, требований, установленных частью 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при участии представителей ответчика: <...> по генеральной доверенности, выданной генеральным директором ОАО ЭиЭ "Ч" <...>, от 27.11.2009 № 20/53-04-2855, <...> по доверенности, выданной генеральным директором ОАО ЭиЭ "Ч" <...>, от 27.11.2009 № 20/53-04-2854, заинтересованное лицо - генеральный директор ООО "Ч" заявил ходатайство (исх. № 849 от 10.09.2010) о рассмотрении дела в его отсутствие, заявитель - представитель прокуратуры Иультинского района на заседание комиссии не явился, дело рассмотрено в его отсутствие,

установила:

В Чукотское УФАС России поступили материалы проверки прокуратурой Иультинского района действий администрации филиала ОАО ЭиЭ "Ч" <...>. По материалам проверки, указанные действия выразились в введении ограничения подачи электрической энергии администрацией <...> в связи с задолженностью перед ним управляющей организации ООО "Ч" (далее - Потребитель, ООО "Ч", Управляющая организация) в жилые дома, расположенные по адресу: <...>, в период с 15 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. 31 мая 2010 г. и 1 июня 2010 г., что является ущемлением интересов граждан, своевременно осуществляющих оплату за коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Закона о защите конкуренции.
Данный вывод Комиссии основан на следующем.
Постановлением ФЭК от 29 января 1999 г. № 3/6 ОАО "Ч" внесено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по виду деятельности в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии. В связи с этим, на Общество в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции, который запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным. Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков. Согласно п. 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила 530), к покупателям электрической энергии относятся: потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях. Перечень субъектов розничных рынков приведен в п. 3 Правил 530, согласно которому установлена категория потребителей электрической энергии - исполнителей коммунальных услуг, приобретающих электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Таким образом, взаимоотношения между Обществом и ООО "Ч", являющимся для Общества потребителем электрической энергии, регулируются Правилами 530, согласно которым гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Между Обществом и Управляющей организацией заключен договор энергоснабжения № 113-ЭТ от 13.01.2009, в соответствии с которым Общество обязуется подавать Управляющей организации энергоресурсы соответствующего качества и в количестве, предусмотренном договором (п. 4. договора), а Управляющая организация обязана оплачивать приобретаемую электрическую энергию в порядке, установленном договором (п. 13.3 договора), согласно п. 27 договора определен и порядок введения ограничения и прекращения режима потребления энергоресурсов. Пунктом 161 Правил 530 допускается введение ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей. На основании пункта 177 Правил 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств применяется в следующем порядке: а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неуплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (уплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления; б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы; в) в случае непогашения (неуплаты) указанной задолженности потребителя до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони. На основании п. 177 Правил 530, определяющего порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, Общество направило 21.05.2010 Управляющей организации уведомление (исх. № 20/53-04-992) о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии в срок до 26.05.2010 или в срок до 27.05.2010 произвести ограничение режима потребления энергоресурсов, которое, согласно подписи генерального директора ООО "Ч", получено в тот же день. Согласно уведомлению Управляющая организация в пятидневный срок обязана была погасить имеющуюся задолженность либо в шестидневный срок самостоятельно произвести ограничение режима потребления для граждан, имеющих задолженность по электроэнергии перед ней. Уведомление Общества о предстоящем ограничении электроэнергии адресовано Управляющей организации, Главе Администрации Иультинского муниципального района, Департаменту промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа и прокурору Иультинского района.
Генеральный директор Управляющей организации, получив уведомление о введении ограничения подачи электроэнергии, направил письмо директору <...>, копии - Главе Администрации Иультинского муниципального района, Департаменту промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа и прокурору Иультинского района, в котором указал имеющуюся задолженность по электроэнергии в размере 4018847,86 руб., а также указал, что в силу п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила 307), приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Правила 307 регулируют отношения между Управляющей организацией и потребителями коммунальных услуг, которые согласно п. 1 устанавливают права, обязанности и ответственность двух сторон. Согласно п. 3 Правил 307 потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Соблюдение требований, установленных п. 85 Правил 307, относится к Управляющей организации. Именно Управляющая организация на основании п. 9 Правил 307 при предоставлении коммунальных услуг должна обеспечить бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых гражданам, и обязана в силу п. 49 Правил предоставлять населению коммунальные услуги в необходимых для него объемах. В целях погашения задолженности перед Обществом Управляющая организация на основании п. 80 Правил 307 вправе приостанавливать или ограничивать предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) граждан в случае неполной оплаты ими коммунальных услуг, т.е. в случае наличия у гражданина задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей шесть ежемесячных размеров платы.
Общество на основании п. 78 Правил 530 вправе в порядке, установленном разделом, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII указанных Правил, в том числе и покупателям, являющимся исполнителем коммунальных услуг. Управляющая организация не представила точных данных о сумме задолженности по электрической энергии перед Обществом, мотивируя тем, что используемая Управляющей организацией программа 1C "Квартплата" не формирует данные по отдельным видам коммунальных платежей. Ориентировочная сумма задолженности населения п. Эгвекинот за потребленную электроэнергию на 31 мая 2010 года, по представленным в Чукотское УФАС России данным ООО "Ч" (исх. № 787/1 от 26.08.2010), указана в размере 2484736 руб., в обращении ООО "Ч", направленном директору <...>, копии - Главе Администрации Иультинского муниципального района, Департаменту промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа и прокурору Иультинского района (исх. № 448 от 25.05.2010), указана задолженность перед Обществом по электроэнергии в размере 4018847,86 руб. Согласно Акту сверки на 1 апреля 2010 года, Управляющая организация имеет задолженность перед Обществом за отпущенную электрическую и тепловую энергию: по данным ОАО "Ч" - в сумме 32694971,9 руб., по данным Управляющей организации - в сумме 24598953,42 руб. В настоящее время Обществом направлено четыре исковых заявления в Арбитражный суд Чукотского автономного округа о взыскании задолженности с Управляющей организации. Рассмотрение спора двух хозяйствующих субъектов по вопросу урегулирования суммы задолженности не входит в компетенцию антимонопольного органа. Факт ненадлежащего исполнения Управляющей организацией своих обязательств по оплате поставленной ей Обществом электрической энергии подтверждается материалами дела. Согласно акту сверки расчетов за предъявленную электротеплоэнергию между филиалом ОАО ЭиЭ "Ч" <...> и ООО "Ч", по состоянию на 01.04.2010 Управляющей организации выставлялись в 2010 году счета на оплату электроэнергии: за январь на сумму - 1161318,10 руб. (с/ф 103/25 Э от 31.01.2010), за февраль на сумму - 1007968,96 руб. (с/ф 186/25 Э от 28.02.2010), за март на сумму - 982741,60 руб. (с/ф 314/25 Э от 31.03.2010). Согласно представленным на заседание Комиссии по рассмотрению данного дела документам, даже минимальная ориентировочная сумма задолженности ООО "Ч" за потребленную электроэнергию, указанная в размере 2484736 руб., превышает сумму задолженности одного периода, определенного п. 19 договора энергоснабжения № 113-ЭТ от 13.01.2009 в один месяц, более чем в два раза.
Таким образом, согласно условию договора энергоснабжения № 113-ЭТ от 13.01.2009, Управляющая организация несет самостоятельные обязательства перед Обществом по оплате полученной электроэнергии независимо от фактической оплаты ее потребителями, в связи с чем ограничение режима потребления, введенное Обществом потребителю ООО "Ч", имеющему задолженность по оплате электроэнергии более 1 расчетного периода, не противоречит абзацу 2 части 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ. Действия Общества по введению режима ограничения осуществлены с соблюдением требований Закона об электроэнергетике и требований Правил 530. В отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии перед Обществом, режим ограничения подачи электроэнергии не вводился. Управляющая организация, ненадлежаще исполняющая свои обязательства по договору энергоснабжения и не использовавшая свое право вводить ограничения в предоставлении электроэнергии на основании п. 80 Правил 307, должна сама нести ответственность перед своими потребителями - гражданами, добросовестно оплачивающими коммунальные услуги.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ч" в лице филиала <...> нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных частью 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

Дело № 8/3-01/10, возбужденное в отношении открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ч" в лице его филиала <...>, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Чукотскому автономному округу от 24.09.2010
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru