УЛАН-УДЭНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2011 г. № 397-30
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД УЛАН-УДЭ" - КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ Г. УЛАН-УДЭ ЗА 2010 ГОД
Руководствуясь Положением
о Контрольно-счетной палате города Улан-Удэ, утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 06.11.2008 № 936-93, Улан-Удэнский городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить отчет
о деятельности контрольного органа городского округа "город Улан-Удэ" - Контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ за 2010 год (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
Мэр г. Улан-Удэ
Г.АЙДАЕВ
Приложение
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 10.02.2011 № 397-30
26 января 2011 г. г. Улан-Удэ
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД
УЛАН-УДЭ" - КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ Г. УЛАН-УДЭ ЗА
2010 ГОД
I. Правовые условия и область действия контрольных
полномочий
Отчет о деятельности контрольного органа городского округа "город Улан-Удэ" - Контрольно-счетной палаты г. Улан-Удэ за 2010 год, результатах проведенных контрольных мероприятий, проверок и вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях подготовлен в соответствии со статьей 24
Положения о Контрольно-счетной палате города Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 06.11.2008 № 936-93, на основании ранее направленных в городской Совет депутатов отчетов о проведенных контрольных мероприятиях, заключений по экспертизе проектов нормативных правовых актов, информационно-аналитических записок.
В 2010 году палата осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности в соответствии с Планом
работы, утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов (далее - городской Совет) от 26.11.2009 № 185-14.
В целях исполнения Плана
организация деятельности Контрольно-счетной палаты города строилась на основе принципов законности, независимости, объективности, ответственности и гласности.
В целом, существующие правовые условия позволяют Контрольно-счетной палате достаточно эффективно выполнять возложенные на нее задачи.
II. Основные направления и итоги работы Контрольно-счетной
палаты в 2010 году
Приоритетным в реализации контрольных полномочий в отчетном году оставалось обеспечение единой системы контроля за формированием и исполнением бюджета на всех стадиях бюджетного процесса, а также за управлением муниципальной собственностью в виде:
- проведения внешних проверок отчетов об исполнении бюджета;
- осуществления экспертиз проектов бюджета и проектов решений, связанных с формированием и предусматривающих изменения в них, с оценкой обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджетов;
- проведения экспертиз проектов других нормативных правовых актов, направляемых в Контрольно-счетную палату, связанных с использованием бюджетных средств и муниципальной собственности;
- осуществления контроля за использованием средств бюджета, распоряжением и использованием муниципальной собственности;
- систематического анализа итогов проводимых мероприятий, обобщения и исследования причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств местного бюджета, управления и использования муниципальной собственности;
ОАО "ТГК-14" было ограничено в средствах на реализацию Инвестиционной программы, так как основным их источником финансирования является плата застройщиков за подключение к централизованному теплоснабжению. Объем поступивших средств за период действия программы, по данным бухгалтерского учета "Теплоэнергосбыт" - филиала ОАО "ТГК-14", по состоянию на 01.12.2010 составил всего 59280,0 тыс. руб., или 57,6% (2009 г. - 40012,1 тыс. руб.; 2010 г. - 19267,9 тыс. руб.), в том числе доступно к освоению 16022,4 тыс. руб.
Контрольно-счетной палатой отмечено, что за период действия программы исполнено только два мероприятия, предусмотренные Инвестиционной программой: "Реконструкция т/м № 5 2Ду900на 2Ду1000 по вантовому переходу через р. Уда длиной 204 м"; "Строительство ПНС на подающем трубопроводе т/м № 5 от ТК-23 с насосами", фактические расходы на реализацию которых составили 7622,8 тыс. руб.
Планируемые индикаторы: подключение тепловой нагрузки 75 Гкал выполнено на 20,8%, снижение отказов в работе оборудования котельных и тепловых сетей не выполнено, что позволяет сделать вывод о низком уровне реализации Инвестиционной программы;
- оценка эффективности использования муниципальных объектов системы теплоснабжения, находящихся на праве доверительного управления в ОАО "ТГК-14", проведенная по двум направлениям: социальная эффективность, качество оказываемых услуг показала, что основное количество обращений граждан (более 85%) связано с предоставлением ненадлежащего качества услуги "отопление" и низкой температурой горячего водоснабжения. Количество обращений граждан, связанных с низкой температурой и низким давлением в системе горячего водоснабжения, перебоями в предоставлении услуг, и количество обращений граждан, связанных с предоставлением ненадлежащего качества услуги "отопление", по состоянию на 01.12.2010 составило 19674 обращения. По сравнению с 2009 г. количество обращений увеличилось на 3,9%.
Контрольно-счетная палата отметила, что одним из приоритетных направлений расходования средств бюджета города в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения должно стать воспроизводство систем теплоснабжения города.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ имеет название "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
15. Следуя основным направлениям политики Правительства Российской Федерации в области энергосбережения, Контрольно-счетной палатой в рамках двух контрольных мероприятий проведены проверки реализации положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" учреждениями, подведомственными ГРБС "Комитет по образованию", и учреждениями здравоохранения. В результате установлено, постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.07.2010 № 338 принята Муниципальная целевая программа
"Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности г. Улан-Удэ до 2020 года".
В отчетах по проведенным контрольным мероприятиям отмечено, что многие муниципальные учреждения образования и здравоохранения не готовы обеспечить снижение энергопотребления, в частности теплопотребления, ввиду того, что здания учреждений требуют проведения текущего и капитального ремонта. Исполнительно-распорядительному органу в целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ и повышения эффективности использования бюджетных средств рекомендовано рассмотреть возможность увеличения финансирования мероприятий по капитальному и текущему ремонту зданий учреждений здравоохранения и образования при появлении дополнительных доходов бюджета города.
16. В 2010 г. в рамках контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой и Ревизионным управлением Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ, проверена правомерность расходования в 2008 - 2010 гг. средств, получаемых бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения действующего законодательства:
- в нарушение трудового законодательства РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих порядок оплаты труда, произведена выплата премий и материальной помощи (МУ "Комитет по строительству", МУ "Улан-Удэстройзаказчик");
- установлены нарушения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
V. Меры, принимаемые Контрольно-счетной палатой по
противодействию коррупции
Основными направлениями в работе по противодействию коррупции для Контрольно-счетной палаты в 2010 году являлись:
- профилактика коррупции в финансово-бюджетной сфере в рамках проверок;
- взаимодействие Контрольно-счетной палаты с правоохранительными органами и органами исполнительной власти;
- проведение антикоррупционной экспертизы проектов решений Улан-Удэнского городского Совета депутатов по финансово-экономическим вопросам;
- недопущение коррупции в рядах сотрудников Контрольно-счетной палаты.
Контрольно-счетная палата в рамках своей компетенции, предусмотренной Положением о Контрольно-счетной палате города Улан-Удэ, принимала активное участие в реализации органами местного самоуправления города плана по противодействию коррупции в части выявления нарушений в бюджетно-финансовой сфере, а также при распоряжении и управлении объектами муниципальной собственности.
Следует отметить, что наиболее часто в проектах нормативных правовых актов и нормативных правовых актах встречаются такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления и выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц).
В 2010 году Контрольно-счетной палатой осуществлялось активное взаимодействие с правоохранительными, финансовыми и иными контролирующими органами Российской Федерации и Республики Бурятия (прокуратура РБ и районов города Улан-Удэ, МВД по РБ, Минфин РФ):
- по запросам правоохранительных органов материалы контрольных мероприятий отправляются в прокуратуру Республики Бурятия, прокуратуры районов города, МВД по РБ, УВД г. Улан-Удэ (всего направлено в 2010 году 34 информации);
- совместно с прокуратурой Железнодорожного района проведена выборочная проверка правильности и эффективности расходования бюджетных средств, направленных МУ "Комитет городского хозяйства" по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", на 2009 г.;
- по поручению прокуратуры проведена проверка законности расходования бюджетных средств, направленных МУ "Комитет городского хозяйства" на строительство высоковольтной линии для п. Тальцы в 2007 г.;
- в целях устранения возможности должностного усмотрения по применению бюджетного законодательства направлены 3 запроса в Минфин РФ по правильности применения бюджетного законодательства и 2 запроса в Министерство экономического развития РФ о применении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". На вопросы Контрольно-счетной палаты получены разъяснения, подтверждающие правильность выводов Контрольно-счетной палаты. Разъяснения направлены для применения главным распорядителям бюджетных средств;
- заместителю мэра по общественной безопасности направлено 5 отчетов о ходе реализации Плана
противодействия коррупции в органах местного самоуправления г. Улан-Удэ на 2010 - 2011 гг., утвержденного распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 31.05.2010 № 754-р;
В течение 2010 года Контрольно-счетная палата принимала участие в заседаниях межведомственной постоянно-действующей рабочей группы по противодействию коррупции при прокуратуре РБ, Совета по противодействию коррупции при мэре г. Улан-Удэ, сделала 5 выступлений по вопросам противодействия коррупции (семинары-совещания).
Контрольно-счетная палата в отчетном периоде продолжила работу по организации мероприятий по профилактике коррупции, мер по повышению профессионального уровня и правового образования муниципальных служащих, осуществление мониторинга и систематизации законодательства в антикоррупционной сфере.
В 2010 году Контрольно-счетной палатой проверена достоверность сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых всеми муниципальными служащими Контрольно-счетной палаты, также проверена достоверность сведений об образовании всех работников контрольного органа.
В 2011 году Контрольно-счетная палата г. Улан-Удэ планирует продолжить активное участие в реализации антикоррупционной политики, проводимой Правительством РФ и Администрацией городского округа "город Улан-Удэ".
VI. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с органами
финансового контроля и иными контролирующими органами.
Организационная и информационная деятельность
В целях осуществления активного информационного обмена в 2010 г. продолжалось дальнейшее развитие взаимодействия с профессиональным содружеством контрольно-счетных органов России (Союз муниципальных контрольно-счетных органов РФ, Совет муниципальных контрольно-счетных органов Республики Бурятия).
В коллективе Контрольно-счетной палаты достаточно активно ведется поиск новых форм и методов контрольной и экспертно-аналитической деятельности для улучшения качества представляемых заключений как представительному, так и исполнительному органам города. Главной задачей здесь является более полное раскрытие нарушений и недостатков с соответствующими последствиями для нарушителей бюджетного законодательства, а также обозначение имеющихся проблем в деятельности участников бюджетного процесса, что способствует улучшению качества бюджетного планирования, повышению квалификации финансового и бухгалтерского аппарата проверяемых организаций.
В целях полноты реализации материалов проверок и уменьшения количества нарушений при исполнении органами местного самоуправления городского округа "город Улан-Удэ" требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с Комитетом экономического развития Администрации города подписано соглашение о взаимодействии в процессе осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов для муниципальных нужд.
В рамках соглашения между Контрольно-счетной палатой и МУ "Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ" в течение отчетного периода осуществлялся информационный обмен и обсуждались вопросы применения бюджетного законодательства в ходе исполнения бюджета города, проводилась совместная работа по восстановлению в бюджет избыточных расходов, установленных Контрольно-счетной палатой, обеспечена единая политика в работе по взысканию задолженности по налоговым и неналоговым доходам.
Контрольно-счетная палата города продолжает являться регулярным участником публичных слушаний по проектам бюджета на очередной финансовый год и отчетов о его исполнении на правах содокладчика к выступлению заместителя мэра - председателя Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ.
Следует отметить наметившуюся в 2010 г. тенденцию расширения взаимодействия по вопросам применения бюджетного законодательства с территориальным Управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора Республики Бурятия.
Активизировано взаимодействие с депутатским корпусом Улан-Удэнского городского Совета в вопросах рассмотрения отчетов по контрольным мероприятиям, по рассмотрению замечаний по экспертизе проектов решений, это позволило сделать внешний финансовый контроль неотъемлемым элементом бюджетного процесса в городском округе "город Улан-Удэ".
В 2010 году Палатой осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с аппаратами органов представительной и исполнительной власти города Улан-Удэ.
В отчетном году продолжилась практика сбора информации от ГРБС в электронном виде (в том числе отчетность ГРБС), что позволило формировать информационные ресурсы для обеспечения контрольных мероприятий и анализа исполнения бюджета города.
В целях профилактики нарушений действующего законодательства и оперативного реагирования руководителей муниципальных учреждений и бухгалтерских служб бюджетных учреждений городского округа "город Улан-Удэ" на изменения бюджетного и налогового законодательства, нарушения законодательства, выявленные Контрольно-счетной палатой в 2009 году, при исполнении бюджета города Улан-Удэ и управлении муниципальным имуществом 16 апреля 2010 года Контрольно-счетной палатой проведен семинар-совещание на тему "Итоги проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств и контрольных мероприятий 2009 г.". На семинаре с докладами выступили председатель, заместитель председателя, аудиторы и начальник отдела.
Информационная политика рассматривается Контрольной палатой в качестве одного из основных направлений своей работы и имеет целью информирование общества об участии органа внешнего финансового контроля в деятельности по дальнейшему оздоровлению финансов города и повышению эффективности использования муниципальной собственности. С целью реализации принципа гласности на сайте органов местного самоуправления городского округа размещается информация о деятельности Контрольно-счетной палаты, пресс-релизы по каждому проведенному контрольному и аналитическому мероприятию.
VII. Выводы
План
работы Контрольно-счетной палаты, утвержденный решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.11.2009 № 185-14, выполнен.
Итоги контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в 2010 году, свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения бюджета еще имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и бюджетных процедур, укрепления финансовой дисциплины.
Проблемы совершенствования и усиления муниципального финансового контроля остаются не менее актуальными. В 2011 году Контрольно-счетная палата продолжит свою деятельность с учетом новых задач и требований Президента и Правительства РФ.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
О.Н.ГЕНЕРАЛОВА