Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. по делу № 3-56/2010

Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 29 октября 2010 года дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми об отмене постановления Правительства Республики Коми от 20.11.2009 года № 341 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Коми от 2 февраля 2005 года № 14 "О наложении карантина на территории Республики Коми"

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми обратилось в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указало, что Постановлением Правительства Республики Коми № 341 от 20.11.2009 года "О признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Коми от 2 февраля 2005 года № 14 "О наложении карантина на территории Республики Коми" фактически отменяется карантин, наложенный на территорию Республики Коми. Считает оспариваемое постановление незаконно и просит его отменить как не соответствующее нормам Федерального закона "О карантине растений" и Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.02.2008 г. № 43 "Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина".
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Чеусова Т.М., Примак О.В. и Савин К.В. поддержали заявленные требования.
Представители Правительства Республики Коми Напалкова В.В. и Перчаткин П.А. с заявленными требованиями не согласились.
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктами "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей природной среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции РФ по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ "О карантине растений" при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин.
В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации; карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов; карантинный фитосанитарный режим - карантинные фитосанитарные меры, установленные в карантинной фитосанитарной зоне.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 февраля 2005 года № 14 "О наложении карантина на территории Республики Коми" в связи с выявлением на территории Республики Коми вредителей и возбудителей заболевания леса, имеющее карантинное значение, и в целях предотвращения их распространения, наложен карантин на территории Республики Коми по большому еловому лубоеду, большому черному еловому усачу, малому черному еловому усачу и черному еловому усачу.
Согласно Перечню карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)), утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26 декабря 2007 года № 673, большой еловый лубоед, большой черный еловый усач, малый черный еловый усач и черный еловый усач отнесены к карантинным объектам, ограниченно распространенным на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 20 ноября 2009 года № 341 в связи с отсутствием на территории Республики Коми вредителей и возбудителей леса, имеющих карантинное значение, постановление Правительства Республики Коми от 2 февраля 2005 г. № 14 "О наложении карантина на территории Республики Коми" признано утратившим силу.
Указанное постановление опубликовано в "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 25.11.2009, № 42, вступило в силу с 1 декабря 2009 года.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ "О карантине растений" осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля, а также установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима отнесены к исключительным полномочиям Российской Федерации.
С учетом этого, нормами части 3 статьи 6 Федерального закона от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ "О карантине растений" законодатель конкретно установил, что полномочиями по обеспечению карантина растений при ликвидации очагов карантинных объектов, в том числе по упразднению карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима обладает федеральный орган исполнительной власти, которым в данном случае является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, тогда как соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии решения вышеуказанного федерального органа снимает карантин.
Порядок установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного режима, наложения и снятия карантина утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2008 года № 43.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2008 года № 43 (далее Порядок), установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмену карантинного фитосанитарного режима осуществляют территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - территориальные управления Россельхознадзора), наложение и снятие карантина - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами в соответствии с перечнем карантинных объектов, утверждаемым в установленном порядке.
Согласно пункта 4 указанного Порядка, установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима, наложение и снятие карантина производится отдельно по каждому карантинному объекту в соответствии с положениями настоящего Порядка.
Основания, необходимые для снятия карантина, указаны в пункте 15 Порядка и являются:
- ликвидация очага карантинного объекта, по которому был наложен карантин, и отсутствие карантинного объекта на данной территории в течение 3 лет подряд (в зависимости от биологических особенностей организма), подтвержденное данными контрольных обследований, проведенных должностными лицами территориального управления Россельхознадзора;
- исключение карантинного объекта, по которому был наложен карантин, из перечня карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)), утверждаемого в установленном порядке.
При наличии оснований, необходимых для снятия карантина, территориальное управление Россельхознадзора в течение 5 дней, письменно информирует Россельхознадзор о наличии оснований, необходимых для снятия карантина;
издает приказ об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима;
делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о снятии карантина;
информирует юридических лиц и граждан субъекта Российской Федерации об отмене введенных ранее запретов и ограничений через средства массовой информации (п. 16 Порядка).
Согласно п. 17 Порядка, в день издания приказа об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о снятии карантина органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием карантинного объекта, границ карантинной фитосанитарной зоны (очага, защитной зоны), приложив копии приказа территориального управления Россельхознадзора об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима с обоснованием снятия карантина.
Из положений указанных правовых норм следует, что орган исполнительной власти снимает карантин только после вышеуказанных действий федерального органа исполнительной власти по обеспечению карантина. Иного порядка снятия карантина, законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима на территории Республики Коми, не издавалось, представление в адрес Правительства Республики Коми о снятии карантина не направлялось.
Более того, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми, как государственный орган, уполномоченный законом на осуществление контроля и надзора в сфере фитосанитарного карантина и защиты растений, указывает, что оснований для упразднения карантинной фитосанитарной зоны и отмены карантинного фитосанитарного режима не имеется, в связи с чем был издан Приказ № 398 от 16 декабря 2009 года, устанавливающий карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим по карантинным объектам на территориях Республики Коми.
При таких обстоятельствах, следует признать, что снятие карантина с территории Республики Коми посредством издания постановления Правительства Республики Коми от 20 ноября 2009 года № 341 об отмене постановления Правительства Республики Коми № 14 от 2 февраля 2005 года, произведено с нарушением установленного федеральным законом порядка, в отсутствие надлежащих полномочий, что дает основание для признания оспариваемого постановления недействующим.
Как разъяснено п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Доводы представителей Правительства Республики Коми о наличии законных оснований для снятия карантина, не могут быть признаны обоснованными.
Установлено, что основанием для снятия карантина на территории Республики Коми при принятии постановления Правительства Республики Коми от 20 ноября 2009 года № 341 послужило отсутствие выявленных на территории Республики Коми карантинных объектов, включенных в Перечень карантинных объектов (вредителей, растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков), утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 декабря 2007 года № 673.
Отсутствие карантинных объектов подтверждалась информацией "Центра защиты леса Республики Коми" - филиала федерального государственного учреждения "Российский центр защиты леса", согласно которой очаги распространения елового лубоеда, большого черного усача, малого черного елового усача и черного соснового усача на территории Республики Коми за последние 6 лет не зарегистрированы, а также проведенными в 2008 - 2009 годах лесопатологическими обследованиями на территории Усть-Куломского района Республики Коми.
Однако, согласно положения "Центр защиты леса Республики Коми" - филиала федерального государственного учреждения "Российский центр защиты леса", карантинный фитосанитарный контроль не относится к компетенции последнего.
В силу статьи 7 Федерального закона РФ № 99 "О карантине растений" государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
Согласно пункта 4 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований (Приложение к Приказу Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. № 160) карантинные фитосанитарные обследования подразделяются на контрольные карантинные фитосанитарные обследования и систематические карантинные фитосанитарные обследования. При этом, контрольные обследования проводятся территориальными управлениями Россельхознадзора.
Экспертизу образцов (проб), отобранных при контрольном обследовании, проводят федеральные государственные учреждения, подведомственные Россельхознадзору (пункт 5 данных Правил).
Порядком проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации (Приложение к Приказу Минсельхоза России от 9 июля 2009 г. № 269) установлены правила проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации в целях осуществления Россельхознадзором и территориальными органами Россельхознадзора государственного карантинного фитосанитарного контроля, своевременного выявления карантинных объектов, предотвращения проникновения их на территорию Российской Федерации и (или) распространения на территории Российской Федерации (п. 2).
При этом, пунктом 4 указанного порядка предусмотрено, что мониторинг проводится подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными учреждениями в соответствии с их уставной деятельностью.
Анализ указанных нормативных актов свидетельствует о том, что государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется только федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений, которым является Россельхознадзор в лице его территориальных управлений и подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, сведения "Центра защиты леса Республики Коми" - филиала федерального государственного учреждения "Российский центр защиты леса" об отсутствии карантинных объектов на территории Республики Коми, не могли служить основанием для принятия решения об снятия карантина на территории Республики Коми.
Более того, из письма Управления по фитосанитарному надзору от 21 октября 2009 г. № ФН-01-6924, представленного Правительству Республики Коми до принятия оспариваемого постановления следует, что в 2009 году по результатам проведенного карантинного фитосанитарного контроля и проведенной энтомологической экспертизы Коми филиалом ФГУ "ВНИИКР" подтверждено наличие карантинных объектов на территории лесозаготовительных организаций, осуществляющих лесозаготовку на территории пяти муниципальных образований (муниципального образования городского округа "Сыктывкар", муниципальных образований муниципальных районов "Удорский", "Усть-Цилемский" "Ижемский" и "Корткеросский").
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Республики Коми № 341 от 20.11.2009 года, следует признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Республики Коми № 341 от 20.11.2009 года, подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Республики Коми № 341 от 20.11.2009 года "О признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Коми от 2 февраля 2005 года № 14 "О наложении карантина на территории Республики Коми".
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Республики Коми № 341 от 20.11.2009 года "О признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Коми от 2 февраля 2005 года № 14 "О наложении карантина на территории Республики Коми" подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 1 ноября 2010 года.

Председательствующий
А.В.ЮДИН




Официальная публикация в СМИ:
"Республика", № 34-35, 19.02.2011


Решение Верховного суда Республики Коми от 29.10.2010 по делу № 3-56/2010
<О признании недействующим постановления Правительства РК от 20.11.2009 № 341 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Коми от 2 февраля 2005 года № 14 "О наложении карантина на территории Республики Коми".>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru