Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 апреля 2011 г. № 178-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СЕВЕРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2016 ГОДЫ

В целях создания на территории Сахалинской области благоприятных условий в сфере обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области:

1. Утвердить Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы (прилагается).
2. Отделу коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области с участием заинтересованных органов исполнительной власти Сахалинской области и привлечением органов местного самоуправления, общественных объединений коренных этносов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности разработать и внести в Правительство Сахалинской области во II квартале 2011 года проект Концепции долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы".
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П.Карепкина.

Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин





Утверждена
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 01.04.2011 № 178-р

КОНЦЕПЦИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СЕВЕРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2016 ГОДЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера (далее - коренные народы) в сфере обеспечения устойчивого развития коренных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Концепция строится на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Устава Сахалинской области, других нормативных правовых актов Российской Федерации, Сахалинской области в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Концепция призвана:
- стать основой для разработки и реализации нормативных правовых актов, долгосрочных целевых программ и основных механизмов в сфере формирования и реализации особой государственной национальной политики в отношении коренных народов на территории Сахалинской области;
- содействовать укреплению социально-экономического положения коренных народов, сохранению их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Исторически сложившейся особенностью многонационального состава населения Сахалинской области является то, что в него входят коренные этносы - чуть более 3,8 тысячи человек: нивхи, нанайцы, эвенки, уильта (ороки) в 7 муниципальных образованиях мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р, к ним относятся муниципальные образования: городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", городской округ "Смирныховский", "Тымовский городской округ" и городской округ "Город Южно-Сахалинск".
По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года, наметилась положительная динамика демографических процессов. В среде коренных народов выросло число уильта (ороков), нивхов, эвенков.
Коренные народы так же, как и другие народы, испытывают вызовы современного общества: процессы глобализации оказывают определяющее влияние на социально-экономическую жизнь, традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы именно в период активного промышленного освоения их исконной среды обитания. В связи с этим произошел рост этнического самосознания коренных народов: активно действуют Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера, 12 общественных объединений коренных народов, а также советы коренных народов при органах местного самоуправления. Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - Региональный совет) избирается на областном съезде коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области 1 раз в четыре года по этническому принципу (представительство от каждого этноса).
Наличие представителя коренных народов при Сахалинской областной Думе и Регионального совета является отличительной особенностью Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в выстраивании процессов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных народов по защите их конституционных прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Около 70% представителей коренных народов проживают в сельской местности. С 2005 года наблюдается рост количества созданных и зарегистрированных общин (семейно-родовых и территориально-соседских) как признанной формы самоорганизации коренных народов в целях ведения традиционных образа жизни и хозяйствования. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощенную систему налогообложения.



Второй этап рассчитан на среднесрочную перспективу и предусматривает комплекс первоочередных мер по созданию условий для устойчивого развития коренных народов.

6.2.1. Сохранение исконной среды обитания
и традиционного природопользования коренных народов

Предусматривается разработка и принятие закона Сахалинской области о территориях традиционного природопользования коренных народов.

6.2.2. Развитие и модернизация традиционной
хозяйственной деятельности коренных народов

50% средств областной целевой программы устойчивого развития коренных народов на 2012 - 2016 годы будут направлены на модернизацию традиционной хозяйственной деятельности и на обеспечение мест традиционного проживания коренных народов жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктурами.
Особое внимание будет уделено:
- обеспечению автономной энергетикой и материально-техническому оснащению общин и родовых хозяйств коренных народов;
- обеспечению занятости коренных народов, прежде всего в традиционных видах хозяйственной деятельности, через повышение социальной ответственности действующих общин и родовых хозяйств коренных народов;
- внедрению этнотуризма в местах традиционного проживания коренных народов как нового вида хозяйственной деятельности;
- организации заготовки, переработки, реализации продукции хозяйственной деятельности;
- внедрению современных технологий по переработке рыбы, дикоросов, выделке шкур;
- обеспечению выхода этой продукции на рынки сбыта;
- завозу, накоплению и доставке продовольствия, промышленных товаров народного потребления, промыслового снаряжения, топлива и нефтепродуктов, техники и оборудования, других жизнеобеспечивающих грузов в места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов.
Особое внимание будет уделено созданию условий для продолжения ведения оленеводами традиционного образа жизни (без отвлечения на поиски дохода, смену образа жизни для облегчения труда и прочее), сохранения оленеводов и имеющегося поголовья оленей.
Кроме того, будет оказано содействие коренным народам в оформлении прав на природные ресурсы (лесные, земельные участки, рыбопромысловые участки, охотничьи угодья, объекты животного мира, объекты водных биологических ресурсов и прочее), необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, а также содействие выполнению коренными народами установленных действующим законодательством условий пользования этими природными ресурсами.

6.2.3. Специальные меры государственной поддержки
социальной сферы

В настоящее время в жилищно-бытовой сфере на территории Сахалинской области действуют различные программы поддержки, реализация которых предусматривает обеспечение жильем молодых семей, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности, переселение граждан из аварийного жилья.
Основными направлениями реализации Концепции в жилищно-бытовой сфере являются:
- содействие созданию системы промыслового и стационарного жилья для общин и родовых хозяйств коренных народов;
- создание системы по реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение жильем представителей малочисленных народов, особенно молодых специалистов;
- создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства в сельской местности северных территорий.
В области образования необходимо постепенно повышать доступ к образовательным услугам коренных народов с учетом их этнокультурных особенностей и потребностей. Решение указанной задачи предусматривает:
- создание специфических моделей школ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов;
- поддержку малокомплектных детских садов и школ;
- оснащение учреждений системы образования современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса;
- развитие профессиональной ориентации психологической поддержки коренных народов с учетом этнических, социальных и культурных особенностей.
Предполагается разработка программных мероприятий, предусматривающих на условиях софинансирования капитальные ремонты или строительство образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, совмещение школы - сада, оснащение школ компьютерами, учебно-наглядными пособиями, спортивным оборудованием, учебно-методическими комплексами.
В вопросах медицинского обеспечения коренных народов особое внимание будет уделено представителям, ведущим традиционный образ жизни.
В первую очередь будут предусмотрены усиление профилактических мер, мобильные формы оказания медицинской помощи; продолжение практики оказания комплексной стоматологической помощи с выездом бригад врачей в места традиционного проживания коренных народов.
Предполагается развитие системы здравоохранения и повышение уровня медицинского обслуживания на территориях проживания коренных народов, подготовка и проведение мер по диспансеризации и медицинской реабилитации.
Для повышения роли духовного и национально-культурного развития коренных этносов предполагается в дальнейшем:
- создание условий для привлечения средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на долевое финансирование строительства этнокультурных центров в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
- внедрение современных технологий в производство изделий художественных промыслов и народных ремесел;
- проведение фестивалей культуры, обучающих семинаров и мастер-классов, праздников оленеводов, охотников и рыбаков, традиционных спортивных состязаний.
Реализация представленных мер устойчивого развития коренных народов на втором этапе с 2013 по 2016 год позволит создать условия для устойчивого развития коренных народов через модернизацию:
- хозяйственной деятельности, что будет способствовать как сохранению традиционного образа жизни, так и обеспечению сезонной занятости малочисленных народов, выходу на внутренний рынок с новым продуктом, а также росту доли продукции местного производства на региональном уровне;
- социальной сферы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, что в конечном итоге приведет к положительной демографической тенденции, увеличению продолжительности жизни и улучшению качества жизни.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Начало действия документа - 01.04.2011.

Распоряжение Правительства Сахалинской области от 01.04.2011 № 178-р
"Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы"


Распоряжение
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы
1. Введение
2. Современное состояние коренных народов Сахалинской области
3. Основные принципы устойчивого развития коренных народов
4. Цель, задачи и основные направления Концепции
5. Механизмы реализации Концепции
6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
6.1. I этап
6.1.1. Совершенствование нормативной правовой базы Сахалинской области
6.1.2. Система учета сведений о коренных народах
6.2. II этап
6.2.1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов
6.2.2. Развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов
6.2.3. Специальные меры государственной поддержки социальной сферы

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru