АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2011 г. по делу № А12-23546/2010
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Пономарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябцевой А.Н.
рассмотрев в судебном заседании заявление комитета по градостроительству и архитектуре г. Волгограда
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, заинтересованное лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора ИП К.В. о признании незаконными ненормативных правовых актов.
при участии
от заявителя - Е.А. по доверенности <...>
от ответчика - И.И. по доверенности <...>
от третьего лица - не явился, извещен.
установил:
Комитет по градостроительству и архитектуре г. Волгограда (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области), в котором просит признать недействительными ненормативные правовые акты: решение
по делу № 10-01-15-03/191 от 13.09.2010 г. о нарушении антимонопольного законодательства и предписание
№ 10-01-15-03/191 от 13.09.2010 г. о нарушении антимонопольного законодательства, принятых Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением арбитражного суда от 10.12.2010 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечен ИП К.В.
В обоснование требований заявитель указал, что свои обязанности по согласованию схемы для разворота и отстоя автобусов в начальном пункте маршрута № 84А "Спартановка - Кладбище Ворошиловского района" были исполнены до вынесения решения
УФАС по Волгоградской области по делу № 10-01-15-03/191 о нарушении антимонопольного законодательства и выдачи предписания
№ 10-01-15-03/191 от 13 сентября 2010 г.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области с заявленными требованиями не согласилось, просит в их удовлетворении отказать, считает требования необоснованными. Указывает, что при рассмотрении дела не располагал сведениями о согласовании схемы для разворота и отстоя автобусов заявителем ИП К.В. Подробно возражения в отзыве.
ИП К.В. в судебное заседание не явился, отзыва на иск не представил.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает, требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель К.В. обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с обращением (юр7-10 от 13.01.2010) по вопросу согласования схемы для разворота и отстоя автобусов в начальном пункте маршрута № 84А "Спартановка - Кладбище Ворошиловского района". Из приложенной схемы видно, что разворотное кольцо и место отстоя накладывается на троллейбусное кольцо по ул. Грамши.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, в своем ответе (ар 407-10 от 20.01.2010) указал, что разместить площадку для разворота и отстоя автотранспорта на территории перед троллейбусным кольцом по ул. Грамши возможно по согласованию с МУП "Метроэлектротранс", а также при соблюдении действующих норм и правил. Комитет, направляя ответ ИП К.В., руководствовался тем, что органы государственной власти и местного самоуправления могут ограничивать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения (ФЗ "О безопасности дорожного движения").
ИП К.В. посчитав, что письмом Комитета нарушаются его права в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области. Приказом № 142 от 14.05.2010 г. УФАС по Волгоградской области возбуждено дело № 10-01-15-03/191 по признакам нарушения Комитетом п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области 13 сентября 2010 г. вынесло решение
по делу № 10-01-15-03/191 о нарушении антимонопольного законодательства, выдало предписание
№ 10-01-15-03/191, от 13 сентября 2010 г., и обязало Комитет совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: рассмотреть в установленном порядке заявление ИП К.В. о согласовании схемы площадки для разворота и отстоя транспортных средств в Тракторозаводском районе, в соответствии с возложенными на Комитет полномочиями в области градостроительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения") субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Пункт 1 статьи 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения" не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего автотранспорта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поскольку вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации находятся в ведении субъекта Российской Федерации, то Глава Администрации принял постановление
от 09.09.2008 № 1202 об утверждении правил Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией.
В городском округе Волгограде не принят отдельный нормативно-правовой акт регламентирующий организацию транспортного обслуживания населения. Вследствие этого подлежит применению федеральное законодательство относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения и постановление
от 9 сентября 2008 г. № 1202 Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области (далее - Правила).
Статья 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" дает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В подпунктах "д"
, "е"
, "ж" пункта 2.3
, подпункте "б" пункта 2.5
Правил Волгоградской области указано на необходимость предоставления перевозчиком организатору схемы расположения конечных автобусных остановок, площадок для разворота и отстоя автобусов, согласованной с органами местного самоуправления, органами государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, дорожными организациями, главными архитекторами городских округов, муниципальных районов (в случае отсутствия в населенном пункте автовокзала или автостанции); проекта маршрутного расписания, согласованного с владельцами автовокзалов (автостанций), расположенных по маршруту следования; сведений о составе и квалификации водителей по установленной организатором форме (для междугородных маршрутов) при организации нового маршрута, организации движения автобусов на действующем маршруте или внесении изменения в схему движения действующего маршрута.
Согласно Положения
о комитете по градостроительству и архитектуре Волгограда, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 18.02.2004 г. № 160 (в редакции постановления главы Волгограда от 28.04.2010 № 885) комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда является структурным подразделением администрации Волгограда и выполняет ее функции по управлению градостроительной деятельностью на территории Волгограда, подотчетен в своей деятельности - администрации Волгограда.
В разделе 3
функции Комитета прописано: Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда участвует в согласовании схем и проектов развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройства Волгограда. Таким образом, из указанного следует, что Комитет вправе согласовывать, в том числе, отказывать в согласовании схем маршрутов городского транспорта, в случае, если такие схемы могут затруднить или создать препятствия другим городским перевозчикам пассажиров. В рассматриваемом случае МУП "Метроэлектротранс". Правомерность действий Комитета подтверждается письмом от 15.02.2010 г. отделение № 1 ОГИБДД УВД города Волгограда, которым также отказано ИП К.В. в согласовании схемы для разворота и отстоя автобусов.
Кроме того, судом установлено, что ИП К.В. при обращении в УФАС по Волгоградской области приложил к заявлению схему для разворота и отстоя автобусов в начальном пункте маршрута № 84А "Спартановка - Кладбище Ворошиловского района" отличную от схемы предоставленные в Комитет.
28.07.2010 г. ИП К.В., при продолжающимся рассмотрении дела в УФАС по Волгоградской области, повторно обратился в Комитет для согласовании схемы площадки для разворота и отстоя маршрутных автобусов с приложением новой схемы, согласно которой разворот и отстой маршрутных автобусов производится на проезжей части дороги по ул. Грамши.
На данное обращение Комитет, в лице заместителя председателя Комитета Х.С. 02.09.2010 г.. согласовал данную схему. Представитель ИП К.В. - И.Д. получил под роспись оригиналы согласованной схемы в 2-х экземплярах, что подтверждается копией его собственноручной расписки.
Таким образом, на момент рассмотрения дела № 10-01-15-03/191 о нарушении антимонопольного законодательства в УФАС по Волгоградской области 13 сентября 2010 г. схема для разворота и отстоя автобусов была Комитетом согласована и соответственно отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения
и предписания
№ 10-01-15-03/191 от 13 сентября 2010 г., об обязании Комитет рассмотреть в установленном порядке заявление ИП К.В. о согласовании схемы площадки для разворота и отстоя транспортных средств в Тракторозаводском районе, в соответствии с возложенными на Комитет полномочиями в области градостроительства.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Оспариваемые ненормативные правовые акты (решение
и предписание
) нарушают права комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, а их неисполнение образует состав административного правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение
по делу № 10-01-15-03/191 от 13.09.2010 г. о нарушении антимонопольного законодательства и предписание
№ 10-01-15-03/191 от 13.09.2010 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья
А.В.ПОНОМАРЕВ