АССОЦИАЦИЯ
"СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
III СЪЕЗД АССОЦИАЦИИ
"СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2010 г. № 6
О ПРИНЯТИИ РЕЗОЛЮЦИИ III СЪЕЗДА АССОЦИАЦИИ
"СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Заслушав и обсудив Резолюцию III Съезда Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области", Съезд решил:
1. Утвердить Резолюцию
III Съезда Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области" (приложение).
2. Исполнительному директору Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области" довести данную резолюцию до сведения федеральных, региональных и муниципальных органов власти Саратовской области, Общероссийского Конгресса муниципальных образований.
Председатель
А.И.АЛЕКСЕЕВ
Приложение
к решению
Съезда Ассоциации
"Совет муниципальных образований Саратовской области"
от 10 декабря 2010 г. № 6
РЕЗОЛЮЦИЯ
III СЪЕЗДА АССОЦИАЦИИ
"СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Мы, участники III Съезда Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области", обсудив итоги работы Ассоциации за 2009 - 2010 годы, проблемы и перспективы социально-экономического развития муниципальных образований, отмечаем, что в Саратовской области продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база местного самоуправления, принимаются законы, обеспечивающие деятельность муниципальных органов и населения по реализации ими конституционных прав на осуществление местного самоуправления.
За время реализации Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Саратовской области были решены задачи, связанные с разграничением полномочий между районами и поселениями, исполнительными и представительными органами местного самоуправления, упорядочены межбюджетные и имущественные отношения, усилена ответственность выборных должностных лиц и муниципальных служащих за состояние дел в муниципальных образованиях, получили дальнейшее развитие демократические основы за счет более полного включения населения в принятие решений на местном уровне.
Социально-экономическая ситуация в области характеризуется сохранением положительной динамики, повышением ответственности глав муниципальных образований за выполнение основных индикаторов, характеризующих уровень социально-экономического развития муниципалитетов.
Вместе с тем на реализацию органами местного самоуправления своих полномочий продолжают оказывать негативное влияние факторы, связанные с несовершенством отдельных норм действующего законодательства о местном самоуправлении и, прежде всего, это касается системы межбюджетных отношений, которая не обеспечивает заметного сокращения различий между муниципальными образованиями по уровню бюджетной обеспеченности.
Органы местного самоуправления испытывают недостаток финансовых средств для решения вопросов местного значения. Во многих поселениях, муниципальных районах и городских округах не обеспечивается в полной мере выполнение отдельных полномочий, в том числе:
- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах населенных пунктов;
- обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
- организация благоустройства и озеленения территории населенного пункта, охраны городских лесов;
- организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения.
Не изжита еще практика принятия законодательных актов, увеличивающих расходы местных бюджетов без соответствующего перераспределения доходных источников.
В то же время, несмотря на недостаточность финансовых, а, часто, и правовых возможностей, во многих муниципальных образованиях области стали реализовываться собственные социальные программы, за счет местного бюджета осуществляются проекты в сфере здравоохранения и образования, ведется работа по поддержке материнства и детства, реформе ЖКХ, развитию инфраструктуры населенных пунктов и многое другое.
Муниципальные инициативы могли быть еще более заметными и масштабными, если бы экономические основы местного самоуправления не были бы так слабы, а действующее законодательство в сферах земельных, имущественных, финансовых и налоговых отношений необоснованно не ограничивало бы инициативу местных властей.
Вместе с тем на реализацию органами местного самоуправления своих полномочий продолжают оказывать негативное влияние факторы, связанные с несовершенством отдельных норм действующего законодательства о местном самоуправлении, наложение одного нормативного акта на другой, противоречия и пробелы правового регулирования и, прежде всего, это касается системы межбюджетных отношений, которая не обеспечивает заметного сокращения различий между муниципальными образованиями по уровню бюджетной обеспеченности.
