АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2010 г. по делу № А44-5108/2010
15 декабря 2010 года
Дата объявления резолютивной части решения
16 декабря 2010 года
Дата вынесения решения
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Н.В.Бочаровой
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Н.В.Богаевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Солнечный город"
к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области
о признании незаконным и отмене постановления от 20.10.2010 года № 856-10
при участии:
от заявителя: Т. по доверенности от 20.11.2010
от ответчика: М. по доверенности от 01.10.10.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Солнечный город" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о призвании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области (далее - Инспекция) от 20.10.2010 года № 856-10.
Мотивировано заявление отсутствием в действиях Общества вины, поскольку обязанность проведения капитального ремонта системы канализации в доме № 3/1 ул. Газон решением Новгородского городского суда от 13.08.2009 г. возложена на МУ "Служба заказчика по ЖКХ".
В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал, дополнительно к доводам, изложенным в заявлении пояснил, что внеплановая проверка Инспекцией проведена с нарушением статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) без согласования с органами прокуратуры.
Представитель Инспекции требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Великий Новгород, ул. Газон, д. 3/1 (далее - Жилой дом), на основании договора управления многоквартирным домом от 1.06.2009 г.
Проведенной 13 октября 2010 года Инспекцией внеплановой проверкой Общества установлено, что в Жилом доме неисправна система канализации, прочистка лежака со стороны дворового колодца невозможна по причине его залома. В подвальное помещение Жилого дома напрямую идет поступление фекальных стоков. В подвальном помещении ощущается сырость, неприятный запах. По причине постоянной сырости в помещениях первого этажа имеется плесень, образуется грибковый налет.
В ходе проверки установлено также, что жильцы Жилого дома неоднократно обращались в Общество с жалобами на ненадлежащее содержание общего имущества, но мер по устранению нарушений не принято.
По результатам проверки составлен акт от 13.10.2010 г. № 856-10, протокол об административном правонарушении от 18.10.2010 г., вынесено предписание от 13.10.2010 г. о проведении мероприятий по устранению нарушений (л. д. 59 - 663).
На основании протокола об административном правонарушении начальником Инспекции вынесено оспариваемое постановление о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей по статье 7.22 Кодекса (л. д. 65 - 66).
Правонарушение состоит в нарушении Обществом п. 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), п. 3.4.1, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно требованиям пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу пункта 11 Правил, определяющего объем содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в числе прочих действий, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В силу пункта 16 Правил одним из способов обеспечения собственниками помещений надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома является заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 (далее - Правила и нормы).
Согласно пункту 3.4.1 Правил и норм организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подножья.
Пунктом 5.8.3 Правил и норм установлена обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Статьей 7.22 Кодекса установлена ответственность юридических лиц за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Суд признает установленными событие правонарушения, лицо, совершившее правонарушение и вину Общества по определению виновности юридического лица, содержащегося в части 2 статьи 2.1 Кодекса.
Доводы Общества, состоящие в том, что решением Новгородского городского суда от 13.08.2009 г. обязанность по выполнению капитального ремонты Жилого дома, в том числе канализации, возложена на МУ "Городское хозяйство", а также в том, что у Общества не имеется средств для проведения ремонта, а ежемесячные сборы на капитальный ремонт с собственников помещений в Жилом доме недостаточны для устранения всех недостатков, признаны судом несостоятельными.
Не принятие Обществом мер к устранению протечек канализации, ее прочистке, невыполнение восстановительного ремонта канализации, а также удалению воды из подвала подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и Обществом не опровергнуты.
Наличие судебного решения обязывающего МУ "Городское хозяйство" провести капитальный ремонт Жилого дома не снимает с Общества обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества Жилого дома.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086.
Общество, являясь специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление Жилым домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, обязано исполнять требования законодательства в сфере содержания, осуществления текущего и капитального ремонта жилого дома и создания благоприятных условий собственникам для проживания.
Довод Общества о нарушении при проведении внеплановой проверки Закона № 294-ФЗ судом не принимается как основанный на неправильном толковании части 5 статьи 10 названного Закона.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления управления государственной жилищной инспекции Новгородской области от 20 октября 2010 года № 856-10 отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Новгородской области в течение 10 дней с даты вынесения решения.
Судья
Н.В.БОЧАРОВА