КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТЧЕТ
от 25 февраля 2011 года
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САРАТОВ"
В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы и на основании удостоверения на право проведения проверки от 01.02.2011, выданного председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., консультантами отдела контрольно-счетной палаты Юровой Е.Л. - руководитель группы и Горбуновым В.В. с 7 по 21 февраля 2011 г. проведена проверка достоверности бюджетной отчетности комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов".
Период проверки: 2010 год.
Проверка проведена с ведома председателя комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) Салова И.А. и начальника финансового отдела комитета Муравьевой С.Ю.
При проверке использовались: положение о Комитете, первичные учетные документы, отчеты об исполнении смет, регистры бухгалтерского учета, бюджетная роспись, сведения для формирования кассового плана в части расходов бюджета города, другие нормативные и правовые документы.
Лицами ответственными за финансово-хозяйственную деятельность Комитета в проверяемом периоде являлись:
- Салов И.А. с 31.12.2009 по настоящее время, назначенный на должность председателя Комитета на основании распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.12.2009 № 530-лс, имеющий право первой подписи;
- Овсянникова А.Б. с 01.07.2008 по 04.02.2010, назначенная на должность начальника финансового отдела Комитета на основании приказа Комитета от 30.06.2008 № 156л/с и уволенная на основании приказа от 26.01.2010 № 10-л/с;
- Муравьева С.Ю. с 12.02.2010 по настоящее время назначенная на должность начальника финансового отдела Комитета на основании приказа Комитета от 12.02.2010 № 41л/с, имеющая право второй подписи.
Комитет зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по Фрунзенскому району г. Саратова за основным государственным регистрационным номером 1026403683657 (ИНН 6455014382, КПП 645501001).
Комитет имеет статус юридического лица, функции и порядок деятельности которого, определяются Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.11.2007 № 22-216.
Комитет в 2010 году осуществлял функции главного распорядителя, бюджетных средств по 48 получателям, из которых 47 являются подведомственными ему учреждениями.
Согласно Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н (далее Инструкция № 128н) в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя и получателя бюджетных средств включаются следующие формы отчетов:
- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее - Баланс (ф. 0503130));
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
- Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- Пояснительная записка (ф. 0503160);
- Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
- Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
- Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138).
Указаниями о порядке составления и предоставления годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования "Город Саратов" за 2010 год, утвержденными приказом комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.12.2010 № 121П "О годовой бюджетной отчетности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования "Город Саратов" за 2010 год" (далее - Указания) предусмотрено введение дополнительных форм отчетности:
- Справка об изменении валюты баланса по состоянию на 1 января 2010 года (далее - Приложение 1 к Указаниям);
- Акт сверки стоимости объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" (далее - Приложение 2 к Указаниям);
- Справка по отдельным показателям "Отчета о финансовых результатах деятельности" на 1 января 2010 года (далее - Приложение 3 к Указаниям);
- Акт сверки приема (передачи) нефинансовых активов (далее - Приложение 4, 5 к Указаниям);
- Акт сверки приема (передачи) финансовых активов (далее - Приложение 6 к Указаниям);
- Сведения по кредиторской задолженности по состоянию на 1-е января 2010 года (далее - Приложение 7 к Указаниям);
- Сведения по кредиторской задолженности по состоянию на 1-е января 2011 года (далее - Приложение 8 к Указаниям).
Порядок составления вышеуказанных дополнительных форм к бухгалтерской отчетности (Приложения 4 - 8 к Указаниям) финансовым органом не разработан.
Приказом комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.12.2010 № 121П "О годовой бюджетной отчетности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования "Город Саратов" за 2010 год" для Комитета установлен срок сдачи отчетности - 02.02.2011 в 11 час. 00 мин.
В ходе проверки Комитетом представлена копия сводной бюджетной отчетности, оформленной в порядке, установленном комитетом по финансам муниципального образования "Город Саратов". Однако, из-за отсутствия на копии бюджетной отчетности Комитета отметки комитета по финансам о дате ее представления и отметки о дате принятия бюджетной отчетности, в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности, определить своевременность сдачи бюджетной отчетности не представляется возможным.
В нарушение п. 4 Инструкции № 128н:
- отчеты всех получателей бюджетных средств на бумажном носителе представлены без сопроводительных писем;
- отчеты по двум учреждениям, подведомственным Комитету не сброшюрованы (МУЗ "Городская поликлиника № 3", МУЗ "Городская детская инфекционная больница № 5");
- страницы отчетов 18 учреждений не пронумерованы.
В нарушение п. 6 Инструкции № 128н в ряде форм бюджетной отчетности отсутствуют подписи руководителя и главного бухгалтера, а формах бюджетной отчетности, содержащих плановые (прогнозные) и аналитические показатели - подписи руководителя финансово-экономической службы. Подписи руководителей являются подтверждением достоверности показателей, отраженных в финансовом отчете. Например, Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), Пояснительная записка (ф. 0503160) и т.д. не подписаны руководителем и главным бухгалтером МУЗ "Городская поликлиника № 5". В отчетах 8 учреждений на Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) так же отсутствуют подписи руководителя и главного бухгалтера. В отчетах МУЗ "Городская поликлиника № 16", МУЗ "Городская поликлиника № 10", МУЗ "Городская клиническая больница № 9" и еще в 22 учреждениях формы бюджетной отчетности не подписаны руководителем финансово-экономической службы.
В нарушение п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" отдельные формы отчетности содержат факсимильную подпись руководителя. Например, формы отчетности МУЗ "Городская поликлиника № 15", МУЗ "Городская поликлиника № 16", МУЗ "Стоматологическая поликлиника № 5" и т.д.
- в рамках ведомственной целевой программы доведено ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 611,5 тыс. рублей.
В ходе проверки Комитетом не предоставлены обоснования по распределению ассигнований (лимитов) бюджетных обязательств на приобретение объектов основных средств, в том числе медицинского оборудования.
Аналогично по другим мероприятиям предусмотренным ведомственной целевой программой.
Таким образом, распределение Комитетом ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по учреждениям в рамках ведомственной целевой программы не подтверждено заявками участников программных мероприятий и расчетными показателями, следовательно, не является обоснованным.
Кроме того, Комитетом не предоставлены обоснования включения в перечень участников программных мероприятий 35 из 47 подведомственных учреждений.
Несмотря на то, что Комитет не участвует в выполнении программных мероприятий и средства, предусмотренные на их реализацию, не централизованы в ведомственной целевой программе и в отчетах о ее выполнении Комитет фигурирует в роли исполнителя программных мероприятий, тогда как фактически исполнителями являются лечебные учреждения. Данный факт свидетельствует о несоответствии содержания программы
утвержденному решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 бюджету муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год.
В ведомственной целевой программе наименования муниципальных учреждений здравоохранения не соответствует наименованию учреждений отраженных в реестре получателей бюджетных средств. Например, в ведомственной целевой программе зафиксировано "МУЗ "Городская клиническая больница № 1", а в реестре получателей бюджетных средств - МУЗ "1-я Городская клиническая больница им. Ю.Я. Гордеева" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" и т.д.
Выводы:
В ходе проверки установлено:
1. Комитетом не осуществлялся контроль за соблюдением подведомственными учреждениями сроков сдачи бюджетной отчетности.
2. В нарушение приказа Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации":
- оформление бюджетной отчетности учреждений не соответствует требованиям приказа (отсутствуют подписи руководителя, главного бухгалтера и руководителя финансово-экономической службы, по счету "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение" отсутствует группировка по видам материальных ценностей и т.д.);
- перед составлением годовой бюджетной отчетности Комитетом (получателем бюджетных средств) не в полном объеме проведена инвентаризация активов и обязательств, что влечет недостоверность показателей, представленных в сводной бюджетной отчетности Комитета;
- в сводной отчетности в "Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах": по счету "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" на конец отчетного периода числятся остатки на общую сумму 7125,1 тыс. рублей, тогда как задолженность по отправке документов поставщику за полученные материальные ценности у Комитета и учреждений отсутствует (в ходе проверки нарушение устранено внесением исправлений в сводный отчет);
по счету "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" на конец отчетного периода числится остаток в общей сумме 189,8 тыс. рублей, в том числе по бюджету - 144,4 тыс. рублей, по приносящей доход деятельности - 45,4 тыс. рублей, тогда как только за 2010 год учреждениями по приносящей доход деятельности на данный счет должно быть списано 83,1 тыс. рублей.
3. В нарушение приказа комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.12.2010 № 121П "О годовой бюджетной отчетности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования "Город Саратов" за 2010 год":
- по 5 учреждениям бухгалтерская отчетность сдана в неполном объеме;
- в Балансе (ф. 0503130) сводной отчетности на конец отчетного периода по счету бухгалтерского учета "Расчеты с подотчетными лицами" отражены остатки средств в сумме 49,3 тыс. рублей (при отсутствии продолжающихся командировок), по счету бухгалтерского учета "Расчеты по принятым обязательствам" имеются остатки в общей сумме 539195,9 тыс. рублей (при отсутствии подтвержденных переходящих договоров), разъяснения по данным остаткам в Пояснительной записке (ф. 0503160) отсутствуют;
4. В нарушение Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", целесообразность произведенных расходов в сумме 4,2 тыс. рублей не подтверждена работодателем.
5. В нарушение раздела 5, приказа Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" у Комитета, как у главного распорядителя бюджетных средств, отсутствует учет по счетам санкционирования расходов бюджета, в частности:
- по санкционированию лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 1029267,1 тыс. рублей;
- по санкционированию бюджетных ассигнований на общую сумму 1423889,1 тыс. рублей.
6. Комитет, как разработчик ведомственной целевой программы
"Обеспечение безопасности и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения города Саратова" на 2010 год", утвержденной Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.04.2010 № 1298:
- нарушил основные принципы бюджетной системы Российской Федерации, отраженные в Бюджетном кодексе РФ, в том числе (ст. 34) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств; (ст. 36) принцип прозрачности (открытости); (ст. 38) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
- не подтвердил распределение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по учреждениям в рамках ведомственной целевой программы заявками участников программных мероприятий и не обосновал расчетами, в том числе на проведение капитального и текущего ремонта, на приобретение объектов основных средств (лечебно-диагностического оборудования) и т.д.;
- не предоставил обоснования включения в перечень участников программных мероприятий 35 из 47 подведомственных учреждений;
- закрепил за собой функции исполнителя программных мероприятий, что противоречит решению
Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год" в части распределения бюджетных ассигнований по ведомственной структуре расходов по подразделам бюджетной классификации на подведомственные учреждения;
- указал, в качестве участников выполнения мероприятий, наименования муниципальных учреждений здравоохранения которые не соответствуют наименованиям учреждений, отраженным в реестре получателей бюджетных средств;
7. Комитетом, как главным распорядителем бюджетных средств:
- превышены полномочия, ведущие к нарушению ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в части передачи своих функций по приему и составлению сводной отчетности за 2010 год подведомственным учреждениям;
- осуществлялось снятие и перераспределение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между учреждениями без отслеживания свободных остатков на лицевых счетах получателей бюджетных средств, а также без получения письменного подтверждения учреждений о наличии свободных остатков ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, что привело к нарушению ст. 161 Бюджетного кодекса РФ в части приема и исполнения учреждениями бюджетных обязательств сверх утвержденных ассигнований и доведенных лимитов.
- не соблюдался порядок исполнения судебных актов, что повлекло нарушение ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Указанные и другие нарушения, установленные в ходе проверки, имеют стоимостную оценку в общей сумме 10890,1 тыс. рублей, в том числе:
1. искажение валюты баланса (ф. 0503130) сводного бюджетного отчета за 2010 год на сумму 8673,6 тыс. рублей.
2. прием и исполнение учреждениями бюджетных обязательств сверх утвержденных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 2216,5 тыс. рублей, в том числе:
- по подстатье "Заработная плата" 1653,4 тыс. рублей;
- по подстатье "Начисление на выплаты по оплате труда" 369,5 тыс. рублей;
- по подстатье "Коммунальные услуги" 193,6 тыс. рублей.
Принятые меры:
1. Исполняющему полномочия главы муниципального образования "Город Саратов" Задкову Г.И. направлены материалы проверки.
2. Исполняющему обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" Прокопенко А.Л. направлены материалы проверки, и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц допустивших указанные нарушения.
Председатель
контрольно-счетной палаты
Э.А.ПОСТЕЛЬГА