Практика реализации муниципальной реформы выявила ряд проблем, которые возможно разрешить путем внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Мы, участники III Съезда Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области" предлагаем законодателям федерального уровня:
1. Прекратить практику принятия законодательных актов, увеличивающих расходы местных бюджетов без соответствующего перераспределения доходных источников;
2. Исключить практику введения в действие поправок в законодательство о местном самоуправлении, расширяющих его полномочия и перечень вопросов местного значения, без адекватного решения проблем финансирования дополнительных мандатов. При этом необходимо соотносить сроки введения поправок, требующих увеличения расходных полномочий органов местного самоуправления, со сроками формирования бюджетов муниципальных образований;
3. Предусмотреть наделение органов местного самоуправления полномочиями по применению административных мер воздействия за нарушение земельного законодательства;
4. Упростить процедуру внесения изменений в устав муниципального образования после принятия или внесения изменений и дополнений в федеральные законы или законы субъекта Российской Федерации;
5. Внести в пункт 2 статьи 24 131-ФЗ как основание для отзыва выборного лица местного самоуправления "утрату доверия населения";
6. Обеспечить компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов в случае предоставления законодательством льгот, в том числе с учетом инвентаризации уже предоставляемых льгот;
7. Обеспечить правовую базу для финансового обеспечения выполнения муниципалитетами следующих полномочий:
- организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
- строительство и содержание мостов, автодорог и иных транспортных инженерных коммуникаций;
- обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательной службы;
- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений.
Решение обозначенных проблем позволит муниципальному сообществу не только Саратовской области, но и других субъектов Российской Федерации повысить эффективность работы органов местного самоуправления, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества жизни населения.
В рамках реализации стоящих задач предлагаем органам местного самоуправления области:
- активизировать работу по достижению финансовой самодостаточности местного самоуправления путем расширения налогооблагаемой базы, наращивания собственных доходов;
- в условиях финансового экономического кризиса принять действенные меры по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности, малого и среднего бизнеса, организации эффективного закупа сельхозпродукции у населения путем развития малых форм хозяйствования;
- повысить эффективность управления земельными ресурсами и муниципальным имуществом;
- продолжить работу по уточнению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, выявлению необоснованно не облагаемых имущественных объектов, сокращению задолженности по данным налогам;
- расширить практику заслушивания отчетов должностных лиц местного самоуправления об исполнении должностных обязанностей;
- продолжить практику выездных приемов граждан в целях повышения эффективности деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих;
- активизировать работу по формированию здорового образа жизни, охране семьи, материнства и детства, заботе о старшем поколении;
- усилить работы по дальнейшему благоустройству и озеленению населенных пунктов;
- развивать гражданскую зрелость населения путем активизации его участия в различных формах местного самоуправления.
Деятельность Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области" неразрывно связана с целями и задачами, которые стоят перед муниципальным сообществом области. В целях повышения эффективности работы предлагаем органам управления Совета:
- усилить координационную работу по повышению эффективности деятельности членов Совета по развитию правовых, организационных, финансово-экономических и территориальных основ местного самоуправления;
- продолжить работу по укреплению связей с федеральными и региональными органами государственной власти, принимать постоянное участие в законопроектной работе;
- проводить работу по укреплению межмуниципального сотрудничества Ассоциации с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований, ассоциациями соседних областей и муниципальными образованиями Саратовской области;
- осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях Саратовской области;
- способствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения;
- осуществлять направление, сбор и обобщение предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. Принимать участие в нормотворческой деятельности, направляя в органы государственной власти области предложения по совершенствованию действующих и принятию новых правовых актов, затрагивающих интересы муниципальных образований;
- организовывать информационный обмен между муниципальными образованиями путем создания банка данных изменений в законодательстве, лучшей муниципальной практики, методических рекомендаций аналитических материалов по вопросам местного значения.
Сегодня перед муниципальным сообществом стоят масштабные задачи, осуществление которых требует мобилизации всех ресурсов, вовлечение каждого жителя области в реализацию стратегии развития России. Основная ее цель - повышение качества жизни людей, рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни.
Лишь твердое убеждение населения области в неизбежности реализации реформы местного самоуправления обеспечит эффективную работу муниципальной власти. При этом государственная поддержка развития местного самоуправления - залог реализации его полномочий.
III Съезд Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области" выражает уверенность в том, что решение всего комплекса намеченных задач будет способствовать дальнейшей эффективной реализации реформы местного самоуправления и устойчивому социально-экономическому развитию территорий.