Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. по делу № А31-4847/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Сизова Александра Вениаминовича, судей Смирновой Татьяны Николаевны, Цветкова Сергея Владимировича при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красавиной Н.В.
рассмотрев заявление Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2", г. Кострома
к Думе городского округа г. Шарья, Костромская область, г. Шарья
о признании пункта 1.1 решения Шарьинской городской думы от 15.02.2001 г. № 2-6 не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 и недействующим
третье лицо: Администрация городского округа город Шарья, Костромская область, г. Шарья;
заинтересованные лица: Прокуратура Костромской области, Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, Государственная жилищная инспекция Костромской области;
при участии:
от заявителя: Котин А.Ю., доверенность от 24.11.2010 г. № 001юр/627-10,
от ответчика: не явился,
от третьего лица: не явился,
от заинтересованных лиц: от Прокуратуры КО - Кондратьева А.Н., помощник прокурора, служебное удостоверение ТО 069633 от 20.02.2009 г., приказ от 06.10.2010 г. № 1078; от Департамента ТЭК и ТП КО - Тарасова А.В., доверенность от 20.01.2010 г. № 150; от ГЖИ КО - не явился,

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2", г. Кострома (далее - Общество, ОАО "ТГК-2") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании пункта 1.1 решения Шарьинской городской думы "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг" от 15.02.2001 г. № 2-6 не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 и недействующим.
Ответчик на рассмотрение дела не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ранее им в материалы дела представлены отзыв и дополнительный отзыв на заявление.
Привлеченное в дело по ходатайству ответчика третье лицо - Администрация городского округа город Шарья - на рассмотрение дела не явилось, каких-либо ходатайств не заявило, определение суда о времени и месте судебного разбирательства им получено. Ранее им в материалы дела представлены пояснения.
Привлеченная в дело по ходатайству прокурора в качестве заинтересованного лица Государственная жилищная инспекция Костромской области прислала ходатайство о его рассмотрении без участия ее представителя.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, рассматривает дело в отсутствие указанных выше лиц, поскольку их явка в судебное заседание не признавалась обязательной (часть 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено с участием представителей заявителя, прокуратуры Костромской области и Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.
Рассмотрев представленные документы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ОАО "ТГК-2" в отношении части жилого фонда города Шарьи является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей производство и продажу коммунальных ресурсов в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила № 307).
Решением Шарьинской городской думы от 15.02.2001 г. № 2-6 (далее - решение № 2-6) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения города Шарьи. Пунктом 1.1 данного решения утверждены нормативы теплоснабжения на отопление и горячее водоснабжение в жилых зданиях, оборудованных централизованными системами теплоснабжения, в размере 0,24 Гкал. в год на 1 кв. м на отопление и 1,9 Гкал. в год на 1 человека на горячее водоснабжение.
Решение от 15.02.2001 г. № 2-6 в установленном порядке было опубликовано в газете "Ветлужский край" № 27 21.02.2001 г. и вступило в законную силу с момента его опубликования.
Не согласившись данным решением заявитель обжаловал его в части.
По его мнению, оспариваемым решением установлен единый норматив потребления тепловой энергии на отопление и единый норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение для всех жилых домов города Шарьи, что не соответствует требованиям пунктов 5, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), в соответствии с которыми при различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства жилых домов нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Кроме того, согласно пунктам 14, 19, 20 названных выше Правил нормативы потребления коммунальных услуг определяются на основании методов и формул, установленных данными Правилами. Ответчиком при расчете оспариваемых нормативов приведенные требования не соблюдены.
По мнению заявителя, нормативный правовой акт в обжалуемой части нарушает права и законные интересы Общества - ресурсоснабжающей организации, так как оплата гражданами коммунальных услуг не покрывает его фактические затраты на отпуск тепловой энергии.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен, на что указал в своих отзывах. Считает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым был утвержден новый порядок решения вопроса установления (изменения) нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию, обязательности приведения действующих правовых актов в соответствие с данным Постановлением Правительства РФ, а также сроков пересмотра этих актов не устанавливает и, соответственно, автоматически не может отменять действующие. Несмотря на то, что сроков пересмотра действующих нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 не установлено, данный вопрос в муниципальном образовании город Шарья находился в стадии решения, его рассмотрение было запланировано Думой городского округа город Шарья на август-сентябрь 2010 года. Однако, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части передачи полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с 13 августа 2010 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ) Дума городского округа город Шарья не является уполномоченным органом по решению данного вопроса.
Администрация городского округа город Шарья в своих пояснения, представленных суду, придерживается аналогичной позиции.
Прокуратура Костромской области полагает, что заявленные требования Общества основаны на законе, считает их подлежащими удовлетворению.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В пункте 1 информационного письма от 13.08.2004 г. № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Таким образом, по делам об оспаривании нормативных правовых актов судам следует проверять, имеется ли федеральный закон, которым рассмотрение таких дел отнесено к их компетенции.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Принятое Шарьинской городской думой решение затрагивает интересы неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует в течение определенного периода времени независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, то есть является нормативным актом. Рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьями 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои органы, не входящую в систему органов государственной власти, вопросов местного значения.
Исходя из положений статей 15, 76 Конституции РФ, статей 1, 7, 34 Федерального закона № 131-ФЗ органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения и в пределах полномочий принимают (издают) муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакциях Федеральных законов от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный документ является нормативным правовым актом прямого действия, вступил в законную силу с 08.06.2006 г. - с этого момента утвержденные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе горячее водоснабжение, отопление), и все иные нормативные акты, имеющие меньшую юридическую силу, должны быть приведены в соответствие с ними.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил № 306 при определении норматива потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома и жилого дома: этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); подпунктом "д" указанного пункта предусмотрено, что в отношении норматива отопления учитываются материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Пунктом 11 Правил № 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (пункт 14).
В соответствии с пунктом 19 Правил № 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Пунктом 20 Правил предусмотрены методы установления нормативов коммунальных услуг (метод аналогов, экспертный и расчетный методы), которые орган местного самоуправления должен был применить при определении нормативов на отопление и на горячее водоснабжение.
Шарьинской городской думой в решении от 15.02.2001 г. № 2-6 утверждены нормативы потребления населением города коммунальных услуг со ссылкой на постановление главы администрации Костромской области от 28.11.2000 г. № 484, вместе с тем постановлением губернатора Костромской области от 30.06.2003 г. № 319 постановление № 484 главы администрации Костромской области признано утратившим силу.
После отмены вышеуказанного постановления и принятия Правительством РФ Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, ответчиком каких-либо изменений в оспариваемое решение не вносилось, ни один из методов, указанных в Правилах при определении нормативов потребления услуг не использовался. Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Правил № 306 в качестве единицы измерения норматива в отношении горячего водоснабжения используется кубический метр на одного человека, в обжалуемом решении - в качестве единицы измерения спорного норматива на горячее водоснабжение используется Гкал. на кубический метр.
Также, вопреки требованиям пункта 5 Правил № 306 установленный в решении Шарьинской городской думы указанный норматив на горячее водоснабжение не учитывает конструктивные и технические параметры жилых домов: этажность, износ внутренних инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что оспариваемые заявителем нормативы на отопление и горячее водоснабжение утверждены вне рамок Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии в оспариваемой части решения Шарьинской городской думы от 15.02.2001 г. № 2-6 части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, поскольку влечет невозможность возмещения фактически произведенных обществом затрат.
Требования заявителя подлежат удовлетворению судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" удовлетворить.
Признать пункт 1.1 решения Шарьинской городской Думы "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг" от 15.02.2001 г. № 2-6 не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, и недействующим.
Взыскать с Думы городского округа город Шарья в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.В.СИЗОВ

Судьи
Т.Н.СМИРНОВА
С.В.ЦВЕТКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 22.12.2010 по делу № А31-4847/2010
О признании несоответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и недействующим в части пункта 1.1 решения Шарьинской городской думы от 15.02.2001 г. № 2-6 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru