Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Бурятия


НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. № 1889-IV

О ПОСЛАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О
СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"

В соответствии с пунктом "м" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, подпунктом 17 пункта 1 статьи 25 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" Народный Хурал Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению Послание Конституционного Суда Республики Бурятия (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Народного Хурала
Республики Бурятия
М.М.ГЕРШЕВИЧ





Приложение
к Постановлению
Народного Хурала
Республики Бурятия
от 28.02.2011 № 1889-IV

ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О СОСТОЯНИИ
КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"

Конституционный Суд Республики Бурятия осуществляет конституционный контроль за соблюдением Конституции Республики Бурятия, законности, прав и свобод человека и гражданина, принципов демократии, правового, социального государства и разделения властей.
Оценивая состояние конституционной законности в Республике Бурятия в период с 2006 года по 2010 год, Конституционный Суд Республики Бурятия основывает свои выводы на вынесенных судебных решениях, анализе обращений граждан, в принятии которых отказано либо производство по которым прекращено, положениях Конституции Республики Бурятия, действующего законодательства и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека.
Деятельность Конституционного Суда Республики Бурятия за обозначенный выше период времени осуществлялась в соответствии со статьями 99, 100 Конституции Республики Бурятия, Законом Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия".
Конституцией Республики Бурятия предоставлено право обращения в Конституционный Суд Республики Бурятия Президенту Республики Бурятия, Народному Хуралу Республики Бурятия, депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия и членам Правительства Республики Бурятия, прокурору Республики Бурятия, органам местного самоуправления в Республике Бурятия, общественным объединениям и гражданам. Анализ обращений, поступивших в Конституционный Суд Республики Бурятия, свидетельствует о возрастающей активности граждан в защите своих прав в Конституционном Суде Республики Бурятия. Наибольшая часть обращений (114 из поступивших 121 (94%)) поступила именно от граждан, что свидетельствует о повышении их правовой культуры и правосознания.
Одной из основ конституционного строя республики является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия. Все это согласуется с важнейшим признаком демократического государства, который нашел свое закрепление в статье 2 Конституции Республики Бурятия, которая устанавливает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Поэтому одним из основных полномочий Конституционного Суда Республики Бурятия является проверка конституционности нормативных правовых актов, принятых как органами государственной власти республики, так и органами местного самоуправления в Республике Бурятия. Данная проверка может осуществляться по жалобам граждан, считающих, что нарушены их конституционные права и свободы, а также по запросам судов.
Результаты изучения поступивших обращений свидетельствуют о том, что в некоторых случаях граждане оспаривают действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти, требуют проверки решений (постановлений), вынесенных судами общей юрисдикции, либо ставят вопрос о проверке соответствия федерального закона Конституции Российской Федерации. Разрешение указанных вопросов не подведомственно Конституционному Суду Республики Бурятия и влечет отказ в принятии обращения.
Обращения, признанные соответствующими требованиям Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", после предварительного изучения судьями рассмотрены Конституционным Судом Республики Бурятия. Проверке на соответствие Конституции Республики Бурятия подверглись отдельные положения следующих нормативных правовых актов Республики Бурятия и органов местного самоуправления:
1) Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 года № 113-I "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" (определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 23 октября 2006 года);
2) Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 14 декабря 2006 года);
3) постановления Правительства Республики Бурятия от 18 июля 2006 года № 220 "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг в Республике Бурятия" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 26 октября 2007 года);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Республики Бурятия от 05.05.2005 № 1145-III имеет название "Об административных правонарушениях в сфере бюджетного законодательства", а не "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства".

4) Закона Республики Бурятия от 5 мая 2005 года № 1145-III "Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 6 июня 2008 года);
5) решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 сентября 2005 года № 251-31 "О Положении "О размещении временных построек (металлических гаражей) на территории г. Улан-Удэ" (определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 1 июля 2008 года);
6) постановления Правительства Республики Бурятия от 19 марта 2007 года № 79 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 9 ноября 2006 года № 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 17 сентября 2008 года);
7) Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2008 года);
8) Указа Президента Республики Бурятия от 15 января 2003 года № 13 "О реализации Закона Республики Бурятия "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2008 года, определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 16 декабря 2010 года);
9) приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 октября 2007 года № 2/86 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ОАО "ТГК-14" в г. Улан-Удэ на 2008 год" (определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 26 ноября 2008 года);
10) Устава муниципального образования "Окинский район" в Республике Бурятия и Регламента Совета депутатов муниципального образования "Окинский район" в Республике Бурятия, утвержденного решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва № 1 от 19 декабря 2003 года (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2009 года);
11) приказа Министра образования и науки Республики Бурятия от 27 марта 2009 года № 321 "Об утверждении Положения о проведении республиканского фестиваля "Студенческая весна - 2009" среди вузов, посвященного Году молодежи в Российской Федерации" (определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 5 октября 2009 года);
12) решения Совета депутатов муниципального образования "Иволгинский район" в Республике Бурятия от 28 ноября 2008 года № 99 "Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования "Иволгинский район" от 7 сентября 2007 года № 345" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 3 декабря 2009 года);
13) Закона Республики Бурятия от 4 апреля 2000 года № 360-II "Об общем количестве судебных участков и числе мировых судей в Республике Бурятия" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 16 февраля 2010 года);


14) Закона Республики Бурятия от 27 мая 2002 года № 1046-II "О порядке назначения и досрочном прекращении полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Бурятия" (определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 4 июня 2010 года);
15) постановления Правительства Республики Бурятия от 4 февраля 2005 года № 36 "О порядке предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и учета, обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, утративших жилые помещения в связи с репрессиями" (определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 8 июля 2010 года);
16) Закона Республики Бурятия от 4 мая 2006 года № 1639-III "Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 25 августа 2010 года);
17) постановления Правительства Республики Бурятия от 22 мая 2006 года № 138 "Об утверждении Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 25 августа 2010 года);
18) Закона Республики Бурятия от 6 июля 2006 года № 1810-III "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия" (определение Конституционного Суда Республики Бурятия от 26 августа 2010 года);
19) Закона Республики Бурятия от 7 декабря 2004 года № 899-III "Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон Республики Бурятия № 899-III) (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 31 декабря 2010 года);
20) Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 17 декабря 2004 года № 276 (постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 31 декабря 2010 года).

О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия
на основании рассмотренных дел

Частью 1 статьи 44 Конституции Республики Бурятия предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту - это элемент конституционно-правового статуса личности, определяющий принципы взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и защиты. В Республике Бурятия предусмотрен реальный механизм такой защиты - через Конституционный Суд Республики Бурятия, который устраняя несоответствующие Конституции Республики Бурятия правовые акты из системы правовых актов республики, восстанавливает справедливость в отношении граждан, конституционные права и свободы которых нарушены. В ходе рассмотрения дела Конституционный Суд Республики Бурятия, избегая исследования и оценки фактических обстоятельств, решает исключительно вопросы права. Правовая позиция Конституционного Суда Республики Бурятия, выраженная в том или ином постановлении, распространяется не только на участников дела, но и на неограниченный круг лиц, права и обязанности которых затрагиваются оспариваемым актом. В этом заключается значимость решений Конституционного Суда Республики Бурятия, поскольку именно Конституция Республики Бурятия является первоосновой нормативных правовых актов, издаваемых в республике, главным объединяющим источником, имеющим обязательное, нормативно-властное начало.
Жалобы граждан на нарушение их прав и свобод достаточно разнообразны по предмету оспаривания. Вместе с тем вынесенные Конституционным Судом Республики Бурятия постановления в большинстве своем (66% от общего количества) касаются социальных прав граждан: пенсионного обеспечения, предоставления жилья, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечения ежемесячным пособием на ребенка и др.
Уменьшение социального разрыва, устранение несправедливости и нарушений принципа равенства - это единая задача для всей публичной власти, в том числе для конституционного правосудия присущими ему инструментами судебной защиты прав граждан.
Конституционно-правовое истолкование положений о социальном государстве, о юридическом равенстве и справедливости в регулировании, обеспечении и защите социальных прав, анализ правовых позиций, выработанных Конституционным Судом Российской Федерации, изучение международной практики, в частности решений Европейского Суда по правам человека, позволяет Конституционному Суду Республики Бурятия в своих решениях выразить правовые позиции с тем, чтобы не допускались необоснованные отказы в предоставлении мер социальной поддержки и, в то же время, учитывались экономические и финансовые возможности республики и муниципальных образований.
Конституционные принципы и нормы, являющиеся основой регулирования социальных прав, предполагают, что законодательство в этой сфере должно быть стабильным, справедливым, равным для одинаковой категории лиц, предсказуемым и не должно устанавливаться и изменяться произвольно. На это неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Республики Бурятия.
В процессе перехода на новую систему социальной защиты граждан, основанную на разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения во многие нормативные правовые акты Республики Бурятия. Из системного анализа нормативных правовых актов Республики Бурятия, конституционность которых оспаривалась, следует, что условия перехода к новой системе социального обеспечения (статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в республике в целом соблюдены. Вместе с тем Конституционный Суд Республики Бурятия в постановлении от 17 сентября 2008 года по делу о проверке конституционности пункта 1 постановления Правительства Республики Бурятия от 19 марта 2007 года № 79 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 9 ноября 2006 года № 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат" в связи с жалобой гражданина В.П.Давыдова указал, что проверка достаточности и обоснованности установленных в субъекте Российской Федерации мер социальной поддержки, их эквивалентности тому объему льгот, которые предоставлялись отдельным категориям граждан до 1 января 2005 года, относится к прерогативе судов общей юрисдикции.
Следует отметить, что распространенной является практика включения в нормативные правовые акты Республики Бурятия правовых норм и положений, содержащихся в федеральных законах. В Законе Республики Бурятия от 7 декабря 2004 года № 899-III "Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункте 4.2 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 17 декабря 2004 года № 276 "О предоставлении ежемесячного пособия на ребенка", установлены те же сроки назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, что и ранее были предусмотрены в федеральном законе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" Конституционный Суд Республики Бурятия, проверяя конституционность закона, иного нормативного правового акта, имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, а равно сложившейся практикой его применения.
Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, ведет к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и др.).
Конституционный Суд Республики Бурятия при рассмотрении жалоб граждан неоднократно усматривал в нормативных правовых актах неопределенность правовых норм. Например, в связи с рассмотрением жалобы граждан В.Б.Батуева и Е.Б.Батуевой по делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия части 3 статьи 4 Закона Республики Бурятия "Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон Республики Бурятия) и подпункта 2.1 пункта 2 Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 мая 2006 года № 138. В постановлении Конституционного Суда Республики Бурятия указано, что установление в Законе Республики Бурятия одного принципа установления очередности граждан (исходя из времени принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) и делегирование Правительству Республики Бурятия полномочий по установлению порядка предоставления инвалидам мер социальной поддержки по обеспечению жильем (принципа формирования списков граждан на предоставление жилищных субсидий) повлекло неопределенность в понимании, толковании и невозможность одновременного применения взаимосвязанных положений оспариваемых нормативных правовых актов Республики Бурятия. Было установлено, что неясность и неопределенность, содержащаяся в формулировке части 3 статьи 4 Закона Республики Бурятия, дает возможность на практике изменять очередность граждан, включенных в список на предоставление жилищных субсидий.
Конституционным Судом Республики Бурятия по делу о проверке конституционности пункта "г" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" и пункта 2 Указа Президента Республики Бурятия от 15 января 2003 года № 13 "О реализации Закона Республики Бурятия "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" в связи с жалобами ряда граждан было установлено, что в республике отсутствует единообразная практика реализации данного Закона Республики Бурятия, нарушен конституционный принцип равенства граждан.
Республика Бурятия, устанавливая при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, условия назначения лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и должности в органах местного самоуправления в Республике Бурятия, доплаты к трудовой пенсии, предоставляемой за счет средств бюджета республики, вправе определять, замещение каких должностей дает право на получение такой доплаты, в том числе исходя из своих финансовых возможностей. Конституционный Суд Республики Бурятия указал на необходимость соблюдения законодателем принципов равенства и социальной справедливости при введении дополнительного пенсионного обеспечения лиц, выполнявших сходные функции.
Следуя конституционному принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, не допуская вмешательства судебной власти в прерогативу законодателя (часть 1 статьи 5 Конституции Республики Бурятия), определением Конституционного Суда Республики Бурятия от 16 декабря 2010 года прекращено производство по делу в связи с жалобой гражданина Э.И.Барлукова, позиция которого заключалась в необходимости включения должности инструктора организационного отдела Бурятского Совета профсоюзов и ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних Управления делами Совета Министров Бурятской АССР в Перечень должностей в органах государственной власти и управления Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики, БурАССР, БурССР, Республики Бурятия, а также в органах КПСС до 14 марта 1990 года, для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим указанные должности.
В процессе дальнейшего правового регулирования вопросов пенсионного обеспечения граждан необходимо, чтобы в этой сфере неукоснительно соблюдался принцип равенства. Введение не имеющих объективного и разумного оправдания различий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, противоречит этому конституционному принципу. Кроме того, произвольный отказ от ранее принятых на себя обязательств также нарушает конституционные права граждан. Так, по делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия решения Совета депутатов муниципального образования "Иволгинский район" в Республике Бурятия от 28 ноября 2008 года № 99 "Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования "Иволгинский район" от 7 сентября 2007 года № 345" в связи с жалобой гражданина В.Д.Галсанова было установлено, что Положение "Об основных гарантиях деятельности депутата районного Совета, работающего на постоянной основе", утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования "Иволгинский район" в Республике Бурятия от 7 сентября 2007 года № 345, предусмотрело дополнительное социальное обеспечение для депутата представительного органа местного самоуправления, работавшего на постоянной (оплачиваемой) основе, достигшего пенсионного возраста, после освобождения от должности. В дальнейшем Положение было признано утратившим силу в целях "эффективного управления и распоряжения средствами местного бюджета". Изучив федеральное и республиканское законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение депутатов представительных органов разных уровней, практику Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, ссылаясь на Европейскую хартию местного самоуправления (от 15 октября 1985 года), Конституционный Суд Республики Бурятия признал не соответствующим Конституции Республики Бурятия нормативный правовой акт органа местного самоуправления, произвольно отменяющий ранее установленную доплату к пенсии.
Обращения граждан, поступившие в Конституционный Суд Республики Бурятия, свидетельствуют о многообразии проблем, с которыми сталкиваются жители нашей республики. Обращает на себя внимание проблема государственной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия. Так, 19 июля 2010 года в Конституционный Суд Республики Бурятия поступило обращение гражданина В.В.Кобрина, в котором заявителем поставлен вопрос о проверке соответствия Закона Республики Бурятия от 6 июля 2006 года № 1810-III "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия" Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", устанавливающему право многодетной семьи на скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
7 октября 2010 года в Конституционный Суд Республики Бурятия поступило обращение гражданина А.А.Сазонова из города Кяхты, в котором указывалось, что льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные вышеназванным Указом Президента Российской Федерации, не предоставляются в Республике Бурятия.
Учитывая, что к компетенции Конституционного Суда Республики Бурятия не отнесено полномочие по проверке соответствия закона Республики Бурятия указам Президента Российской Федерации, в принятии жалоб от граждан В.В.Кобрина, А.А.Сазонова отказано.
В ходе подготовки дела к рассмотрению было установлено, что в пункте 3 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации предоставление указанной гарантии сформулировано в форме поручения органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер. Однако такой порядок до настоящего времени не разработан.
Закон Республики Бурятия от 6 июля 2006 года № 1810-III "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия" не регулирует вопросы предоставления льгот по оплате коммунальных услуг. В силу этого жилищно-коммунальные службы и управляющие компании города Улан-Удэ и других населенных пунктов льготу многодетным семьям не предоставляют. Конституционным Судом Республики Бурятия в связи с обращениями граждан по данному вопросу и в целях подготовки дела к рассмотрению были направлены запросы в Народный Хурал Республики Бурятия, в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и в Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия.
Органы государственной власти республики в своих ответах сообщили, что данная мера социальной поддержки не предусмотрена законом Республики Бурятия в связи с дефицитом республиканского бюджета, Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не устанавливает расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем судебная практика арбитражных судов, в частности Арбитражного суда Республики Бурятия, содержит примеры взыскания с казны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу поставщиков коммунальных услуг расходов, связанных с предоставлением указанных выше льгот многодетным семьям. В целом законодательная и правоприменительная практика ряда регионов Российской Федерации идет по пути предоставления многодетным семьям вышеуказанных льгот.
Так, в Ульяновской, Нижегородской, Архангельской областях и ряде других регионов Российской Федерации законодательно подтверждено право многодетных семей на льготу по оплате коммунальных услуг. В тех регионах, где законом или иным нормативным правовым актом льгота не предусмотрена, судебные органы право многодетной семьи на скидку при оплате за коммунальные услуги считают установленной указом Президента Российской Федерации, то есть нормативным актом федерального уровня. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22 июня 2006 года № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при недостаточности выделенных из федерального бюджета средств, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Обращения граждан в Конституционный Суд Республики Бурятия свидетельствуют об актуальности в Республике Бурятия вопроса о реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", предусматривающего право многодетной семьи на скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Необходимость принятия мер со стороны органов законодательной, исполнительной властей и органов местного самоуправления по данному вопросу возникает, в том числе в связи с поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года задачей социальной поддержки многодетных семей.
Конституционный Суд Республики Бурятия излагает свои правовые позиции, основанные на всестороннем изучении предмета разбирательства, конституционных норм и принципов, которые должны учитываться законодателем и правоприменителем в дальнейшем правовом регулировании. Так, по жалобе В.Д.Галсанова, принимая во внимание действующие нормы международного права, практику Европейского Суда по правам человека, Конституционным Судом Республики Бурятия было указано, что муниципальное образование при внесении изменений в правовое регулирование должно было руководствоваться принципами социальной справедливости, равенства, соблюсти баланс интересов граждан и публичных интересов муниципального образования "Иволгинский район" в Республике Бурятия, принять во внимание социально-экономическое положение и возможности доходной части бюджета района. При этом не исключается право представительного органа муниципального образования изменять, в том числе в сторону уменьшения, размер ежемесячных доплат к пенсии.
По делу Р.Ж.Таряшинова, проверяя конституционность установленных Законом Республики Бурятия № 899-III сроков назначения ежемесячного пособия на ребенка, соблюдая установленный Конституцией Республики Бурятия принцип разделения властей, Конституционный Суд Республики Бурятия указал, что законодатель вправе в процессе дальнейшего совершенствования правового регулирования изменить предусмотренные статьей 12 Закона Республики Бурятия № 899-III сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка с тем, чтобы гарантировать нуждающимся гражданам назначение пособия за пределами установленного шестимесячного срока в случае наличия уважительных причин его пропуска, также исходя из имеющихся у республики финансовых и иных ресурсов.
По делу граждан В.Б.Батуева и Е.Б.Батуевой Конституционным Судом Республики Бурятия было обращено внимание законодателя на то, что предназначением жилищных субсидий является их использование гражданами при приобретении жилья или при долевом строительстве (часть 6 статьи 4 Закона Республики Бурятия), одновременное получение субсидий инвалидом, вставшим на учет до 1 января 2005 года, и членами его семьи, имеющими статус инвалида, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий также до 1 января 2005 года, будет способствовать достижению провозглашенных Конституцией Республики Бурятия социальных целей. Использование тех или иных механизмов правового регулирования по оказанию государственной поддержки семье является прерогативой законодателя Республики Бурятия, исходя из его компетенции, вытекающей из полномочий Республики Бурятия в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом "ж" статьи 62 Конституции Республики Бурятия.

Исполнение решений Конституционного Суда Республики Бурятия

Европейский Суд по правам человека, ссылаясь на пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, неоднократно указывал, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия, - в противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может оставаться неисполненным, "право на суд" становится иллюзорным (постановления от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции" и от 24 июля 2003 года по делу "Рябых против России").
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается, в том числе признанием обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу (статья 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Важной составляющей оценки конституционной законности в республике является исполнение решений Конституционного Суда Республики Бурятия. Акты Конституционного Суда Республики Бурятия имеют те же свойства, что и решения Конституционного Суда Российской Федерации: им присущи обязательность, окончательность, непосредственность действия. Обязательность решений Конституционного Суда Республики Бурятия предусмотрена и Законом Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (статья 8).
Все решения Конституционного Суда Республики Бурятия, принятые в соответствии с Законом Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", исполняются соответствующими органами и должностными лицами, нарушенные конституционные права и законные интересы заявителей восстанавливаются. Полагаем, что безусловное исполнение вынесенных Конституционным Судом Республики Бурятия решений способствует восстановлению конституционной законности, исправляет дефекты проверенного нормативного правового акта, исключает нарушение конституционных прав граждан в дальнейшей правоприменительной деятельности.

Реализация принципа гласности в деятельности
Конституционного Суда Республики Бурятия

С целью соблюдения одного из основных принципов деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия - принципа гласности, который обеспечивается информированностью граждан, общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике о деятельности суда по осуществлению правосудия, в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" были опубликованы все вынесенные Конституционным Судом Республики Бурятия постановления в газете "Бурятия", сборнике "Собрание законодательства Республики Бурятия", дайджестах оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", выпускаемых Аппаратом по обеспечению деятельности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Бурятия".
Решения Конституционного Суда Республики Бурятия провозглашаются в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Республики Бурятия немедленно после их подписания.
Заседания Конституционного Суда Республики Бурятия были открытыми, представителям средств массовой информации и гражданам был обеспечен свободный доступ.
С 1 июля 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" запущен в работу официальный сайт Конституционного Суда Республики Бурятия. Создание официального сайта Конституционного Суда Республики Бурятия направлено на достижение высокого уровня гласности, прозрачности правосудия, укрепления связи Конституционного Суда Республики Бурятия с населением и повышение его доверия к суду. Динамика посещений сайта свидетельствует о его востребованности пользователями информации (за 6 месяцев 2010 года - 10804 посещения). Конституционным Судом Республики Бурятия на сайте размещается весь объем информации, предусмотренный федеральным и республиканским законодательством. В сентябре 2010 года Комиссией Контрольного департамента Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе проведена проверка состояния дел в области обеспечения доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия, работа по выполнению требований вышеназванного Федерального закона признана удовлетворительной.
С 2008 года выпускается периодическое издание "Вестник Конституционного Суда Республики Бурятия". В "Вестнике" публикуются решения Конституционного Суда Республики Бурятия, материалы, связанные с его деятельностью, научные труды в сфере конституционного (уставного) судопроизводства.
В течение 2006 - 2010 годов судьи Конституционного Суда Республики Бурятия в рамках взаимодействия и обмена опытом с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами других субъектов Российской Федерации, другими органами государственной власти приняли участие и выступили с докладами на 20 международных и всероссийских научно-практических конференциях по конституционно-правовой тематике.
Научно-практическая деятельность, связанная с изучением различных проблем конституционного права, вопросов применения действующего законодательства и способов их разрешения, безусловно, положительно влияет на профессиональный уровень судей и качество вынесенных решений, позволяя использовать приобретенные знания и опыт в процессе осуществления конституционного правосудия. За период с 2006 по 2010 годы подготовлено и опубликовано свыше 60 научных работ в российских и международных изданиях.
Конституционный Суд Республики Бурятия, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" направляет Народному Хуралу Республики Бурятия настоящее Послание о состоянии конституционной законности в Республике Бурятия в период 2006 - 2010 годов. Выражаем надежду, что оно будет полезным в законотворческой деятельности депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Бурятия.




Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 40, 12.03.2011, Официальный вестник № 24

Вступил в силу с 28 февраля 2011 года (пункт 2 данного документа).

Постановление Народного Хурала РБ от 28.02.2011 № 1889-IV
"О Послании Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия"

Постановление
Приложение. Послание Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия"
О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия на основании рассмотренных дел
Исполнение решений Конституционного Суда Республики Бурятия
Реализация принципа гласности в деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru