Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 21 февраля 2011 г. № 02-14/1165

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 18 февраля 2011 г. № 176н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ АРХИВАМИ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 158
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АРХИВАМИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПОРЯДОК РАБОТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
С АРХИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ В ЧИТАЛЬНЫХ ЗАЛАХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 158 "Об утверждении административного регламента предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги "Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги "Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги органом исполнительной власти Волгоградской области, включающей в себя порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции от 18.07.2009 № 180-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2010 № 406-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 227-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в редакции от 27.07.2010 № 227-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 227-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (в редакции от 01.09.2000 № 1606);
- приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук" (в редакции от 16.02.2009 № 68);
- приказом Федеральной архивной службы Российской Федерации от 06.07.1998 № 51 "Об утверждении Правил работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 31.12.2009 № 1981-ОД "Об архивном деле в Волгоградской области";
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24.05.2010 № 767 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению архивами Администрации Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации информация находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" установлено, что законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 4 указанного выше Федерального закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации.
Частью 1, пунктом 2 части 1.1 статьи 24 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" предусмотрено, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.
Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Статьей 3 Закона Волгоградской области "Об архивном деле в Волгоградской области" установлено, что в систему архивных органов и учреждений Волгоградской области входят: Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области, государственные архивы Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Комитет по управлению архивами входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 2.2 Положения о Комитете по управлению архивами Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24.05.2010 № 767, предусмотрено, что Комитет в пределах своих полномочий организует хранение, комплектование, учет и использование архивного фонда Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Согласно пункту 5.3 Регламента пользователь в своей жалобе в обязательном порядке указывает: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложение сути жалобы; личную подпись, дату.
Вместе с тем частью 1 статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Так, в пункте 5.3 Регламента не нашло отражения обязательное требование федерального законодательства в части указания в обращении (жалобе) либо наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, в части сужения перечня обязательных требований к письменному обращению (жалобе).
2. В соответствии с пунктом 5.12 Регламента, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается пользователю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии предусмотренного федеральным законодательством срока уведомления гражданина в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению.
3. Раздел 5 Регламента определяет порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги на основании административного регламента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, в части неуказания возможности личного обращения.
Кроме того, в тексте Регламента выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В тексте Регламента отсутствует единообразие нумерации пунктов.
2. В абзаце 1 пункта 2.4, пункте 3.3.4 Регламента содержится ссылка на приложения 1, 2, 3, 4.
Вместе с тем указанные выше приложения не представлены с официальной копией рассматриваемого нормативного правового акта.
3. В пункте 2.5 Регламента содержится ссылка на Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций от 18.01.2001 № 19.
Вместе с тем приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 19 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук" издан 18.01.2007.
4. В пункте 3.1.9 Регламента слово "потребителя" следует заменить словом "получателя".
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 22 декабря 2010 г. № 239.
Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что приказ Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 158 "Об утверждении административного регламента предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги "Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаю привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 18.02.2011 № 176н
"На приказ Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 158 "Об утверждении административного регламента предоставления государственными архивами Волгоградской области государственной услуги "Порядок работы пользователей с архивными документами в читальных залах государственных архивов Волгоградской области"
(направлено письмом от 21.02.2011 № 02-14/1165)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru