Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2010 г. по делу № А14-18864/2009/572/2

(извлечение)

Открытое акционерное общество "З" (далее - истец, ОАО "З") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к финансово-казначейскому управлению городского округа город Воронеж (далее - ответчик, ФКУ) о взыскании 53120 руб. 83 коп. задолженности, 2032 руб. 65 коп. госпошлины.
Определением суда от 01.12.2009 г. заявление принято, возбуждено производство по делу, а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение "Р" (далее - третье лицо, МУ "Р").
Определением суда от 25.01.2010 г. по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ), а также в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приняты к рассмотрению уточненные требования истца о взыскать с МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ 53120 руб. 83 коп. задолженности, 2032 руб. 65 коп. госпошлины.
В судебное заседание 08.02.2010 г. третье лицо не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Воронежской области. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие третьего лица.
Представитель истца поддержал заявленное требование.
Представитель ответчика возражал против требований истца, ссылаясь на то, что истец не представил доказательств недостаточности у МУ "Р" находящихся в его распоряжении денежных средств. Возврат исполнительного листа № <...> службой судебных приставов не доказывает факт недостаточности денежных средств у учреждения на момент рассмотрения дела в суде. Кроме того, исполнительный лист № <...> в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством в финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж не поступал.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2009 г. по делу № А14-4834/2009/169/11 с МУ "Р" в пользу ОАО "З" взыскано 37877 руб. 43 коп. основного долга, 13210 руб. 75 коп. штрафа, 2032 руб. 65 коп. госпошлины.
Решение суда от 31.08.2009 г. вступило в законную силу, выдан исполнительный лист серии АС № <...>, который был предъявлен истцом в РОСП Советского района г. Воронежа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя РОСП Советского района г. Воронежа от 04.12.2009 г. исполнительное производство, возбужденное 15.10.2009 г. по исполнительному листу серии АС № <...> было окончено в связи с отсутствием у учреждения имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд с иском к субсидиарному должнику.
Рассмотрев представленные по делу материалы, заслушав пояснения представителей сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требования к основному должнику.
При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ о том, что в деле нет доказательств, подтверждающих факт недостаточности у основного должника денежных средств для погашения долга перед истцом, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности, не может быть принят судом во внимание, поскольку МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ не представил доказательства выделения МУ "Р" денежных средств, достаточных для исполнения имеющихся у него обязательств. Довод ответчика относительно того, что истец не представил исполнительный лист в ФКУ администрации городского округа город Воронеж, судом также признается несостоятельным, поскольку не влияет на правомерность заявленного требования.
Обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности одновременно с учреждения и с субсидиарного должника, истцом соблюден порядок предъявления требований, предусмотренный ст. 399 ГК РФ.
Основной должник (МУ "Р") является муниципальным учреждением. Собственником его имущества является Муниципальное образование городской округ город Воронеж.
Собственником имущества основного должника - МУ "Р" является Муниципальное образование городской округ город Воронеж.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение на основании ч. 4 ст. 51 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. 10 ст. 158 БК РФ в суде от имени муниципального образования по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В силу п. п. 3, 4 ст. 68 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы № 150-I от 27.10.2004 г. имущество, являющееся собственностью городского округа и закрепленное за муниципальным учреждением, финансируемым из городского бюджета, находится в оперативном управлении этого учреждения. Орган администрации городского округа, уполномоченный на управление имуществом, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, находящееся в оперативном управлении муниципального учреждения и распорядиться им по своему назначению. Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом, а также несут субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно Положения о финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденному распоряжением Главы городского округа город Воронеж № 325-р от 02.06.2008 г., ФКУ является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа. Управление входит в структуру администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, принимая во внимание положения вышеназванных норм права, суд первой инстанции считает, что требования истца о возложении субсидиарной ответственности на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение казной муниципального образования (МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ) за счет имущества, составляющего муниципальную казну, подлежат удовлетворению.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 2032 руб. 65 коп.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 180, 181 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж в пользу Открытого акционерного общества "З" 53120 руб. 83 коп., 2032 руб. 65 коп. судебных расходов, осуществив взыскание за счет имущества, составляющего муниципальную казну.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 16.06.2010 № Ф10-2130/10 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу № А14-18864-2009/572/2 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.02.2010 по делу № А14-18864/2009/572/2
Арбитражный суд на основании ст. ст. 120, 395, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил требования о взыскании суммы задолженности с муниципального образования за счет средств муниципальной казны в порядке субсидиарной ответственности.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru