Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2010 г. по делу № А31-7533/2009

Резолютивная часть решения объявлена 2 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 7 июня 2010 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Трубниковой Елены Юрьевны, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений, г. Кострома
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, г. Кострома;
третьи лица: Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, г. Кострома;
Администрация города Костромы, г. Кострома;
ФГОУ ВПО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия", пос. Караваево, Костромской район, Костромская область;
ФГУП учхоз "Костромское", п. Коряково, Костромской район, Костромская область;
Администрация Костромского муниципального района, г. Кострома;
Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области, г. Кострома;
Территориальный отдел по г. Костроме Роснедвижимости по Костромской области, г. Кострома;
ООО "Костромское землеустроительное предприятие", г. Кострома
о признании недействительным права собственности Российской Федерации на земельный участок, аннулировании записи, признании незаконными действия ТО по г. Костроме,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мясниковой И.В.
при участии в заседании:
от истца: Казанцева И.Н. (доверенность от 11.01.2010 № 3/дов);
от Росимущества: Назаров М.Б. (доверенность от 18.01.2010 № 3Д), после перерыва не явились;
от Управления Роснедвижимости по КО: Скорняков Н.С. (доверенность от 01.10.2009 № 20);
от Администрации Костромского муниципального района: Смирнова Е.Н. (доверенность от 08.09.2009 № 45)
от Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы: не явились (надлежаще извещены, ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие представителя);
от ФГОУ ВПО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия": не явились (надлежаще извещены)
от УФРС: не явились (надлежаще извещены);
от Администрации г. Костромы: Котин А.Ю. (доверенность от 09.02.2009 № 50-613/09),
от ООО "Костромское землеустроительное предприятие": не явились (надлежаще извещены)
от ФГУП учхоз "Костромской": Пашутин П.В. (доверенность от 06.10.2008)

установил:

департамент имущественных и земельных отношений, г. Кострома, обратился в арбитражный суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, г. Кострома, Управлению Федеральной регистрационной службы по Костромской области, г. Кострома, Территориальному отделу Управления Роснедвижимости по Костромской области, г. Кострома, Управлению Роснедвижимости по Костромской области, г. Кострома, Администрации Костромского муниципального района, г. Кострома, ФГУП учебно-опытное хозяйство "Костромское" Костромской государственной сельскохозяйственной академии (далее - Учхоз "Костромское"), п. Коряково Костромского района Костромской области о признании расположенный по адресу: Костромская область, Костромской район, г. Кострома, площадью 644941,55 кв. м, кадастровый номер 44:27:080611:10; о признании незаконными действий Территориального отдела Управления Роснедвижимости по Костромской области, г. Кострома по проведению государственного кадастрового учета в отношении земельного участка расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, г. Кострома, площадью 644941,55 кв. м, кадастровый номер 44:27:080611:10.
Впоследствии заявитель требования уточнил, просил признать недействительным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Костромская область, Костромской район, г. Кострома, площадью 644941,55 кв. м, кадастровый номер 44:27:080611:10 и аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации на него. При этом, от исковых требований к Территориальному отделу Управления Роснедвижимости по Костромской области, г. Кострома по проведению государственного кадастрового учета в отношении данного земельного участка отказался, также исключив из числа ответчиков Управление Роснедвижимости по Костромской области, Администрацию Костромского муниципального района, Учхоз "Костромское".
Судом указанное уточнение принято.
Судом к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области, г. Кострома, Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области, г. Кострома, исключены из числа ответчиков.
Позднее из числа ответчиков по ходатайству истца было исключено Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области и переведено в число третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФГОУ ВПО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия", п. Караваево Костромского района Костромской области, Территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Костромской области, г. Кострома, Администрация Костромского муниципального района, г. Кострома, ФГУП учебно-опытное хозяйство "Костромское" Костромской государственной сельскохозяйственной академии, п. Коряково, ООО "Костромское землеустроительное предприятие" г. Кострома, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, г. Кострома, Администрация г. Костромы, г. Кострома.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось по ходатайству лиц, участвующих в деле, для представления дополнительных доводов и доказательств их обоснование.
Требования заявителя мотивированы тем, что поскольку до ноября 1998 года граница города Костромы не была официально утверждена, спорный земельный участок с 1957 года находился в границах города (в составе земельного участка с кадастровым номером 44:27:000000:37) (институтом "Гипрокоммунстрой" 10.09.1956 разработан план установления границ города Костромы, по которому часть земель, занимаемых по состоянию на 29.05.1992 Учхозом "Костромское", вошла в черту города Костромы), что подтверждается Генеральным планом г. Костромы 1967 года и последующими его корректировками 1978 года, 1988 года, следовательно, администрация Костромского района Костромской области фактически распорядилась землей, находящейся в ведении Городских Советов народных депутатов, превысив свои полномочия. Администрация Костромского муниципального района, по мнению истца, данное обстоятельство признала, издав постановление от 16 марта 2006 года № 144, которым уменьшила площадь земельного участка Учхоза "Костромское", однако описание территориальных границ, позволяющих определить, какие земли исключены из предоставленных в 1992 году, в постановлении отсутствует; кроме этого, в свидетельство № 29 на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданное 17 июня 1992 года, изменения не внесены.
Представители Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы и Администрация г. Костромы просят исковые требования удовлетворить по тем же основаниям.
Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области заявленные требования не признал, пояснив, что спорный земельный Федерации использовался и используется ФГУП Учхоз "Костромское", поскольку все имущество Учхоза "Костромской" принадлежит на праве собственности Российской Федерации в силу закона, следовательно, и указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации в силу закона. Считает, что и текст искового заявления и доводы истца направлены на обжалование постановления администрации Костромского района № 107г от 29.05.1992 г., что уже было предметом рассмотрения в деле № А31-2897/2007-21, решение по которому вступило в законную силу.
Указанную позицию в отзывах и выступлениях поддержали представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ФГОУ ВПО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия", Территориального отдела Управления Роснедвижимости по Костромской области, Администрации Костромского муниципального района, ФГУП учебно-опытное хозяйство "Костромское" Костромской государственной сельскохозяйственной академии.
Представитель 3-го лица - Территориального отдела Управления Роснедвижимости по Костромской области в судебном заседании пояснил, что граница города Костромы утверждена постановлением главы администрации Костромской области от 23 ноября 1998 года № 676, ранее указанной даты граница города Костромы не утверждалась; земли в размере 804 га, землепользователем которых являлся Учхоз "Костромское", учитывались как администрацией города, так и администрацией района, использование земель подтверждалось ежегодно представляемыми экспликациями.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, отзывах на него и в выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей сторон, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
2 августа 2006 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037, № регистрации 44-44-01/084/2006-406.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области от 25 апреля 2008 года № 294 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, г. Кострома" земельный участок с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037 разделен на 11 вновь образованных из него земельных участков.
Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области от 18 июня 2008 года № 405 и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области от 29 октября 2008 года № 841 в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области от 25 апреля 2008 года № 294 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, г. Кострома" внесены изменения.
На основании указанных распоряжений из земельного участка с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:27:000000:74, 44:27:080611:10, 44:27:080608:4, 44:27:090301:11, 44:27:090301:10, 44:27:000000:59, 44:27:080522:136, 44:27:000000:61, 44:27:000000:60, 44:27:000000:57, право на которые зарегистрировано в установленном порядке, свидетельства о регистрации от 13 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238580, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238835, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238838, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238836, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238840, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238834, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238833, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238837, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238839, от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238841.
Таким образом, истец оспаривает право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 44:27:080611:10, № регистрации 44-44-01/098/2008-082 от 12 ноября 2008 года серии 44 АБ № 238835, ранее входившего в состав земельного участка с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037.
Из архивной справки, представленной в материалы дела ГУ "Государственный архив Костромской области", следует, что из подсобного хозяйства Костромского льнокомбината им. В.И.Ленина в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 26.11.1949 № 1861-р было организовано учебно-опытное хозяйство "Заволжское" Костромского сельскохозяйственного института "Караваево".
На основании Приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 04.09.1975 № 404 и приказа Учебно-опытного хозяйства "Заволжское" от 29.10.1975 № 247 учебно-опытное хозяйство было переименовано в экспериментальный молочно-мясной совхоз "Костромской".
На основании Приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 30.06.1980 № 187 экспериментальный молочно-мясной совхоз "Костромской" был преобразован в экспериментальный племенной совхоз по крупному рогатому скоту костромской породы "Костромской".
Согласно Приказу Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 18.04.1986 № 175 племенной совхоз "Костромской" был преобразован в учебно-опытное хозяйство "Костромское" с подчинением Костромскому сельскохозяйственному институту "Караваево". Племсовхоз передан институту с имуществом, в том числе землями в количестве 11563 Га, при этом часть земель (984 Га) находилась на территории города Костромы. Указанные обстоятельства создания учхоза "Костромское" и наделения его спорным земельным участком установлены судебными актами по делу № А31-2897/2007-21.
Постановлением администрации Костромского района от 29 мая 1992 года № 107Г "О перерегистрации прав на пользование землей и выдаче госактов" предписано Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам выдать временные свидетельства, удостоверяющие право пользования землей, землепользователям, в том числе Учхозу "Костромское" - на 9156 га.
17 июня 1992 года Учхозу "Костромское", д. Коряково Бакшеевского с/с выдано свидетельство № 29 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 9156 га, в том числе сельхозугодий - 8183 га. Законность и обоснованность издания указанного постановления и выдачи свидетельства проверена в судебном порядке по иску Департамента имущественных отношений Костромской области (дело № А31-2897/2007-21). При этом из судебных актов следует, что Департаменту имущественных отношений Костромской области отказано в удовлетворении иска как в связи с пропуском срока для защиты нарушенного права, так и по существу требований.
Постановлением Костромской областной Думы от 31 октября 1996 года № 381 утверждены изменения административно-территориальной границы г. Костромы по состоянию на 15 октября 1996 года с приложением проекта городской черты и баланса земель в проектной городской черте.
10 сентября 1956 года институтом "Гипрокоммунстрой" был разработан план установления в натуре границ г. Костромы, по которому часть земель, занимаемых по состоянию на 29 мая 1992 года Учхозом "Костромское", вошла в черту города Костромы.
Постановлением главы администрации Костромской области от 23 ноября 1998 года № 676 утверждена граница города Костромы, согласно приложению № 1 к указанному постановлению ряд земельных участков переданы в черту г. Костромы, в том числе земельный участок площадью 804 га, землепользователем которого являлся Учхоз "Костромское".
Начальником Департамента имущественных отношений Костромской области на основании Государственного контракта № 11 от 28 октября 2003 года утверждено техническое задание на выполнение работ по корректировке плана границ земель ФГУП учебно-опытное хозяйство "Костромское" Костромской ГСХА с учетом произошедших изменений с 1992 года, заказчиком работы по которому является Департамент имущественных отношений Костромской области.
Постановлением администрации Костромского района от 16 марта 2006 года № 144 внесены изменения в постановление администрации Костромского района от 29 мая 1992 года 107Г "О перерегистрации прав на пользование землей и выдаче госактов" в части размера земельного участка, на который надлежит выдать документы, удостоверяющие право бессрочного пользования землей: размер земельного участка Учхоза "Костромское" уменьшен до 8123 га.
Границы Костромского района в установленном порядке были утверждены 21.10.2006.
Истец в исковом заявлении и в выступлениях представителя настаивает на том, что согласно ст. 145 Земельного кодекса РСФСР городской чертой, действующей в момент введения сего Кодекса, считалась наружная граница земель как застроенных, так и незастроенных, состоящих в заведывании городского совета к первому августа 1922 года, а также примыкающих к городской границе бывших городских земель, если они не находятся в фактическом пользовании крестьянского населения или рабочих организаций. Определение действующей городской черты на местности или на плане, на всем ее протяжении или отдельной ее части, исполняется, в случае надобности, в общем порядке землеустроительного производства, как по заявлениям городского совета, так и окрестного населения.
Таким образом, действовавшим на тот момент законодательством не было предусмотрено принятие нормативных актов для определения границ городской черты, на плане и на местности городская черта также устанавливалась не во всех случаях. В ст. 82 ЗК РСФСР, принятого 1 июля 1970 года, было установлено, что городская черта - это внешняя граница земель города, которая отделяет их от других земель единого государственного земельного фонда и определяется на основе генерального плана и технико-экономических основ развития города. Выше перечисленные доводы не являлись предметом исследования по делам А31-2897/2008, А31-1076/2007-21.
Каких-либо доказательств в подтверждение доводов того, что спорные земельные участки входили в состав земель Костромского района, ответчиками представлено не было как в настоящем процессе, так и в процессах по делам А31-2897/2008, А31-1076/2007-21.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вопрос о законности предоставления ФГУП "Костромское" земельного участка на праве бессрочного пользования был предметом рассмотрения Арбитражного суда Костромской области (дело № А31-2897/2007-21). Обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела (в том числе по вопросам границ земельного участка по отношению к границам города), не подлежат доказыванию вновь. Таким образом, спорным земельным участком ФГУП "Костромское" пользовалось на законных основаниях.
Из представленной архивной справки архива Костромского района (т. 4 л.д. 18-23) следует, что в состав земель, принадлежащих Учхозу "Костромское", входили земли запредельного пользования на территории города Костромы. Указанный факт ответчиком не оспорен, доказательств обратного не представлено.
В соответствии со статьей 3 действовавшего ранее Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 "О земельной реформе" земли под объектами, принадлежащими РСФСР, закреплялись в государственную собственность РСФСР.
Согласно части 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие этого Кодекса, сохраняется.
Из части 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (часть 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что в целях разграничения государственной собственности на землю с 1 июля 2006 года к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти. Согласно пункту 10 статьи 3 этого же Закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если иное не предусмотрено законом.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации (часть 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспаривать чужое зарегистрированное право собственности может лицо, права которого затрагиваются, истец приводит довод о том, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 44:27:080611:10 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, чем нарушаются права Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области.
Из вышеперечисленных правовых норм следует, что право государственной собственности на спорный земельный участок в результате его разграничения сохранилось за Российской Федерацией. Указанный вывод подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-1076/2008.
Довод истца о том, что спорный земельный участок с 1957 года находился в черте города Костромы, а потому не мог быть предоставлен постановлением администрации Костромского муниципального района от 29.05.1992 № 107Г в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП "Костромское" не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводу заявителя о том, что с момента вступления в законную силу решения Димитровского районного суда города Костромы от 24.09.2007 (с 10.12.2007) прекратилось право собственности Российской федерации на земельный участок с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037 уже давалась оценка при вынесении судебных актов по делу № А31-1076/2008, из чего следует вывод о том, что суд признал недействительным зарегистрированное право собственности Российской Федерации только в части земельных участков площадью 599,99 квадратного метра и 474,22 квадратного метра, расположенных по адресу: город Кострома, улица Коминтерна, 82, предоставленных Соловьеву В.В.
Именно с учетом данного решения суда распоряжением ТУ ФАУФИ по Костромской области от 28.04.2008 № 294 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 44:27:00 00 00:0037, разделен на вновь образованные из него земельные участки, права собственности на которые зарегистрированы за Российской Федерации.
Таким образом, истец не доказал своего права на спорный земельный участок, а все его доводы сводятся к переоценке обстоятельств, установленных ранее вынесенными судебными решениями, что процессуально недопустимо.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение иска подлежит отнесению на истца. В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в иске отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия или в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области

Судья
Е.Ю.ТРУБНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 02.06.2010 по делу № А31-7533/2009
В удовлетворении искового требования о признании недействительным права собственности Российской Федерации на земельный участок и об аннулировании записи о регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок, произведенной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказано правомерно, поскольку истец не представил в материалы дела доказательств наличия у него прав на спорный земельный участок.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru