Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2010 г. № 81/470-4

ОБ ИНФОРМАЦИИ О ПРОВЕДЕНИИ В 2009 ГОДУ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ
РЕФЕРЕНДУМА) И ОБУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ
И РЕФЕРЕНДУМОВ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав информацию заместителя председателя комиссии В.В.Вискуловой о проведении в 2009 году мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов, избирательная комиссия Амурской области постановляет:
1. Принять к сведению информацию о проведении в 2009 году мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Амурской области (прилагается).
2. Утвердить финансовый отчет избирательной комиссии Амурской области о расходовании денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссией РФ на реализацию мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов.
3. Разместить настоящую информацию на официальном сайте избирательной комиссии Амурской области.
4. Направить настоящую информацию в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Председатель
избирательной комиссии
Амурской области
А.И.КУЦОНОЖКО

Секретарь
избирательной комиссии
Амурской области
В.Д.ЛЕБЕДЕВ





Утверждена
постановлением
избирательной комиссии
Амурской области
от 21 января 2010 г. № 81/470-4

ИНФОРМАЦИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ В 2009 ГОДУ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА) И ОБУЧЕНИЮ
ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

На территории Амурской области в 2009 году было назначено и проведено свыше 150 избирательных кампаний, включая выборы мэра и депутатов областного центра - г. Благовещенска. Учитывая этот значительный показатель, а также объявление 2009 года Годом молодежи, избирательная комиссия Амурской области в отчетном периоде особое внимание уделяла повышению качества работы членов избирательных комиссий, правовому просвещению кандидатов, представителей политических партий и избирателей (особенно впервые принимающих участие в голосовании), а также участников молодежных организаций и движений, различных категорий молодых и будущих избирателей. Правовой основой соответствующей деятельности являлись принятые в соответствии с постановлениями Центральной избирательной комиссии РФ от 24 декабря 2008 г. № 142/1049-5 "О Сводном плане основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2009 год", от 14 апреля 2009 г. № 156/1111-5 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009 - 2011 годы" Планы основных мероприятий избирательной комиссии Амурской области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса в 1 полугодии 2009 года (утвержден постановлением избирательной комиссии Амурской области от 22 января 2009 г. № 63/365-4) и во втором полугодии 2009 года (утвержден постановлением избирательной комиссии Амурской области от 16 июля 2009 г. № 40/407-4).
Данными документами предусматривался комплекс мероприятий информационно-разъяснительного характера, направленных на актуализацию положений избирательного законодательства, распространение сведений о ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, деятельности политических партий и кандидатов, итогах голосования и результатах выборов. В качестве самостоятельных разделов вышеназванных планов являлся комплекс мер по совершенствованию работы с молодыми и будущими избирателями.

1. Обучение организаторов выборов. Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями

В отчетном периоде членами избирательной комиссии Амурской области особое внимание уделялось оказанию правовой и методической помощи избирательным комиссиям муниципальных образований при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления; осуществлялся регулярный контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в муниципальных районах, городских и сельских поселениях; принимались оперативные меры по рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц.
В 2009 году более активную роль в работе по повышению правовой культуры организаторов выборов и избирателей исполняли базовые (опорные) территориальные избирательные комиссии. В помощь им, а также иным избирательным комиссиям избирательная комиссия Амурской области разработала План мероприятий по оказанию правовой и методической помощи избирательным комиссиям по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления 1 марта 2009 года (постановление от 29 декабря 2008 г. № 62/362-4), комплекс мероприятий по подготовке и проведению единого дня голосования по выборам в органы местного самоуправления в Амурской области 11 октября 2009 года (постановление от 14 мая 2009 г. № 68/389-4), в соответствии с которыми в избирательные комиссии, организующие выборы, был представлен перечень необходимых действий по подготовке и проведению выборов для использования при составлении календарных планов мероприятий; были подготовлены методические рекомендации о порядке проверки у кандидатов наличия непогашенной или неснятой судимости; осуществлена подборка статей УК РФ, определяющих наказания за тяжкие преступления и препятствующие реализации пассивного избирательного права лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за указанные виды преступлений; подготовлено и растиражировано для избирательных комиссий муниципальных образований методическое пособие "Из опыта работы по организации взаимодействия с органами местного самоуправления по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий"; проведены консультативные встречи с руководителями региональных отделений политических партий, организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий по участию их в избирательном процессе на выборах 1 марта и 11 октября 2009 года; подготовлены и направлены в избирательные комиссии муниципальных образований примерный перечень и формы документов, представляемых избирательными объединениями при выдвижении кандидатов; проведены консультативные встречи с руководителями территориальных управлений служб, обеспечивающих при подготовке и проведении выборов общественный порядок, безопасность и соблюдение законности; организовано взаимодействие избирательной комиссии области с рабочей группой при прокуратуре Амурской области и Правительстве области по вопросам обеспечения подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления 2009 года.
В отчетном периоде избирательными комиссиями, организующими муниципальные выборы, осуществлялось информирование избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о кандидатах и избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, через средства массовой информации, информационные стенды, оборудованные и установленные в помещениях избирательных комиссий, а также путем издания и распространения приглашений для избирателей, содержащих сведения о дате и порядке голосования. Однако сами кандидаты не всегда предпринимали активные усилия по распространению информации о собственных кампаниях. В ряде муниципальных образований кандидаты, баллотирующиеся в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, избирательные фонды не формировали, в связи с чем не имели возможности использовать средства массовой информации для размещения агитационных материалов (чем ограничивали свои возможности по распространению среди избирателей информации о себе и своей программе). Жалоб на нарушения законодательства по реализации прав граждан на получение информации в избирательные комиссии не поступило.
В феврале 2009 года избирательной комиссией Амурской области был проведен семинар-совещание с председателями территориальных (муниципальных) избирательных комиссий, на котором рассматривались вопросы деятельности избирательных комиссий муниципальных образований по обеспечению реализации избирательных прав граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления Амурской области 1 марта 2009 года; обсуждались итоги конкурса среди территориальных избирательных комиссий на лучшую организацию работы в области развития правовой культуры участников избирательного процесса; анализировалась деятельность территориальных избирательных комиссий по повышению активности на выборах в органы местного самоуправления молодых избирателей; рассматривались аспекты взаимодействия территориальных избирательных комиссий с органами регистрационного учета по уточнению базы данных избирателей, анализировались особенности организации и проведения выборов в органы местного самоуправления по пропорциональной избирательной системе; изучался опыт организации деятельности избирательных комиссий муниципальных образований по обеспечению законности при проведении агитации кандидатами, а также обсуждалась организация обучения членов участковых избирательных комиссий.
В соответствии с постановлением избирательной комиссии Амурской области от 17 марта 2009 г. № 66/380-4 на территории региона было объявлено о формировании резерва кадров территориальных избирательных комиссий Амурской области. Основной целью формирования такого резерва являются подготовка граждан к процессу организации и проведения выборов, обеспечение непрерывности и преемственности электоральных традиций, совершенствование избирательного процесса на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовать задачи и функции территориальных избирательных комиссий Амурской области. 15 августа 2009 года избирательная комиссия региона утвердила План формирования резерва кадров территориальных избирательных комиссий (постановление № 74/432-4), основными пунктами которого являются проведение анкетирования кандидатов в резерв территориальных избирательных комиссий (Положение об анкетировании утверждено 19 ноября 2009 года постановлением № 77/446-4) и организация конкурса среди знатоков избирательного права, зачисляемых в резерв кадров в первоочередном порядке (Положение о конкурсе утверждено 19 ноября 2009 г. № 77/447-4). В настоящий момент ведется интенсивная работа с политическими партиями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительных органах муниципальных образований, иными общественными объединениями, представительными органами муниципальных образований по активизации участия в процессе формирования резерва кадров территориальных избирательных комиссий Амурской области; разработана учебная программа для обучения резерва. Мероприятия по данному направлению деятельности планируется завершить в 2010 году.
21 - 22 мая был проведен семинар-совещание с работниками аппарата избирательной комиссии Амурской области, на котором рассматривались вопросы о проблемах применения избирательного законодательства и влиянии судебной практики на его модернизацию; обсуждались требования к подготовке и оформлению избирательной документации средствами ГАС "Выборы"; изучался порядок работы со справочниками ФКЗ ПРИУР ГАС "Выборы"; обсуждались особенности рассмотрения обращений граждан в период избирательных кампаний и в межвыборный период. Всего в работе семинара приняли участие 42 человека.
26 - 27 ноября избирательной комиссией Амурской области было организовано общеобластное совещание с председателями территориальных комиссий региона, на котором рассматривались вопросы деятельности избирательных комиссий по обеспечению реализации избирательных прав граждан; обсуждался порядок формирования резерва кадров избирательных комиссий; анализировались вопросы практики рассмотрения споров в судебных органах по выборам в органы местного самоуправления 2009 года, документационного обеспечения деятельности и внедрения программы "Дело", проблемы финансирования выборов в органы местного самоуправления, перспективное и текущее планирования деятельности избирательных комиссий, взаимодействие с региональными отделениями политических партий.
17 - 18 декабря было проведено повторное обучение работников аппарата избирательной комиссии Амурской области, в процессе которого были проанализированы результаты использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении избирательных кампаний 2008 - 2009 годов и основные этапы реализации концепции развития ГАС "Выборы" до 2012 года; обсуждена подготовка к единому дню голосования 14 марта 2010 года; изучены изменения в работе с ФКЗ ПРИУР ГАС "Выборы" версии 45, задачи ФКЗ ПАИП "Право", "Картография", "Контроль избирательных фондов", "Агитация", "Календарные планы", "Дополнительные сведения"; проведены занятия по работе с системой ПИ "Дело" в территориальной избирательной комиссии.
В условиях принятия нового Закона от 26 июня 2009 г. № 222-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" и в порядке оказания содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий по обеспечению избирательных прав граждан, избирательной комиссией Амурской области был разработан комплекс мероприятий по подготовке и проведению Единого дня голосования по выборам в органы местного самоуправления в Амурской области 11 октября 2009 года, в котором особое внимание было уделено контролю за ходом подготовки выборов депутатов Свободненского городского Совета народных депутатов, Тындинской городской Думы, Райчихинского городского Совета народных депутатов, поселкового Совета народных депутатов пгт Прогресс, глав муниципальных образований Бурейского, Ивановского, Ромненского, Свободненского, Селемджинского, Тамбовского районов. В порядке методической помощи нижестоящим избирательным комиссиям был передан ряд материалов, среди которых: план календарных сроков основных избирательных действий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления на территории Амурской области 11 октября 2009 года; методическое пособие для избирательных комиссий муниципальных образований по делопроизводству; учебная программа для членов территориальных избирательных комиссий и другие.
В течение отчетного периода избирательной комиссией Амурской области организовывались выездные семинары-совещания с председателями, секретарями территориальных избирательных комиссий, главами городов и районов, председателями и депутатами представительных органов муниципальных образований Амурской области по теме "Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями муниципальных образований и главами городов и районов Амурской области, представительными органами при проведении выборов в органы местного самоуправления Амурской области". В работе семинаров приняли участие 115 глав муниципальных образований, 285 депутатов, 380 членов избирательных комиссий. Проанализировав итоги работы избирательных комиссий на местах, деятельность глав городов и районов по повышению активности избирателей в голосовании, обеспечению полноты и достоверности сведений об избирателях, включенных в списки избирателей, организаторы семинаров предложили ряд мер по устранению недостатков в регистрации избирателей, уточнению списков избирателей, совершенствованию взаимодействия по повышению активности участия избирателей в голосовании.
В помощь организаторам выборов октября 2009 года избирательной комиссией области был подготовлен информационный бюллетень по судебной практике по выборам в органы местного самоуправления 1 марта 2009 года; разработано и отправлено в избирательные комиссии муниципальных образований методическое пособие для членов участковых избирательных комиссий об особенностях работы с избирателями с ограниченными физическими возможностями. На основе обобщения опыта подготовки муниципальных выборов избирательная комиссия области выработала рекомендации по информационному сопровождению подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления 11 октября 2009 года, а также по проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах, с использованием ГАС "Выборы". Накануне избирательных кампаний второго полугодия 2009 года в области был принят Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделяемых из местных бюджетов избирательным комиссиям муниципальных образований для финансирования избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления.
Данная деятельность обсуждалась на совещаниях-семинарах с руководителями представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления по обеспечению реализации их полномочий по оказанию содействия избирательным комиссиям в подготовке выборов 11 октября 2009 года, консультативных встречах с региональными отделениями политических партий, руководителями организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, членами избирательных комиссий всех уровней. По итогам года 15 декабря избирательная комиссия Амурской области по традиции провела итоговое совещание с государственными и муниципальными служащими области, на котором были обсуждены итоги выборов в органы местного самоуправления в 2009 году и определены задачи по подготовке к выборам в марте 2010 года.
Территориальными избирательными комиссиями осуществлялась аналогичная работа в муниципальных образованиях области. Например, по инициативе ТИК Бурейского района, организовавшей в районной администрации при проведении аттестации муниципальных служащих тестирование по избирательному законодательству, была разработана примерная программа аттестации для муниципальных служащих всех муниципальных образований области. На ее основе проводилась совместная учеба глав и председателей избирательных комиссий муниципальных образований по теме "Образование избирательных округов. Назначение выборов". В Серышевском районе была организована викторина среди глав поселений. В Тындинском районе 4 августа был организован "круглый стол" по вопросам обобщения сведений по регистрации (учету) избирателей, поступающих главе муниципального образования. В нем приняли участие представители администраций г. Тында и Тындинского района, Управления Федеральной миграционной службы, районной больницы, военкомата, ЗАГС. Участвовало 20 человек. По итогам мероприятий участники диспута пришли к выводу о необходимости внесения изменений в регистр избирателей.
В Ивановском районе 15 июля 2009 года с главами муниципальных образований Березовского, Ивановского, Новоивановского и Среднебельского сельсоветов были проведены занятия по темам "Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов" и "Финансирование деятельности избирательных комиссий". На территории Новороссийского сельсовета Мазановского района 11 сентября 2009 года проводился семинар по обучению членов муниципальной и участковых избирательных комиссий, организованы консультации с руководителями политических партий, принимавших участие в выборах главы Новороссийского сельсовета. На семинаре присутствовали руководители отделов администрации, избиратели, члены избирательных комиссий. Наибольший интерес у присутствующих вызвали вопросы, связанные с особенностями проведения выборов глав сельских поселений. В заключение мероприятия было проведено тестирование для членов муниципальной и участковых избирательных комиссий по темам "Назначение выборов главы сельсовета", "Выдвижение и регистрация кандидатов". Результаты тестирования показали удовлетворительный уровень знаний членов комиссии. Учитывая, что в избирательное законодательство России и Амурской области в течение 2008 - 2009 годов вносились значительные коррективы, важным направлением работы семинара являлось разъяснение нововведений в законодательства о выборах. Также в тестировании приняли активное участие и избиратели, которые присутствовали на семинаре. Всего в работе семинара приняло участие 32 человека.
В процессе организации и проведения выборов 2009 года в органы местного самоуправления территориальными избирательными комиссиями, на которые в Амурской области возложены обязанности избирательных комиссий муниципальных образований (городского и районного уровней), была продолжена практика организации конкурсов среди участковых избирательных комиссий на лучшую работу с избирателями. Так, в г. Свободном в рамках подготовки и проведения выборов депутатов Свободненского городского Совета народных депутатов участковыми комиссиями были подготовлены статьи в муниципальные и негосударственные периодические печатные издания, разработаны индивидуальные приглашения на участках, организованы мероприятия в день выборов по повышению электоральной активности избирателей (подарки для впервые голосующих и ветеранов, выставки цветов и кулинарной продукции и т.д.).
Учитывая, что политические партии в 2007 - 2008 годах стали основными участниками избирательного процесса, в Плане основных мероприятий избирательной комиссии Амурской области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса в 1 и 2 полугодиях 2009 года был предусмотрен ряд мероприятий, направленных на взаимодействие с избирательными объединениями.
В феврале 2009 года была организована консультативная встреча с представителями политических партий, на которой обсуждались вопросы проведения предвыборной агитации; обсуждались особенности избирательной кампании по выборам мэра областного центра; было предложено самотестирование по вопросам на знание избирательного законодательства России и Амурской области. На встрече присутствовали представители 5 из 11 региональных отделений политических партий.
2 марта 2009 года избирательной комиссией Амурской области была организована консультативная встреча с представителями региональных отделений политических партий, средств массовой информации по итогам выборов в органы местного самоуправления 1 марта 2009 года. На встрече обсуждались итоги муниципальных выборов, факторы, повлиявшие на активность избирателей, результаты голосования, анализировались механизмы взаимодействия избирательных комиссий с органами власти при подготовке и проведении выборов.
В июле избирательной комиссией Амурской области совместно с территориальной избирательной комиссией г. Благовещенска был организован месячный учебный курс для представителей общественных объединений, имеющих право выдвигать кандидатов, списки кандидатов на муниципальных выборах. Всего в обучении приняли участие 25 человек.
13 октября для представителей СМИ и политических партий была организована пресс-конференция, на которой были обсуждены все актуальные вопросы прошедших 11 октября 2009 года выборов и даны исчерпывающие вопросы.
24 декабря избирательная комиссия Амурской области провела с членами политический партий общеобластное совещание, в котором приняли участие представители 6 и 7 региональных отделений политических партий, зарегистрированных в Амурской области. Совещание было посвящено процессу выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в органы местного самоуправления Амурской области, голосование по которым назначено на 14 марта 2010 года (в свете нового Закона области "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области").
С целью взаимодействия избирательной комиссии Амурской области с общественными организациями инвалидов региона при содействии областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, областной общественной организации Всероссийского общества слепых, Амурского общества глухих, министерства социальной защиты населения Правительства Амурской области создана рабочая группа, призванная оказывать содействие избирательным комиссиям муниципальных образований в обеспечении избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями при проведении выборов в органы местного самоуправления в 2009 - 2011 годах.

2. Работа с молодежью

Учитывая, что 2009 год объявлен Годом молодежи, избирательные комиссии Амурской области особое внимание в отчетном периоде уделяли работе по повышению правовой культуры этой категории избирателей, в том числе и будущих. Амурская область - это регион молодых; доля избирателей в возрасте от 18 до 30 лет составляет 26% от общего числа жителей области, обладающих активным избирательным правом.
В соответствии с Планом основных мероприятий избирательной комиссии Амурской области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса в первом полугодии 2009 года было проведено 65 крупных межмуниципальных мероприятий электоральной тематики среди учащихся школ, 11 мероприятий - среди студентов высших и средних учебных заведений, в 19 мероприятиях участвовали представители молодежных парламентов, в 20 мероприятиях была задействована рабочая молодежь. Наиболее масштабные события были приурочены ко Дню молодого избирателя, программа которого была утверждена избирательной комиссией Амурской области постановлением от 9 февраля 2009 г. № 64/370-4. Данный документ был разработан в целях развития демократии, повышения правовой культуры молодежи, уровня информированности молодых избирателей о выборах, создания условий для осознанного участия в голосовании, формирования у молодых людей гражданской ответственности, увеличения интереса молодых и будущих избирателей к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов. В качестве целевой аудитории были задействованы молодые избиратели (18 - 30 лет), в том числе голосующие впервые, и будущие избиратели (14 - 18 лет). В качестве направлений реализации программы были:
- проведение на базе общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего образования тематических занятий по вопросам демократической системы организации современного общества, основам избирательного права РФ, олимпиад и викторин по избирательному праву и избирательному процессу, конкурсов по тематике выборов (на лучшие плакат, стихотворение, сочинение, призыв, приглашение на выборы и т.д.), деловых игр, тренингов, научно-практических конференций;
- встречи учащейся и работающей молодежи с представителями органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления, членами избирательных комиссий и работниками их аппаратов, представителями органов по делам молодежи, органов управления образованием, других органов и организаций по вопросам участия молодежи в выборах;
- проведение молодежных форумов, "круглых столов";
- организация работы "горячей линии" для молодежи;
- конференции членов избирательных комиссий Амурской области;
- выставочные мероприятия, в том числе организация передвижных выставочных экспозиций по вопросам организации и проведения выборов, выставок книжных изданий, посвященных избирательному праву и избирательному процессу, выставок материалов по истории проведения выборов на территории Амурской области. К проведению выставочных мероприятий привлекаются музеи, библиотеки и другие учреждения культуры;
- презентации клубов молодого избирателя, центров повышения правовой культуры избирателей;
- проведение викторин по избирательному праву;
- организация посещения учащимися старших классов общеобразовательных учреждений и студентами вузов избирательных комиссий с целью ознакомления с работой по организации и проведению выборов (экскурсии, дни открытых дверей);
- проведение культурно-развлекательных и спортивных мероприятий (театрализованные представления, КВН, концерты, дискотеки, соревнования и так далее), массовых мероприятий под девизами "Молодежь выбирает будущее", "Голосуют молодые", "Голосуй - не комплексуй!" и так далее (шествия, уличные акции и др.);
- посвящение в избиратели (для голосующих впервые);
- проведение различных акций и мероприятий, моделирующих процесс подготовки и проведения голосования (молодежные референдумы, выборы в молодежные парламенты, органы самоуправления учебных заведений и так далее).
В соответствии с Планом основных мероприятий избирательной комиссии Амурской области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса во втором полугодии 2009 года было проведено 86 крупных мероприятий электоральной тематики среди учащихся школ, 8 мероприятий - среди студентов высших и средних учебных заведений, в 25 мероприятиях участвовали представители молодежных парламентов, в 32 мероприятиях была задействована рабочая молодежь.
Из 341 дошкольного учреждения области мероприятия по повышению правовой культуры были проведены в 48, что составило 14% от общего числа соответствующих учреждений; однако учитывая, что из 341 дошкольного учреждения 205 имеют ясельную и младшую возрастную направленность, а из оставшихся 136 дошкольных учреждений подготовительные группы к общеобразовательным школам имеют 93, то соответствующий процент проведенных мероприятий по повышению правовой культуры будущих школьников избирательными комиссиями возрастает до 52%. Из 460 дневных общеобразовательных школ избирательные комиссии инициировали и провели мероприятия электоральной тематики в 327, что составило 71% от всех общеобразовательных школ области. К сожалению, охватить оставшиеся 29% школ "очными" мероприятиями избирательной комиссии Амурской области и территориальным избирательным комиссиям не удалось вследствие значительной территориальной протяженности региона, низкой плотности населения (2,5 человека на 1 квадратный километр) и удаленностью ряда школ от городов и районных центров на сотни и даже тысячи километров; однако комиссии постарались компенсировать эти обстоятельства, задействовав отдаленные учебные заведения в "заочных" конкурсах-викторинах по избирательной тематике (Тындинский, Зейский, Селемджинский районы). С учетом этого критерия 95% общеобразовательных школ области были охвачены мероприятиями по повышению правовой культуры будущих избирателей.
Более сложная обстановка сложилась при взаимодействии избирательных комиссий с руководством средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ ввиду особенностей профессиональной подготовки и особого социального статуса этой категории молодежи. Поэтому лишь в 30 из 52 таких учебных заведений удалось организовать системную работу по повышению электоральной культуры будущих выпускников (58%). Иная ситуация наблюдалась с высшими учебными заведениями области - во всех 7 вузах (100%) была организована системная работа избирательных комиссий, в том числе по подготовке школ молодых избирателей, школ резерва членов участковых избирательных комиссий, пунктов молодежного самоуправления; образовывались из студентов вузов реальные участковые избирательные комиссии на выборах в органы местного самоуправления в Амурской области в 2009 году (г.г. Благовещенск, Зея, Тында, Райчихинск), организовывалась работа пунктов "горячих линий" (на выборах депутатов Благовещенской городской Думы).


В июне 2009 года в г. Тынде членами избирательных комиссий совместно с работниками молодежно-досугового центра "Гармония" было разработано положение о школе молодого избирателя, в соответствии с которым была начата работа соответствующей общественной структуры с 1 сентября текущего года. Первый курс слушателей составил 10 человек, однако в связи с заключением договора о сотрудничестве со школой юных журналистов в 2010 году планируется расширение числа обучающихся. Школа молодого избирателя совместно с территориальной избирательной комиссией г. Тынды организовала городской конкурс на лучший макет памятного диплома для впервые голосующих избирателей среди молодежи города в 2009 году. Конкурс проводился в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Тындинской городской Думы V созыва среди молодежи города в возрасте от 14 до 35 лет. На основании эскиза победителя ТИК были изготовлены памятные дипломы, которые вручались всем впервые принимающим участие в выборах избирателям. Сюжеты о проведении конкурса и о вручении дипломов транслировались по местному телевидению.
Территориальной избирательной комиссией Бурейского района в феврале 2009 года совместно со специалистами отдела молодежи и детства администрации района проведено мероприятие для учащихся общеобразовательных школ и рабочей молодежи. Члены территориальной избирательной комиссии рассказали присутствующим о правах избирателей, о важности проведения выборов и участия в них, о том, какие выборы будут проходить на территории района 1 марта и какие планируются на 11 октября текущего года. Затем была проведена игра "Брейн-ринг", в которой приняли участие четыре команды по пять человек из разных школ, остальные присутствующие были болельщиками. Игра прошла с бурными обсуждениями заданных вопросов. Ребята проверили знание Конституции РФ, законодательства о выборах и политических партиях. Организаторами мероприятия была разработана "Памятка молодому избирателю" и изготовлены памятные блокноты, которые были вручены по окончании мероприятия.
В Бурейском районе разработаны, опубликованы в районной газете и доведены до общеобразовательных учреждений положения о районных конкурсах среди молодежи ("Мой наказ кандидату на должность главы Бурейского района (или своего поселка)", "Портрет выборов - 2009", творческий конкурс "Идем на выборы"). 22 октября на базе общеобразовательных учреждений была проведена районная олимпиада среди учащихся по избирательному праву. Кроме того, совместно с молодежной общественной организацией Бурейского района "Вместе" среди молодежи проведены: 28 августа - диспут-площадка "Мы и выборы", 24 сентября - встреча с рабочей молодежью п. Бурея "Выборы в районе - выборы для района", а 7 октября - встречи с молодежью п. Талакан.
Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района совместно с органами местного самоуправления района в рамках проведения Дня молодого избирателя организовала в 28 селах района встречи глав администраций и председателей муниципальных избирательных комиссий сельсоветов с молодежью, проживающей на их территории, по разъяснению избирательного права и порядка участия в избирательных кампаниях. На встречах с молодежью села Екатеринославка и села Варваровка участвовали председатель районного Совета, глава района, его заместители, члены избирательных комиссий. Кроме того, с членами районного молодежного клуба "Феникс" был проведен "круглый стол" по участию молодежи в выборах. В Варваровской средней школе с учащимися 10 - 11 классов проведена деловая игра "Мой выбор!".
При поддержке областного и городского избиркомов проводилась деловая игра по выборам молодежного президента г. Благовещенска. Ее главными целями были повышение политической активности молодежи и привлечение внимания к выборам мэра Благовещенска. Принять участие в выборах могли граждане в возрасте от 18 до 30 лет, участвовать в голосовании - от 14 до 30. Президентские выборы прошли по всем правилам реального избирательного процесса: со 2 по 9 февраля кандидаты подавали заявления на регистрацию и собирали в свою поддержку 150 подписей потенциальных избирателей. Затем зарегистрированные кандидаты приняли участие в предвыборных дебатах, пикетах, поездках по области. Кроме того, юные политики соревновались в красноречии с депутатами амурского Законодательного Собрания. 27 февраля в ОКЦ состоялось само голосование. Первый избранный в Приамурье молодежный президент будет занимать должность один год.
В Белогорском районе в августе и сентябре 2009 года была проведена активная подготовка молодежного межтерриториального открытого первенства интеллектуального клуба "Брейн-ринг" по основам избирательного права и избирательного процесса, которое проводилось 6 октября 2009 года.
В Свободненском районе в 7 средних общеобразовательных школах района с 16 по 21 сентября 2009 года проводились викторины по избирательному праву, в которых приняло участие 102 учащихся 11-х классов. Все участники были приглашены членами участковых избирательных комиссий посетить избирательные участки по выборам главы Свободненского района для закрепления своих творческих знаний. 15 октября 2009 года в МОУ "Семеновская СОШ" Свободненского района была проведена экскурсия в необычное государство, но с настоящими обучающими гидами, под названием "Путешествие в Страну выборов". Такая страна располагалась на избирательном участке. Путешествие началось с истоков зарождения выборов в государствах античности и продолжалось вплоть до настоящего времени. Путешествие проходило от этапа к этапу, на каждом из которых участники должны были правильно отвечать на вопросы. Такой исторический подход, затронувший все стадии выборов, позволил ребятам провести сравнительно-правовое исследование электоральных институтов.
В г. Шимановске 16 октября 2009 года в 14.00 часов на базе ГОУНО Амурской области "Профессиональное училище № 3" проведена интеллектуальная игра "Я - гражданин" с учащимися этого учебного заведения. Мероприятие строилось по модели реальных выборов депутатов Шимановского городского Совета, которые пройдут в муниципальном образовании 14 марта 2010 года. Ребятам было предложено применить новый Закон "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" на практике, что позволило в игровой форме проверить его преимущества по сравнению с ранее действовавшим нормативным актом.
В Ивановском районе 11 декабря 2009 года на базе МОУ СОШ № 1 села Ивановка территориальной избирательной комиссией района совместно с отделом по делам молодежи, культуры и спорта и отделом образования администрации района была проведена интеллектуальная игра "Выборы главы муниципального образования", в которой приняли участие 4 команды старшеклассников - "Избранники народа", "Будущее России", "Молодая гвардия", "Гласные", соревновавшиеся в правильном проведении предвыборной агитации. Ребята приняли участие в викторине, а затем представили на суд жюри предвыборные программы. Зрители из зала, выступившие в роли знатоков избирательного права, отмечали случаи нарушения избирательного законодательства на данной стадии избирательного процесса, что максимизировало аудиторию игроков. Победителям интеллектуальной игры были вручены памятные призы.
В Михайловском районе для реализации мер по повышению правовой культуры молодежи был образован координационный совет, в состав которого вошли руководители местных отделений политических партий, редактор газеты "Михайловский вестник", директора школ, главы администраций сельсоветов, председатели сельских Советов народных депутатов, заведующие клубами, библиотеками, представители прокуратуры, совета ветеранов и совета пенсионеров района. Благодаря работе данной структуры удалось привлечь внимание молодежи к сельским выборам района, активизировать ее участие в избирательном процессе не только в качестве избирателей, но и в качестве членов участковых избирательных комиссий.
В Константиновском районе при проведении выборов главы Семидомского сельского совета были организованы пресс-центры старшеклассников МОУ "Семидомская ООШ", МОУ "Золотоножская ООШ", деятельность которых осуществлялась с 1 сентября по 9 октября 2009 года. В работе пресс-центров приняли участие школьники 9 - 11 классов. Мероприятия проводились с целью повышения интересов старшеклассников к политическим процессам, происходящим в обществе, в том числе электоральной направленности. Участники пресс-центров осуществляли опрос общественного мнения о предстоящих выборах (опрошено было 10% жителей сел), присутствовали на встречах кандидатов с избирателями, на заседаниях избирательных комиссий, проводили анализ полученной информации и ее опубликование в школьной газете "Объектив" еженедельной периодичности, которая распространялась среди жителей сел. Для ребят оказались поразительными итоги опроса общественного мнения, в соответствии с которым перемен на селах от выборов ожидали 90% респондентов, при этом 83% опрошенных жителей Семидомки оценили работу администрации села как неудовлетворительную, а 56% опрошенных избирателей Золотоножки предложили конкретные меры для включения в предвыборные программы кандидатов.
Значительная часть вышеперечисленных мероприятий проводилась избирательными комиссиями в рамках конкурса среди территориальных избирательных комиссий Амурской области на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры молодежи, объявленного избирательной комиссией Амурской области в соответствии с постановлением от 14 мая 2009 г. № 68/390-4. Конкурс проводился с 1 июня по 30 ноября 2009 года, объединив усилия 24 территориальных избирательных комиссий. В рамках конкурса мероприятия по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей проводились территориальными избирательными комиссиями в основном со школьниками (Благовещенский, Мазановский районы, ЗАТО Углегорск, г. Шимановск) и учащимися средних учебных заведений (г.г. Белогорск, Зея, Райчихинск, Тында, пгт Прогресс). Рабочая молодежь принимала участие в дискуссиях, деловых играх, викторинах и конкурсах, организованных территориальными избирательными комиссиями г.г. Райчихинска, Зеи, Бурейского и Константиновского районов.
Особенностью данного конкурса можно назвать увеличение числа совместных мероприятий, проводимых территориальными избирательными комиссиями по вопросам популяризации демократических принципов участия молодежи в управлении делами государства. Межмуниципальные деловые игры, тренинги с участием школьников и студентов организовывались территориальными избирательными комиссиями г.г. Райчихинска, Белогорска, Зеи, Тынды, Сковородинского района. Именно базовые территориальные избирательные комиссии в 2009 году стали основными центрами проведения "кустовых" мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей различных муниципальных образований.
Проведенный конкурс показал и усиление взаимодействия территориальных избирательных комиссий с представителями средств массовой информации, органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам организации обучения, размещения материалов и публикаций, направленных на повышение правовой культуры молодежи (г.г. Белогорск, Шимановск, Райчихинск, Тында, Зея, Шимановский, Тындинский, Бурейский, Завитинский, Свободненский, Тамбовский районы).
По итогам конкурса лауреатами были признаны территориальные избирательные комиссии г. Зеи (1 премия), г. Райчихинска и Бурейского района (2 премия), г. Тынды, Шимановского и Тындинского районов (третья премия).
При содействии членов территориальных, муниципальных и участковых избирательных комиссий в период избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления области были созданы благоприятные условия для эффективной реализации избирательных прав граждан, а также принципов свободных и открытых выборов. Это подтверждается результатами электоральной активности граждан: так, на выборах в некоторых сельских поселениях активность избирателей была близка к абсолютной. Из 167743 избирателей области в возрасте от 18 до 30 лет, а также будущих избирателей в возрасте от 14 до 18 лет в мероприятиях электоральной направленности было задействовано около 52100, что действительно является внушительным показателем для региона.
Высокая активность избирателей на выборах - следствие регулярной работы по разработке и обновлению программ по вопросам повышения правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, организации встреч, консультаций, проведению семинаров с представителями политических партий, средств массовой информации, органов государственной власти, органов местного самоуправления, обучению кадров избирательных комиссий.
В целом запланированные пункты планов основных мероприятий избирательной комиссии Амурской области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса в 2009 году были выполнены. Еще раз необходимо подчеркнуть, что деятельность Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России способствует повышению правовой и научной активности избирателей в Амурской области. Материалы, издаваемые РЦОИТ, позволяют знакомиться с опытом организации и проведения избирательных кампаний в других регионах России и использовать его положительные аспекты при проведении амурских выборов.
В качестве общих выводов и предложений по совершенствованию работы избирательных комиссий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей отметим следующее:
1. Систематичная, масштабная работа избирательных комиссий региона по повышению электоральной активности молодежи должна осуществляться в соответствии с планом основных мероприятий избирательной комиссии по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса или одноименной программой с обязательным разделом, посвященным мероприятиям, проводимым на территории каждого муниципального района, городского округа (по подведомственности территориальных избирательных комиссий). Такой подход ориентирует организаторов выборов на системность работы на территории и позволяет максимально задействовать молодых и будущих избирателей в мероприятиях электоральной направленности со всех уголков региона, в том числе из отдаленных территорий.
2. Планам основных мероприятий избирательных комиссий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса или одноименным программам желательно придавать "межведомственный" характер, в рамках деятельности специально создаваемого в субъекте РФ координационного совета по повышению электоральной культуры молодежи, который мог бы формироваться на паритетных началах из числа членов избирательной комиссии субъекта РФ, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти региона, сотрудников министерств (управлений) по вопросам внутренней и молодежной политики, информационной политики, молодежных парламентов. Вышеуказанный координационный совет может иметь территориальные подразделения в крупных муниципальных образованиях субъекта РФ и формироваться по аналогичному принципу. Перспективно создание и общероссийского координационного совета по повышению правовой культуры молодежи, объединяющего деятельность соответствующих советов на местах.
3. Школы резерва кадров должны создаваться при всех избирательных комиссиях, действующих на постоянной основе. Целесообразно включение в такие школы не только граждан РФ, достигших возраста 18 лет (как это имеет место на практике), но и школьников в возрасте от 14 лет. Доля молодежи в составе таких резервов кадров должна составлять не менее 40%.
4. В субъектах РФ необходимо организовать взаимодействие политических партий и школ резерва кадров избирательных комиссий, поскольку именно партии обладают преференциями при формировании избирательных комиссий. Это позволит реально повысить качество состава избиркомов.
5. Члены молодежных парламентов - неизменные союзники избирательных комиссий по вопросам повышения правовой культуры и электоральной активности избирательных комиссий. Поэтому молодые парламентарии должны обязательно включаться в резервы кадров избирательных комиссий.
6. Повышение правовой культуры молодых избирателей невозможно без организации тесного взаимодействия комиссий с образовательными учреждениями. Поэтому в координационный совет по повышению правовой культуры молодежи региона необходимо включать руководителей всех образовательных учреждений региона, а также лидеров органов общественного молодежного самоуправления.
7. Целесообразно объявление региональных конкурсов на лучшее муниципальное образование, в котором наиболее активно ведется работа по повышению правовой культуры молодежи. Это позволит активизировать не только избирательные комиссии, но и образовательные учреждения, органы местного самоуправления, без активного содействия которых в этом вопросе не обойтись.
8. Молодежь - наиболее мобильная и активная часть населения, открытая всему новому и приветствующая инновационные подходы. Ее необходимо не только привлекать к деловым играм, викторинам, конкурсам, но и включать в состав избирательных комиссий всех уровней с правом решающего голоса.
9. Молодежь наиболее болезненно реагирует на факты социальной несправедливости, и любое не исполненное кандидатом, политической партией обещание из предвыборной программы может явиться причиной последующего абсентеизма. Поэтому избирательные комиссии не должны ограничиваться исключительно собственными мероприятиями электоральной направленности, к ним необходимо привлекать и представителей политических партий, что укрепит социальные связи этих категорий участников избирательного процесса.
10. Планомерная и системная работа избирательных комиссий по вопросам повышения правовой культуры избирателей действительно способствует увеличению количества молодежи, осознанно участвующей в выборах. Избирательными комиссиями России накоплен немалый потенциал различных разработок (сценариев деловых игр, викторин, методик проведения олимпиад и т.д.) обучающей электоральной направленности. Это предполагает возможность создания единой электронной библиотеки (например, на сайте ЦИК России), объединяющей такие материалы. Это будет способствовать обмену опытом избирательных комиссий субъектов РФ.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Избирательной комиссии Амурской области от 21.01.2010 № 81/470-4
"Об информации о проведении в 2009 году мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Амурской области"

Постановление
Информация о проведении в 2009 году мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Амурской области
1. Обучение организаторов выборов. Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями
2. Работа с молодежью

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru