Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2010 г. по делу № 3-66/2010

Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре С.Т.Ю.,
с участием прокурора Кузьмина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Агромир" о признании недействующим п/п 65 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 65 названного приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Рыбинский район, Михайловский сельский округ, кадастровый номер земельного участка <...>, площадь земельного участка 700000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" № 110 от 10.12.2008.
ЗАО "Агромир" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным п/п 65 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к Постановлению № 619-п, ссылаясь на то, что указанный в п/п 65 земельный участок выделен из земельного участка, расположенного по адресу: Рыбинский район, Михайловский сельский округ, общей площадью 1410000 кв. м с кадастровым номером <...>, принадлежащего ЗАО "Агромир" (правопреемник СПК "Родина") на праве собственности для ведения сельскохозяйственного производства, оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ) и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод выделенного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда лишает ЗАО "Агромир" права собственности на земельный участок, кроме того, перевод произведен без согласия ЗАО "Агромир" и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
В судебном заседании представитель заявителя С.Ф.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Ярославской области по доверенности К.С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ, земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования для обеспечения потребности в древесине и других природных ресурсах. Лесные земли передавались в управление колхозам в бессрочное пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда. При этом их перевод из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не требовался. Несоответствие сложившейся практики учета земель лесного фонда требованиям законодательства РФ имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, представителя Правительства Ярославской области, свидетелей, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с п/п 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается в том числе согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из положений п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В силу пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков (ст. 14 ФЗ № 122).
В судебном заседании установлено, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: Рыбинский район, Михайловский сельский округ, общей площадью 1410000 кв. м с кадастровым номером <...> является заявитель - ЗАО "Агромир". Согласно свидетельству о государственной регистрации права 76-АА № 533568 земельный участок с кадастровым номером <...>, объект права: земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 1410000 кв. м, находится на праве собственности ЗАО "Агромир", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 апреля 2007 года сделана запись регистрации № 76-76-08/011/2007-460 (л.д. 9).
Из письма межрайонного отдела № 3 по Ярославской области ФГУ "Земельная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) от 16.09.2010 № 17-08/217 (л.д. 15) видно, что на основании изменений к оценочной описи от 15.10.2008 внесены изменения в части площади вышеназванного земельного участка, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Агромир". В результате чего образовалось два участка: с прежним кадастровым номером <...> площадью 710000 кв. м и с кадастровым номером <...> площадью 700000 кв. м.
Свидетели Ч.Г.И., являющаяся начальником межрайонного отдела № 3 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ярославской области, и Г.Л.М., являющаяся заместителем начальника управления АПК архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, в судебном заседании пояснили, что земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 141 га, находящийся на праве собственности у ЗАО "Агромир", в связи с необходимостью принятия Постановления № 619-п, на основании распоряжения Управления Роснедвижимости по Ярославской области был преобразован в два участка: один площадью 71 га, на котором находились сельхозугодья, с тем же кадастровым номером <...>, другой площадью 70 га, покрытый лесами, с присвоением нового номера <...>. Такое разделение происходило путем внесения Управлением Роснедвижимости по ЯО изменения к оценочной описи. При этом согласие ЗАО "Агромир" и его заявление о разделении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не испрашивалось.
Свидетели также пояснили, что в Едином государственном реестре земель оба земельных участка числятся на праве собственности за ЗАО "Агромир", то есть после разделения земельного участка ЗАО "Агромир" по-прежнему сохранило право собственности на оба земельных участка - как с кадастровым номером <...>, так и с кадастровым номером <...>. Однако права до сих пор не зарегистрированы.
Между тем, о том, что ЗАО "Агромир" является собственником переведенного в состав лесного фонда земельного участка, свидетельствует также кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 24.11.2010, из которой видно, что земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 700000 кв. м находится на праве собственности у ЗАО "Агромир".
Кроме того, то обстоятельство, что спорный земельный участок был выделен из земельного участка, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Агромир", представитель Правительства Ярославской области в судебном заседании не оспаривал.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что правообладателем спорного земельного участка является заявитель - ЗАО "Агромир", сохранивший право собственности на выделенный земельный участок, поскольку такое выделение земельного участка производилось без его согласия на прекращение права собственности на земельный участок по свидетельству о государственной регистрации права собственности 76-АА № 533568.
То обстоятельство, что ЗАО "Агромир" не оформило права на выделенный спорный земельный участок в регистрационной службе, также не свидетельствует о том, что ЗАО "Агромир" утратило (не приобрело) право собственности на выделенный земельный участок, поскольку, по сообщению межрайонного отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ярославской области от 11.11.2010, право собственности за ЗАО "Агромир" было зарегистрировано на всю учтенную площадь 1410000 кв. м.
Разделение земельного участка было произведено без согласия собственника, о таком разделении собственник не был поставлен в известность и, соответственно, не имел возможности произвести оформление своих прав после разделения земельного участка.
Как видно из материалов дела, право собственности ЗАО "Агромир" на указанный спорный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Постановлением № 619-п земельный участок площадью 700000 кв. м, выделенный из земельного участка площадью 1410000 кв. м, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
В судебном заседании также установлено, что основанием для перевода указанного выше земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда послужило ходатайство территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области от 25.11.2008 № 5848.
Из пояснений представителя Правительства ЯО, а также текста ходатайства и приложенных к нему документов, представленных представителями в судебное заседание, следует, что согласие ЗАО "Агромир" как собственника земельного участка, в отношении которого ставился вопрос о переводе из одной категории земель в другую, к ходатайству приложено не было и в наличии не имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что к ходатайству территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области от 25.11.2008 № 5848 не был приложен предусмотренный федеральным законодательством документ о согласии правообладателя земельного участка, что является нарушением установленного Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ порядка перевода земель из одной категории в другую и в соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ служит основанием для признания недействительным акта о переводе земельных участков их из одной категории в другую в части, касающейся спорного земельного участка.
Кроме того, в силу п/п 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Представителями Правительства ЯО не представлено доказательств, свидетельствующих также о том, что спорный земельный участок непригоден для осуществления сельскохозяйственного производства, а значит, он может быть переведен в состав земель лесного фонда, тогда как в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - ЗАО "Агромир", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность нахождения земельного участка лесного фонда в собственности юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права ЗАО "Агромир", поскольку перевод земельного участка, принадлежащего ЗАО "Агромир", в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права собственности ЗАО "Агромир" на спорный земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", с учетом ст. 53.1 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" (в редакции Закона ЯО от 09.07.2009 № 45-з) решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать п/п 65 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ




Официальная публикация в СМИ:
"Документ-Регион", № 7, 01.02.2011


Решение Ярославского областного суда от 06.12.2010 по делу № 3-66/2010
<О признании недействующим подпункта 65 перечня земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru